Налог на добавленный долг: присоединяется Юрий Рязанов, Ростсельмаш » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Налог на добавленный долг: присоединяется Юрий Рязанов, Ростсельмаш

Юрий Рязанов, Ростсельмаш - yurii_riazanov - выступил с предложением ввести НДС на банковские кредитные операции... и подошёл к неприкасаемой величине: долг - ценность особого рода. Мысль витает в воздухе. Примечательно даже совпадение по датам: предложение опубликовано 17 декабря 2013, а через два дня я выступил на Конференции к 100-летию ФРС с докладом по этой теме...
10 февраля 2014 Живой журнал | Архив KubKaramazoff
Юрий Рязанов, Ростсельмаш - yurii_riazanov - выступил с предложением ввести НДС на банковские кредитные операции... и подошёл к неприкасаемой величине: долг - ценность особого рода. Мысль витает в воздухе. Примечательно даже совпадение по датам: предложение опубликовано 17 декабря 2013, а через два дня я выступил на Конференции к 100-летию ФРС с докладом по этой теме...

При обсуждении Рязанову было высказано множество дилетантских возражений, но ряд комментаторов объективно обозначил проблему: банки не производят добавленную стоимость, невозможно сделать НДС на деньги и т.п.

Проблема решается введением в практическую экономику понятия и термина "Добавленный долг", его формализацией в бухгалтерском учёте. Следует понимать, что Добавленный долг (ДД) - не просто проекция формализованной добавленной стоимости (ДС) на финсектор, но особая величина, обладающая совершенно иными свойствами. ДД производится во всех секторах экономики и при любом общественном строе.

Добавленный долг (ДД) - дополнительно присоединённый долг в процессе движения любого капитала. Чем больше стадий формирования проходит капитал, тем больше к нему присоединяется долг. Добавленный долг - категория общественного, частного и единичного движения капитала, при котором произведённый долг является результатом деятельности многих производителей долга. Относительно любого субъекта Добавленный Долг равен разности между входным и выходным долгом за период времени, в том числе процент за время пользования долгом.

В докладе "Добавленный долг в уравнении обмена" я в частности аргументировал:

В бухучёте реального сектора добавленный долг формализован под маской добавленной стоимости. Это следующие операции, входящие в базу НДС:
- предоплата и возврат предоплаты (как кредит и погашение кредита).
- товарный кредит и проценты по нему.
- в некоторых юрисдикциях даже дисконт и проценты по векселям облагаются НДС.

Для чего нужен Налог на Добавленный Долг? Необязательно с целью увеличения налоговой нагрузки на экономику - её легко компенсировать снижением учётной ставки, налога на прибыль и НДС...

1. Европа вводит аналог налога с оборота на биржевые операции и финансовые транзакции. Падение европейского ВВП вследствие нового налога оценивается примерно в те же суммы, что даст налог. То есть задача не увеличить доход казны, а обуздать долговое производство и спекулятивный капитал. Но это деструктивное решение, ибо оборотный налог ведёт к снижению деловой активности и дальнейшей сверхконцентрации капитала. Не зная о существовании добавленного долга, иного выхода Европе не найти.

2. Налог на добавленный долг сможет очертить входные-выходные долги каждого субъекта и разность между ними.

3. НДД, аналогично НДС, блокирует перепроизводство долга, подсветит необеспеченные и переоценённые долги в финсекторе. Подобно швейной машинке Зингера, НДД и НДС двойной нитью прошьют реальную ткань реальных долгов и реальных товаров. Долги не смогут накапливаться, сходя периодической лавиной делевериджа. Проблемные компании, перегруженные неликвидным долгом, как сломанные грузовики, будут сходить с магистрали в индивидуальном порядке, не накапливаясь в одном месте в одно время, не блокируя всё движение на экономических магистралях.

4. Устранится дисбаланс между финансовым и реальным сектором в странах с НДС.

5. Новый налог поощрительно, а не запретительно, дестимулирует отток капитала и стимулирует приток. [При получении заёмных средств из-за рубежа не нужно будет платить НДД, но не будет и стимулирующего возмещения при уплате процентов и возврате средств иностранному инвестору.] Иностранные партнёры не смогут обвинить в ограничении свободы трансграничного движения капитала, как при налоге на вывоз капитала. Так же, как НДС не считается запретительным барьером для импорта-экспорта.

6. Главное: благодаря учёту добавленного долга, станет виден оборот входных и выходных долгов в макроэкономической динамике, а значит, когда и насколько уравнение обмена выйдет из равновесия. Регулятор сможет легко определить сроки и объём проведения дополнительной денежной эмиссии/ремиссии, смены учётной ставки для поддержания равновесного обмена между деньгами, долгами и товарным производством. Ослабится нагрузка на функционально перегруженный монетарный рычаг управления.

7. Данные по обороту добавленных долга и стоимости в разрезе по отраслям и регионам позволят проводить тонкую настройку экономики: подсветятся перегретые и переохлаждённые отрасли и регионы, появится возможность упреждающе реагировать на угрозу резкого падения или взлёта цен в отдельных отраслях. Появится значимый индикатор для расчёта межотраслевых балансов.

8. При учёте Добавленного долга государство минимизирует негативное влияние валютных войн. Теоретически можно даже оставить в обороте наличную валюту страны-противника, можно допустить в банковский оборот любые маргинальные валюты типа «биткоин», можно привязать собственную валюту к любым величинам, хоть к золоту, хоть к бозону Хиггса, которого никто не видел. Потому что производство долгов, номинированных в любой валюте, окажется под контролем.

Уже очевидно, в число плательщиков НДД должен входить центробанк.

Рязанов предполагает, что системы НДД и НДС должны быть открыты по отношению друг к другу, то есть реалсектор должен будет получать возмещение НДД при уплате, например, процентов по кредиту. Я тоже за этот вариант, но требуется дополнительная проработка вопроса. Следует начать с символической ставки НДД исключительно в банковском секторе по кредитно-депозитным операциям, чтобы накопить статистику, не ломая устоявшиеся финансовые связи. Затем решать вопрос взаимной открытости НДД и НДС, расширения базы налогообложения за счёт биржевых и внебиржевых операций с акционерно-паевым капиталом, страхованием, в том числе CDS, и обязательно - валютообменных операций.

Рязанов оценивает, что поступления НДД (НДС в оригинале) в казну от русских комбанков могут составить 250 млрд.руб, как минимум. Я уверен, что этот минимум больше. В разы больше. Потому что задекларированная банками прибыль это лишь верхушка доходного айсберга. Прибыль чрезвычайно легко занизить затратами, особенно платежами зарубеж - отсюда одна из весомых причин оттока капитала - оптимизация финсектором налога на прибыль. Разумеется, что НДД не будет возмещаться с уплаченных процентов нерезидентам, как и прочим субъектам-неплательщикам налога, а значит, "оптимизационная" предпосылка для бегства капитала ликвидируется. Так же ликвидируется комбанковский чёрный ход отмывания средств. Так же...

/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter