Жизнь после санкций: бурный подъем » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Жизнь после санкций: бурный подъем

Иран из-за санкций Запада оказался на грани катастрофы - в стране росли только безработица и инфляция, а все остальные показатели падали. Но теперь, после смены власти в Тегеране, Запад готов отменить санкции, а страна готовится к бурному росту - на 8-10% в год, уверяет Renaissance Capital
21 марта 2014 Ренессанс Капитал | Архив
РИА Новости, Михаил Гусев
Иран из-за санкций Запада оказался на грани катастрофы - в стране росли только безработица и инфляция, а все остальные показатели падали. Но теперь, после смены власти в Тегеране, Запад готов отменить санкции, а страна готовится к бурному росту - на 8-10% в год, уверяет Renaissance Capital

Renaissance Capital предложил инвесторам необычный способ заработать. Пока "обычные" крупные и популярные развивающиеся страны буксуют, все более привлекательным становится Иран, только-только освободившийся от многомесячного режима санкций. Страна, которая еще недавно была на грани экономической катастрофы, теперь может предложить хорошие возможности для инвестиций, уверены в банке.

Чарльз Робертсон, экономист Renaissance Capital, лично посетил Иран. Теперь он пророчит стране экономический бум: когда санкции будут окончательно сняты, темпы роста ВВП могут составить 8-10%.

По численности населения, уровню жизни и развитию промышленности Иран можно сравнить с Турцией. Тегеран напоминает Анкару 2004 года.

Привлекательности стране добавляют нефтяные резервы, которые составляют 9% от мировых.

Кроме того, правительство готово пойти на реформы. Инвесторам знакома такая среда: те, кто в последнее время вкладывал деньги в Саудовскую Аравию, в Турцию после 2001 года и в Россию после 1990-х годов, вполне могут прийти и в Иран.

Десять факторов, которые делают Иран особенно привлекательным:

Иран - потенциально очень богатая страна

Добыча нефти, по оценке BP, в 2011 году составила 4,4 млн баррелей в сутки и 3,7 млн баррелей в 2012 году.

Экспорт нефти в 2012 году упал с 2,5 млн баррелей в сутки до 1,7 млн баррелей в 2012 году. Согласно различным оценкам, экспорт нефти сейчас составляет порядка 1 млн баррелей.

Министр экономики России Алексей Улюкаев должен в апреле посетить Иран, чтобы договориться о сделке "нефть в обмен на товары". В такой ситуации Россия получит 0,5 млн баррелей в сутки иранской нефти.

Иран не похож на другие страны Персидского залива. Он, скорее, напоминает Россию или Алжир: у страны большие резервы, но недостаточно инвестиций, чтобы начать их добычу.

Иран в отличие от других стран Персидского залива не может с помощью нефтяных ресурсов разрешить все свои социальные и экономические проблемы.

Жизнь после санкций: бурный подъем


Если санкции полностью отменят, то рост ВВП Ирана достигнет 8-10%

По оценке RenCap, ВВП Ирана составляет $437 млрд – это 27-е место в мире. Иран лишь немного отстает от Аргентины и Тайваня с 485 млрд, но находится впереди Австрии с $418 млрд или Таиланда с $401 млрд.

В 2012 году 52% ВВП приходилось на сектор услуг, 12% - на сельское хозяйство, 5% - на строительство, а 18% - на нефть. В прошлом году доля нефтяного сектора в ВВП резко выросла до 27%.

Если санкции будут отменены, то экономика Ирана вполне может расти на 8-10% в течение нескольких лет.

Смягчение санкций – это ключевой вопрос для инвесторов, которые вновь смогут вкладывать деньги в страну.

Большинство собеседников RenCap в Иране уверены, что санкции вскоре будут отменены.

На фоне распространения влияния Аль-Каиды в арабском мире, Иран кажется естественным союзником США в борьбе с терроризмом. Да и население, страдающее от высокой безработицы, между ядерной программой и возможностью найти себе работу выбирает последнее.

В Иране есть облигации, фондовый рынок и банки

В 2013 году фондовый рынок Ирана вырос на 130%. Общая капитализация рынка составила $170 млрд, из них $140 млрд приходится на Биржу Тегерана, которая была основана в 1967 году.

Однако рынок остается совершенно не развитым. На нем практически нет иностранцев и нельзя открыть короткие позиции. Ежедневно цены на рынке колеблются в пределах 4%.

Власти хотят сократить инфляцию до однозначного уровня. Это должно позитивно сказаться на рынке облигаций.

Однако рынок облигаций также неразвит: по облигациям есть купонный доход и фиксированная цена, но нет рыночных сигналов о ее стоимости.

Рынка межбанковского кредитования нет, а валюта строго регулируется. За попытки заработать на курсах можно оказаться в тюрьме.

Иранцы предпочитают вкладывать деньги в недвижимость, золото и акции. Рынок недвижимости уже кажется перегретым.

В целом банковский сектор Ирана – это хорошая возможность заработать, но для этого инвестору нужно внимательно изучить, как функционирует банковская система страны.

Банки ведут нормальный бизнес - привлекают средства на депозиты и выдают кредиты. Но ставки по кредитам мало отражают кредитоспособность заемщика.

Банки часто инвестируют в деятельность, не связанную с финансами. Этим часто злоупотребляли финансово-промышленные группы в России в 1990-е годы или южнокорейские корпорации перед Азиатским кризисом.


Население страны хорошо образовано и пытается пользоваться Facebook

В Иране проживают 78 млн человек, большинство из которых имеют хорошее образование. На образование детей тратятся примерно треть семейных бюджетов.

Жизнь после санкций: бурный подъем


Женщины в целом интегрированы в общество: они водят машину, могут найти себе работу, однако редко занимают крупные посты.

Общество благодаря довольно молодому населению и новым технологиям постепенно либерализуется. Facebook и Twitter запрещены, но многие находят способы ими пользоваться. Аккаунты в социальных сетях есть у президента, верховного лидера и других политиков.

Жизнь после санкций: бурный подъем


Новые власти согласны на реформы. Они уже начались

Бывший президент Ирана Махмуд Ахмадинежад проводил очень популистскую политику. Теперь к власти пришли сторонники реформ.

Они ужесточили бюджетную и денежную политику, смогли стабилизировать валюту и снизить инфляцию с многих десятков процентов до 23% всего за полгода. Они даже готовы пойти на болезненную меру: сократить зарплаты госслужащих на 6% в этом году и повысить цены на энергию внутри страны.

Еще при Ахмадинежаде была проведена обширная приватизация компаний. Теперь в Иране много частных предприятий – это производители продуктов, автомобилей и другие. Тем не менее, присутствие государства в экономике до сих значительное.

На рынке присутствуют иностранные компании, например, Danone, Pepsi, Coca-Colga и Nestle. Сейчас обсуждаются новые проекты с иностранными инвесторами о создание совместных предприятий.

Минимальная зарплата в стране - $150, а зарплата промышленного рабочего может доходить до $460 в месяц, что ниже, чем в Китае или во Вьетнаме. В стране есть дешевая энергия и большой рынок труда с незадействованными ресурсами – уровень безработицы составляет 16-20%.

Иранское сельское хозяйство и промышленность остаются достаточно конкурентоспособными, а сектор услуг пережил бум во время роста цен на нефть.

Коррупция

В рейтинге Transparency International Иран занял 25-е место из 100. Это сопоставимо с Нигерией и Украиной и чуть хуже, чем у Казахстана.

Рейтинг восприятия коррупции лучше всего связывать с ВВП на душу населения: по показателю среднедушевого дохода Иран находятся на одном уровне с Тунисом или Иорданией, но ситуация с коррупцией в стране гораздо хуже.

Жизнь после санкций: бурный подъем

http://elitetrader.ru/uploads/posts/2011-07/1311600120_d023de44ebf2f28d7290172d01b66d93.png (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter