Текущий момент: о геополитике и украинском вопросе » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Текущий момент: о геополитике и украинском вопросе

Интересно, что события вокруг Украины практически не сказались ни на динамике американского рынка, ни доллара, ни нефти. Для глобальных инвесторов, по сути, встает только один вопрос: останется сфокусированной только на сфере своего влияния или пойдет дальше, бросив вызов Западу
15 марта 2014 Архив Писчиков Вадим
Текущий момент: о геополитике и украинском вопросе
Интересно, что события вокруг Украины практически не сказались ни на динамике американского рынка, ни доллара, ни нефти. Для глобальных инвесторов, по сути, встает только один вопрос: останется сфокусированной только на сфере своего влияния или пойдет дальше, бросив вызов Западу. И текущее поведение глобальных активов дает ответ на этот вопрос – Россия не собирается изменять ни географию, ни сферу своего влияния. Более того, фактически действия Москвы не являются наступательными, они – защитные. Действия России не являются иррациональными или двуличными. Ее действия в Крыму являются ограниченными и продиктованы теми же сами мотивами, которыми руководствуются в подобных ситуациях и другие страны, отстаивая сферы своего влияния. Однако, действия Москвы, несущие в себе отчасти милитаристскую окраску, являют собой симптом серьезной болезни: Россия очень немного может сейчас предложить странам из круга своего влияния, особенно из-за слабости своей экономики и политического курса, в общем то направленного на сужение политических и социальных свобод, чем на их расширение, проводимого высшим руководством страны.

Теперь о сути происходящего. В геополитическом контексте важно понимать ключевое определение – сфера влияния — то есть географическая территория, в рамках которой одна из стран имеет сильнейшее военное, политическое и экономическое влияние над своими соседями. Сама по себе сфера влияния позволяет создавать области взаимодействия, в которых взаимные инвестиции и торговля между странами являются политически поддерживаемыми и всячески приветствуются и поощряются. Текущая геополитическая динамика очень напоминает период конца 19-го века, в котором с легкой руки политиков Германии появился известный в геополитике термин – WELTPOLITIK. Так, немецкий министр иностранных дел Берхард фон Бюлоф провозгласил, что Берлин должен найти «свое место под солнцем», чтобы продвигать свои коммерческие интересы, создавая при этом сферу влияния на за границу. Это понимание пришло на смену направлению, господствовавшему практически весь 19-й век – REALPOLITIK. Вот определение, которое дает этому направлению Википедия –
Реальная политика (нем. Realpolitik) — вид государственного политического курса, который был введён и осуществлялся Бисмарком и был назван по аналогии с понятием, предложенным Людвигом фон Рохау (1853). Сущность такого курса — отказ от использования всякой идеологии в качестве основы государственного курса. Такая политика исходит прежде всего из практических соображений, а не идеологических или моралистических.
Сегодня мы видим как многие страны проводят фактически Weltpolitik – стратегии. Начиная от американской стратегии расширения экономических связей с ее тихоокеанскими партнерами через Trans-Pasific Partnership и заканчивая Китаем, который планомерно наращивает свое военное присутствие в Восточной Азии. Даже Европа, пройдя через сильнейший экономический кризис сохранила свое единство, не дав, к примеру, выйти Греции и принимая все новые страны в сферу своего влияния.
Что касается России, то для нашей страны первостепенный фокус – это территория бывшего СССР, жемчужиной в короне которого, всегда была Украина. И Россия стала двигаться также, используя weltpolitik в своей геополитической стратегии. Так как экспорт из России, за исключением экспорта энергоресурсов и отдельных видов вооружений неконкурентоспособен за пределами территории бывшего СССР, Россия попыталась защитить сферу своего экономического влияния, создавая Таможенный Союз. Этот проект направлен на институционализацию своего влияния на другие страны. Без Украины, однако, этот проект сводится лищь к небольшим странам Центральной Азии и Кавказа.
Почему Украина так важна для России? По крайней мере, есть самых главных причины:
— Украина – это топовое направления российского неэнегретического экспорта и является ключевым рынком для российских как финансовых, так и нефинансовых корпораций;
— Украина имеет население, которое этнически и лингвистически подобно нашему населению, что компенсирует недостаток рабочей силы в условиях флэтовой динамики прироста населения России;
— Украина является географическим буфером между Россией и НАТО, а Крым является домом для Черноморского флота и обеспечивает стратегический пункт на Черном море.
Таким образом, рассматривая такую значимость Украины для России, активные действия в Крыму вполне резонны. Однако, это поднимает один важный вопрос. Когда в 2005 году в Украине произошла Оранжевая революция и к власти пришло прозападное правительство, почему Москва не реагировала на это военными действиями? Вместо этого, Россия повела долгосрочную игру, оказывая экономическое («газовая дубинка») и политическое давление на прозападное правительство до выборов 2010 года, когда победу одержал пророссийский кандидат Янукович. Почему сейчас Россия предприняла совершенно иные действия, носящие к тому же срочный характер?
Чтобы ответить на этот вопрос нужно, в первую очередь разобраться, в чем состоит сфера влияния России. Итак, Россия с фундаментальной точки зрения может предложить как минимум три бенефита странам, входящим в сферу ее влияния:
География. Страны, входящие в сферу влияния России расположены вдоль границ бывшей Российской Империи/Советского Союза. Исторически, они являются защитными буферами России. Географически, они расположены между большой горной цепью (Кавказ) и Москвой. Поэтому путь наименьшего сопротивления для экспорта и торговли должен лежать через Россию. Это в особенности относится к экспортерам коммодитис таким как Казахстан, Туркменистан, Узбекистан и Азербайджан.
Природные ресурсы. Для бывших советских республик, которые не является производителями коммодитис, Россия обеспечивает для них энергоресурсы. Давая существенные скидки на них Россия получает выгоды политического и военного плана.
Защита. Россия обеспечивает странам, входящим в сферу ее влияния военную защиту не только от внешних угроз, но и внутренних или даже защищает друг от друга – как в случае конфликта Армении-Азербайджана. Учитывая это, военная интервенция в Крыму означает сигнал другим странам из круга своего влияния – мы защитим правительство и элиты страны от внутренних беспорядков и контрреволюций. Янукович, жив, здоров и находится не где-то, а – в России, как и часть его окружения, а также приближенные бизнесмены.
Проблема России в случае с Украиной состоит еще и в том, что довольно значительная часть населения Украины не желает быть «под москалями». Эту тему подогревают и СМИ, которые выдвигают ошибочный подход, на мой взгляд, — представляя выбор только между Москвой и Западом. Янукович не победил бы в 2010 году на выборах, если он представлялся бы исключительно пророссийским кандидатом. Он победил потому, что был максимально прагматичен: он имел проукранскую предвыборную платформу, говоря о более тесной интеграции с Евросоюзом и дружбу с Россией. В конце концов, он набрал больше голосов в западной части Украины и не был побит прозападным кандидатом.
С позиции России сближение Украины с Европой – очень непростая ситуация. Москва не может предложить уровень экономического и социального развития, который может дать Европа. Несмотря на все свои минусы, Европа имеет подтвержденный трек рекод улучшений в странах своего влияния уровня благосостояния, а также качества властных структур, органов государственного управления. Присоединение к Европе – это сложный процесс, который требует болезненных структурных реформ, но она обеспечивает доступ к огромному европейскому рынку и приглашает западных инвесторов поискать инвестиционные возможности в стране-кандидате. Членство же в сфере влияния России, не дает таких выгод. Европа существенно улучшила качество жизни в Румынии и особенно в Польше – бывших странах соц лагеря. Для Украины же постсовесткая эра была очень тяжелой, где медианное благосостояние и уровень ВВП на душу населения меньше даже чем в Беларусии.
К сожалению, военные действия в Крыму на границах Украины показывают, что у России очень мало опций, которые можно предложить Украине. Это сигнал о слабости российской экономики. Есть еще несколько сигналов, которые пытается послать Москва:
— Китай уже двигается в сферу влияния России, развивая энергетическую и транспортную инфраструктуру в Центральной Азии, посылая как бы косвенный сигнал ему о том, что вовлечение в региональную политику или безопасность запрещено;
— Турция видит в странах Кавказа, которые также входят в сферу влияния России, особенно в Азербайджане, где живет значительная часть этнических турок. Турция хочет стать энергетическим хабом для транспортировки природного газа из Центральной Азии и Азербайджана в Европу;
— Иран хочет расширить сферу своего влияния на Таджикистан, где также проживает значительная часть этнических персов.
Россия должна понимать, что Украина – это первый, кто может выбыть из сферы влияния, а следующими могут стать страны Центральной Азии, ищущие точки соприкосновения с Китаем или страны Кавказа – могущие отойти под турецкое влияние. Россия пошла на военные действия в Украине в том числе и потому, что убедить Киев остаться в сфере влияния России, другими опциями нет возможности. Москва боится, что если Украины уйдет, то другие могут последовать ее примеру. И надо понимать еще, что в отличие от других стран, входящих в сферу влияния России, Украина имеет неоспоримо больше связей с Россией – этнических, культурных, религиозных, языковых и исторических, чем другие. Поэтому Украина будет последней а не первой, кто выйдет сферы влияния России.
Как выглядит текущая ситуация. США и Евросоюз не заинтересованы в конфронтации с Москвой и не хотят военного конфликта с Россией, как ядерной державой, а Украина не является членом НАТО. Общественное мнение в обоих регионах не поддерживает военную конфронтацию с Россией. Опросы населения США во время предполагаемой интервенции в Сирию не показали общественной поддержки этого «начинания», а этот случай гораздо более явный, чем с Россией. Более того, ни США, ни ЕС не желают ускоренного включения Украины в сферу своего влияния, в том числе из-за большого количества расходов, необходимых для поддержания экономики Украины. Финансовая помощь от США вообще микроскопическая. Ожидается, что основную помощь выделит МВФ, но и она не будет достаточной особенно в случае, если Россия решит оказывать экономическое давление через торговые барьеры и повышения цены на газ.
Все на что пойдет Запад – это риторика против Москвы. Предлагаемые санкции сконцентрированы только на визовых ограничениях и заморозке активов отдельных физических лиц. Германия даже против предложения исключения России из большой восьмерки, а Франция, по стечению обстоятельств в начале недели спустила на воду и отправила в Россию первый вертолетоносец Мистраль класса по заключенному в 2011 году контракту (второй корабль будет поставлен в 2016 году и будет носить название, опять таки по невообразимой случайности – Севастополь!)
Какие ограничения есть у России?
Хотя Россия представляет собой мощную державу, но мы проигрываем как экономически, так и милитаристски Западу. Даже если сравнивать Россию и ЕС, а не НАТО, исключив США и Турцию, то силы явно не равны. ВВП Еврозоны больше 16 триллионов, у России вместе со странами таможенного союза около 3 триллионов долларов; население 500 млн и меньше 200; военные расходы 290 млрд долларов и 92; военные самолеты четвертого поколения 1700 и 850 и тд.
Экономические связи с Европой. Российской экспорт нефти и газа в ЕС часть воспринимается как ограничивающий для ЕС, однако ограничивающий он для обеих сторон. Россия, во-первых, не хочет подрывать репутацию надежного поставщика энергоресурсов и давать Европе поводы искать альтернативы. Данные также показывают, что российский экспорт еще более зависим от европейского рынка, чем спрос на российский импорт. И также как для европейцев невозможно быстро заместить поставки ресурсов из России, так и для нас практически невозможно найти новые рынки. Россия имеет очень мизерные возможности экспорта LNG и, конечно, мы не можем перенести по воздуху наши трубопроводы. Европа также испытала довольно теплую зиму и сейчас запасы газы находятся выше сезонных уровней.
Экономика. В принципе Россия готова перенести экономическую рецессию, чтобы решить свои геополитические цели. Также ясно, что последние действия ЦБ по защите курса рубля (в частности, интервенции в 10 млрд в день) направлены на стабильность курса. Исторически, случаи политической нестабильность в России были предвестником существенной девальвации рубля, особенно в эпоху Президента Ельцина. Защита рубля ужесточает фактически монетарную политику, сужая рублевую ликвидность в системе, что в свою очередь подталкивает экономику в рецессию.
Восприятие ситуации в Украине. Если Россия хочет сохранить пускай даже номинально Украину в сфере своих интересов, то она должна избежать антагонистических настроений по отношении к самой себе в случае дальнейшей военной интервенции. Установление контроля над Крымом было не сложным мероприятием в виду того, что основная часть его населения – это этнические русские. Но интервенция в восточную часть Украины могло бы подорвать поддержку пророссийски настроенной части населения Украины. А население западной часть Украины однозначно воспримет это как военную аннексию.
Теперь о возможных сценариях развития ситуации:
Россия проводит интервенцию в восточной части Украины. В случае резкого возрастания напряженности и этнических конфликтов, Россия может пойти на проведение ограниченной военной интервенции в Восточной Украине. В принципе, Москва может использовать такую же модель «сил вооруженной самообороны» как и в Крыму. Этот сценарий может случиться, если Москва решит, что Украина в своей западной части окончательно потеряна и просто ни на каких условиях не пойдет на членство в российской сфере влияния. Это может убедить Москву, что она должна сконцентрировать и сохранить свое влияние на восточную часть Украины. Проблема однако состоит здесь в том, что украинцы, живущие в восточной части не захотят «союза» с Россией и будут сопротивляться интервенции России. Риск для Москвы в этой ситуации заключается в том, что может получиться второй Афганистан. Вероятность такого сценария не более 20%.
Наиболее вероятный сценарий состоит в том, что Москва ограничивает сферой своего влияния Крымом и не проводит никаких интервенций. В этом сценарии существуют разные возможности немилитаристского характера, которые могли бы быть использованы для давления на Киев и его прозападное правительство. Этот сценарий подразумевает, что Москва используя политическое и экономическое давление, сможет достичь в будущем консенсуса с новым уже правительством, сформированным после президентских выборов. Риск здесь состоит в том, что в этом сценарии может существенно ухудшиться обстановка в Украине в области внутренней безопасности и Москва пойдет по первому варианту. Вероятность этого сценария 60%.
Может реализоваться югославский сценарий. Несмотря на попытки России и Запад найти консенсус, внутренняя обстановка настолько ухудшится, что Украина впадет в гражданскую войну. В Югославии в начале 1990-х политическое противоборство быстро эскалировалось, что привело к вооруженному конфликту внутри страны. В таком сценарии нельзя исключать, что Запад даже мог бы поддержать Москву для проведения миротворческой операции, в случае если внутренние беспорядки выльются в перманентный вооруженный конфликт. Вероятность этого сценария 10%
Россия может пойти гораздо дальше Крыма, проводя интервенцию не только на Востоке Украины, но и в Киеве. Москва таким образом может продемонстрировать давление на другие страны, потенциально на Молдову, которая недавно подписала соглашение об ассоциации с ЕС. Россия также окажет давление на членов НАТО таких как Балтика и Польша путем военных маневров. Вероятность такого сценария 5%
Российские солдаты в Крыму возвращаются на свои базы постоянной дислокации и Москва решит использовать только экономическое и политическое давление на Киев. Вероятность такого сценария 5%.
Ну и наконец последний фундаментальный вопрос, на который пока нет ответа насколько Россия будет комфортна в ситуации, когда Украина установит экономические отношения с ЕС, но сохранит нейтралитет на геополитическом уровне, не вступая в НАТО? Это предполагает «финский сценарий», когда Москва позволяет Украине иметь независимую экономическую политику, но Киев остается с Москвой по линии международной политики.
Таким образом, подводя итог, можно сказать что Россия не двинется дальше Крыма, но будет использовать экономическое и политическое давление до президентских выборов, оказывая давление на правительство Украины с тем, чтобы оно не дрейфовало слишком далеко в сторону Запада и не исчезало полностью из сферы влияния России.
Почему реакции на глобальных риск- он активах практически не было? Рынок помнит события 2008 года, когда была российская интервенция в Грузию в рамках абхазского конфликта. Рынок не рассматривает действия Москвы как геополитический риски, поскольку Москва остается ограниченной сферой своего влияния. Другими словами, рынок оперирует, руководствуясь принципом «что происходит в сфере влияния России, остается в ее сфере». Даже интервенция в Восточную Украину создаст только краткосрочную волатильность на глобальных рынках, поскольку это будет восприниматься рынком как количественное расширение российской интервенции, а не качественное. Возможно только непосредственная интервенция в Киев могла быть создать восприятие, но даже в этом сценарии Запад не стал бы отвечать милитаристски. В текущей же ситуации, надеюсь, что переговорная позиция Германии будет способствовать деэскалации конфликта на геополитическом уровне, сокращая риски для глобального рынка акций.

И в заключении вот список мер, которые МВФ «прописал» для Украины.
Фискальная консолидация
— сокращение структурного бюджетного дефицита
— сокращение рабочей в силы в государственных учреждениях, особенно в здравоохранении и образовании (especially health and education)
2. Реформы в энергетическом секторе
— сокращении субсидий за энергию (которые достигли 7,5%ВВП в 2012г), в частности, субсидии по природному газу, поощряющие перепотребление и несущие большие убытки для гос компании Нафтогаз (около 5% ВВП)
3. Реформа банковского сектора
— принятие кодекса о корпоративном банкротстве (corporate insolvency law reform)
— реформа валютного курса (FX regulations). От себя добавлю, что здесь очевидно имеется в виду переход на плавающий курс гривны
— создание законодательной платформы относительно регулирования невозвратных кредитов (framework for addressing non-perfoming banks loans)
4. Широкие экономические реформы (broad economic reform)
— исключение высоких барьеров для входа в разные индустрии (eliminating high barriers to entry in industry).

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter