Асимметричные пузыри на финансовых рынках » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Асимметричные пузыри на финансовых рынках

Совсем недавно лауреат Нобелевской премии экономист Роберт Шиллер (Robert Shiller) предупредил, что американский фондовый рынок и рынок недвижимости Бразилии являются проблемными областями. В частности он заявил:

«Я пока еще не бью тревогу. Однако во многих странах торговля на фондовых биржах происходит на высоких уровнях, а на некоторых рынках недвижимости резко выросли цены, что может плохо кончиться. Больше всего меня беспокоит бум на фондовом рынке США. В том числе из-за того, что наша экономика все еще слаба и уязвима. Именно так выглядят пузыри. А мир пока что очень уязвим для пузырей».
14 марта 2014 Pragmatic Capitalism
Пузыри возникают, когда инвесторы не осознают, что рост цен на активы отделился от лежащих в основе фундаментальных показателей. Я говорил об этом в своей статье «Рынок в картинках» (The Market In Pictures).

SnP 500 с учетом циклов, P/E и возврата

 Асимметричные пузыри на финансовых рынках


Долговременные бычьи рынки заканчиваются, когда значение P/E (price-to-earnings ratio, коэффициент отношения цены к прибыли) выше 23Х.
Долговременные бычьи рынки начинаются, когда значение P/E находятся ниже 10X P/E.
Серые отрезки – рецессия
Синий график – SnP 500 с учетом инфляции
Красный график - P/E
Розовая пунктирная линия – среднее значение P/E
Черные пунктирные линии - предыдущие пики бычьего рынка

Однако совсем недавно блог Mercenary Trader напомнил слова Джорджа Сороса о пузырях:
«Во-первых, финансовые рынки, очень не точно отражают все имеющиеся знания, они всегда дают искаженное представление о реальности. Степень искажения может изменяться время от времени. Иногда она довольно незначительна, в других случаях хорошо выражена. Когда существует значительное расхождение между рыночными ценами и лежащей в их основе реальностью, я говорю о далеких от равновесия условиях.

Я разработал элементарную теорию пузырей согласно этим принципам. Каждый пузырь состоит из двух компонентов: основной тренд, который преобладает в реальности, и неправильное представлением этого тренда. Когда между трендом и неправильным представлением образуется положительная обратная связь, то приходит в движение процесс резкого подъема (boom-bust process). На этом пути процесс подвергается испытаниям на отрицательную обратную связь, и если он достаточно сильный, чтобы пройти эти тесты, то и сам тренд и неправильное представление будут усилены. В конце концов, ожидания рынка стали настолько далекими от реальности, что люди вынуждены признать, что неправильное представление имеет место. Результатом этого является период оторванности от реальности (twilight period), в течение которого растут сомнения, и все большее число людей теряет веру, но преобладающий тренд поддерживается по инерции. Как сказал Чарльз Принс (Chuck Prince), бывший глава Citigroup: «Пока музыка играет, нужно танцевать. И мы все еще танцуем». В конце концов, наступает переломный момент. Тренд начинает двигаться в противоположном направлении.

Обычно пузыри имеют асимметричную форму. Сначала происходит долгая и медленная подготовка к резкому росту. Он последовательно ускоряется, пока не выравнивается во время периода оторванности от реальности. Спад является коротким и крутым, поскольку он включает в себя принудительную ликвидацию необоснованных позиций».
Ниже приведен пример асимметричных пузырей.

 Асимметричные пузыри на финансовых рынках


Видение Соросом модели пузырей интересно тем, что оно переводит рассуждение с фундаментальной точки зрения на техническую. Цены отражают психологию рынка, которая может создать петлю обратной связи между рынками и фундаментальными показателями.

Как заявил Сорос:
«Финансовые рынки не играют исключительно пассивную роль, они также могут влиять на так называемые фундаментальные показатели, которые сами же должны отражать. Эти две функции, выполняемые финансовыми рынками, работают в противоположных направлениях. В пассивной или когнитивной функции фундаментальные показатели должны определять рыночные цены. В активной или управляющей функции рынка цены находят способы воздействия на фундаментальные показатели. Когда обе функции работают одновременно, они воздействуют друг на друга. Предположительно независимая переменная одной функции является зависимой переменной другой функции, так что никакая функция не имеет истинно независимых переменных. В результате этого ни рыночные цены, ни лежащая в основе реальность полностью не определены. Все страдают от элемента неопределенности, который невозможно представить в количественной форме».

В приведенном ниже графике использованы данные доктора Роберта Шиллера по фондовому рынку с 1900 года, приведенные к инфляции. Я взял состояния рынков до крупной коррекции и наложил асимметричную форму пузыря, как описал Джордж Сорос.

 Асимметричные пузыри на финансовых рынках


В настоящее время существует твердое убеждение, что на финансовых рынках нет пузыря, несмотря на многочисленные свидетельства обратного. Однако, вполне вероятно, что цены сейчас воздействуют на фундаментальные показатели, особенно учитывая искусственные вмешательства Федеральной резервной системы.

«Спекулятивный аппетит в сочетании с ликвидностью ФРС в краткосрочной перспективе представляет собой влиятельную комбинацию. Тем не менее, увеличение спекулятивных рисков в сочетании с избыточными плечами делает рынки уязвимыми к значительной коррекции в какой-то момент в будущем.
В настоящее время единственный недостающий компонент для такой коррекции это катализатор, запускающий «страх» на чрезмерно благодушный рынок.

В долгосрочной перспективе фундаментальные показатели будут управлять рынками. В настоящее время ухудшение темпов роста доходов и снижение экономической мощи не будут поддерживать спекулятивный рост цен на активы или рост закредитованности. Мысль о том, раздувает ли Федеральная резервная система наряду с любым другим центральным банком мира очередной мыльный пузырь, имеет важное значение для инвесторов, которые не могут себе позволить снова потерять значительную часть своего капитала.

Все это напоминает рыночной пик 1929 года, когда доктор Ирвинг Фишер (Irving Fisher) произнес свои знаменитые слова: «Акции уже достигли того уровня, который можно назвать «постоянно высоким плато». Голоса, которые настойчиво твердили, что бычий рынок только начинается, рассказывают ту же историю. История изобилует крахами рынков, которые произошли только из-за того, что основной поток сделал еретиков из всех, кто осмелился противоречить бычьему взгляду на вещи».

Блог Mercenary Trader по этому поводу сказал замечательные мудрые слова:
«Вам не обязательно быть теоретически правым в своих рассуждениях. Вам просто нужно иметь правильные позиции в правильное время. Если вы в игре, чтобы выиграть, то не надо быть правым, а надо зарабатывать деньги.

Но в то же время, как общее правило, вам лучше опираться на теорию, если такое вообще возможно... потому что, если ваш портфель покоится на фундаменте ложных убеждений, или вообще ни на чем, то увеличивается вероятность, что вам это аукнется.

И, таким образом, идеал (особенно для трейдеров) – это взять лучшее из обоих миров: способность поддерживать общую теоретическую корректность, т.е. обладать умением мастерски распознавать ложный тренд в сочетании с гибкостью и средствами выгодно эксплуатировать ложные тренды, удерживая при этом риск под контролем.

По крайней мере, в игре существует три уровня:
• то, что реально;
• то, во что верят;
• реакция рынка на то, и другое.

Таким образом мы утверждаем, что, прямо сейчас очень важно, важнее, чем когда-либо, понять природу ложных трендов, петель обратной связи, пузырей, и иметь надлежащие средства обращения с ними».

Существует ли в настоящее время пузырь активов? Спросите любого, и все ответят вам: «Нет». Однако возможно именно молчаливое отрицание является признаком его существования.

Перевод long-short.ru

http://www.pragcap.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter