Король масс-медиа. Австралийская история » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Король масс-медиа. Австралийская история

Король масс-медиа. Австралийская история


Управлять всеми средствами массовой информации невозможно, если, конечно, вы не Руперт Мердок
«Симпсоны»

Все началось практически с нуля: полученной в наследство от отца небольшой газеты небольшого австралийского города. Сегодня создатель медиаимперии News Corporation Ltd и один из богатейших людей планеты Руперт Мердок информирует и развлекает полмира.
В своем завещании отец медиамагната Кейт Мердок написал, что его сын благодаря наследству «должен получить хорошую возможность прожить полезную, бескорыстную и насыщенную жизнь, занимаясь газетным и радиовещательным бизнесом, и в конце концов занять ответственный пост на этом поприще». Вряд ли он мог предполагать, насколько «ответственный» пост займет его наследник и насколько влиятельным человеком он станет.

Рожденный в Австралии, сформировавшийся в Англии, в настоящее время гражданин Америки Руперт Мердок создал настоящее медиагосударство, включающее телевидение, кинобизнес, кабельную вещательную сеть, книгоиздательство и, конечно, газетно-журнальный бизнес. Владения Мердока простираются в США, Австралии, Европе, Латинской Америке, Азии и Тихоокеанском регионе. Кроме сотен СМИ, которыми владеет News Corporation, наиболее известные бренды – кинокомпания 20th Century Fox и Fox Television, сеть MySpace, издательство Harper Collins и, конечно, приобретенная в 2007 году Dow Jones со своим флагманом The Wall Street Journal.

Старт желтого цвета

В 23 года унаследовав The Adelaide News, Мердок получил от конкурентов предложение сделать выбор: либо продать за полцены это малодоходное издание, либо готовиться к банкротству. Не считаясь ни с какими правилами корректности, он поступил нестандартно – просто напечатал это письмо на первой полосе своей газеты. Так благодаря разразившемуся скандалу пришла первая популярность, и газетой начали интересоваться больше. А Мердок понял, чем именно можно привлечь больше читателей.

В итоге всего за несколько недель он многократно увеличил тираж газеты, ежедневно публикуя душераздирающие подробности реальных или вымышленных преступлений. Главный редактор сам придумывал заголовки на первую полосу — «Женщина, изнасилованная прокаженным, родила чудовище» или «Дядя изувечил племянника ржавой вилкой». От своих сотрудников он требовал одного: тираж любой ценой!

Вскоре газета Мердока стала продаваться нарасхват, завоевав Аделаиду и ее окрестности. Молодой владелец начал входить во вкус — он взял кредит и принялся скупать убыточные издания в других городах Австралии, превращая их, по сути, в желтую прессу, но зато неизменно поднимая тиражи. К концу 1950-х годов Мердок завоевал издательские рынки Мельбурна и Сиднея, приобретя ведущее австралийское издание The Sydney Mirror за $7,5 млн. По большому счету, в Австралии он скупил все, что только можно.

Останавливаться не хотелось. В 1964 году он основал новое издание – газету The Australian, которая стала первой национальной газетой Пятого континента и таблоидом не являлась. Концепция газеты заставила взглянуть на Мердока несколько иначе — как на издателя «качественной» прессы, с помощью своего детища он также приобрел политическое влияние.

В Австралии становилось скучновато, и, дабы не снижать выбранный темп, Руперт Мердок обратил свой взор на Англию.

Королевская битва

Каким образом ему удалось приобрести популярную лондонскую газету News of the World, принадлежавшую на тот момент семье Карр и готовящуюся к продаже, объяснить невозможно. Дело в том, что на тот момент покупатель уже был – медиамагнат Роберт Максвелл предлагал за издания весьма неплохие деньги – но Карры оказались националистами и восприняли австралийца Мердока гораздо адекватнее, чем «иностранца» Максвелла, который жил и работал в Англии уже не одно десятилетие. Впрочем, Мердок не смог предложить Каррам за издание ту же сумму, что Максвелл – но сделал блестящий ход. Сделка состоялась при условии того, что Карры будут принимать активное участие в управлении газетой. Предпочтя Максвеллу Мердока, Карры потеряли 2 млн фунтов. Да и совместное руководство газетой продлилось недолго – Мердок со своей традиционной решительностью и жестокостью просто оставил их за бортом через полгода, скупив акции у мелких владельцев.
News of the World была только началом. В 1969 году он покупает The Sun – почти за бесценок, менее чем за $500 000. На тот момент The Sun была неким интеллектуальным изданием с уклоном в политику – и, что немаловажно, убыточным. Благодаря политике Мердока, принесшей потрясающие результаты в Австралии, в 1971 году The Sun вышла по тиражу на первое место в стране. Мердок без каких-либо угрызений совести переделал газету, сделав ее главными темами наиболее востребованные обществом: спорт, секс, сенсации и слухи. Он «перекрасил» The Sun в желтый цвет, так что читатели теперь могли наслаждаться эротическими фотографиями, которые неизменно публиковались на 3-й полосе, читать о невероятных преступлениях и смаковать интимные подробности из жизни звезд спорта и шоу-бизнеса. Чопорные англичане очень возмущались по этому поводу и даже пожаловались на Мердока его матери. В ответ он развел руками: «Нужно же было как-то развлечь этих бедных британцев — у них была такая пресная жизнь». И добавил: «Я даю публике то, что ей хочется».
Его метод снова сработал – вскоре The Sun стала самой читаемой англоязычной газетой в мире с ежедневным тиражом 4 млн. экземпляров. И сейчас The Sun остается высокодоходной частью медиаимперии Мердока и популярным у миллионов читателей изданием.

Но будучи бизнесменом от Бога, Мердок понимал, что необходимо налаживать деловые связи с людьми, определяющими государственные политику и экономику. А сделать это можно благодаря опять же СМИ – только, конечно, эти СМИ должны иметь отличный от The Sun формат. Ради своих целей в 1981 году Мердок покупает The Times — самую дорогую в газетной индустрии торговую марку, газету, которую читали десять поколений англичан.

В ответ на покупку «грязным австралийцем» (так его называли) столь уважаемого издания британские профсоюзы журналистов и печатников устроили Мердоку бойкот. Еще бы! Владелец многочисленных бульварных газетенок покусился почти на святое – на бастион английской журналистики! Австралиец не сдался и заручился поддержкой Маргарет Тэтчер. Газета The Times не была превращена в таблоид: Мердок лично следил за ее респектабельностью и солидностью – и уже через полгода англичане перестали замечать, кто владеет The Times.

А затем был еще один блестящий ход: Мердок решил модернизировать техническую базу этой газеты: она традиционно печаталась на почти антикварном оборудовании высокой печати, с литыми строчками и блеклыми фотографиями. При этом профсоюзы строго следили за тем, где и как печатаются газеты, так что нововведения были чреваты скандалами и забастовками профсоюзов. Но Мердока это не остановило – он закупил новейшее компьютерное и печатное оборудование, и в итоге всего за один день стало возможным напечатать 4 млн. экземпляров газеты. Естественно, началась война – протесты продолжались почти год, но завершились победой Мердока, который заплатил профсоюзам $600 млн. в качестве отступных. Благодаря новому способу печати удалось снизить себестоимость производства тиража и, как следствие, уменьшить цену на газету. После этого стоимость самой News Corporation подскочила с $300 млн до $1 млрд.

Привет, Америка!

Важнейшее событие в карьере Мердока произошло в 1976 году, когда он приобрел у газету The New York Post за $30 млн., но не стал превращать ее в таблоид. Издатель сохранил политическую направленность газеты и сделал ее еще более консервативной, что и помогло ему завоевать благосклонность республиканцев.

Мердок продолжил строительство своей империи, в течение 1980-х одно приобретение следовало за другим: 20th Century Fox, 7 каналов Metromedia TV и TV Guide, стоивший Мердоку $3,2 млрд.

Правда, 20th Century Fox находилась в то время в кризисе, но магнат вытащил ее. А чтобы Fox начала вещать не телевидении, Мердоку пришлось получить американское гражданство и утратить австралийское. Как оказалось, не зря. Сегодня Fox владеет множеством телеканалов и особо знаменита фильмом «Титаник» и популярными во всем мире мультсериалами «Симпсоны» и «Футурама».

Глобальные траты привели к тому, что к началу 1990 годов корпорация подошла с долгом в $7 млрд. Тогда мало кто верил в то, что империя выживет. С неохотой, но банкиры решились предоставить Мердоку кредит, оговорив его целым рядом условий. Медиамагнат начал безжалостно продавать дочерние компании, и уже к сентябрю 1991 года доходы его корпорации поднялись до $84,3 млн. (315-процентный рост по сравнению с аналогичным периодом 1990 года). В январе 1991 года котировки акций News Corp. упали до минимального значения, к сентябрю — подскочили в 5 раз. Это произвело такое впечатление на банкиров, что они сделали график выплаты долгов компании менее жестким. Мердок воспользовался этим и провел с банками результативные переговоры о перефинансировании. 147 банков согласилось пересмотреть график выплаты долгов.
Мердок выполнил данное банкам обещание, продав целый ряд своих предприятий, а к 1992 году корпорация вылезла из финансовой ямы, и Мердок стал активизировать свою деятельность.

Он придерживался своей прежней стратегии — скупать неплатежеспособные компании и раскручивать их. Прибыль News Corporation за 1997 год в США составила $7,224 млрд. до налогообложения. В 1998 году она достигла $8,391 млрд.

И снова бой

Наступила пора сделок. 63,3% акций Star TV, спутниковой компании Гонконга, вещающей на всю Азию… права на трансляцию матчей Национальной футбольной лиги… бейсбольная команда LA Dodgers… права на распространение новых серий «Звездных войн»… и так далее.

Кажется, возраст неподвластен королю масс-медиа. В возрасте 74 лет, понимая преимущества интернета против традиционных печатных СМИ, он выиграл битву с Yahoo! и купил социальную сеть MySpace за $580 млн. В 76 лет Мердок приобрел компанию Dow Jones, которой принадлежит всемирно известное издание The Wall Street Journal. Это была одна из самых нашумевших сделок года.

Это издание известно даже не тем, что имеет 1,7 млн. подписчиков. Аудитория газеты самая богатая в мире — средний доход ее читателей составляет $191 тыс., а их среднее состояние — $2,1 млн. Против продажи издания были не только акционеры компании, но даже профсоюз, в заявлении которого говорилось: «Господин Мердок зарекомендовал себя как противник качества и независимости, и нет оснований полагать, что на сей раз он будет управлять иначе». Но Мердок не изменил своему принципу «всегда добиваюсь того, чего хочу» и использовал весь арсенал своих методов, так что сделка стоимостью $5,6 млрд. состоялась – и довольно быстро.

Напрочь забыв про свой возраст, сегодня Руперт Мердок контролирует свою могучую империю по всему миру. И это не жажда наживы. Как-то он признался: «Я думаю, наибольшее удовольствие мне доставляет влияние, какое я имею, печатая газеты». Аппетит Мердока не уменьшается несмотря на мировой кризис. А главное – мало кто уже сомневается в том, что он еще не раз попадет на первые полосы газет и снова изумит мир, одержав очередную победу и совершив очередную успешную сделку.

Ведь он обладает всем необходимым: законченный прагматик, безжалостный бизнесмен, предпочитающий рисковать игрок, амбициозный и одержимый работой человек – он просто делает ставки на будущее. И спокойно ждет, пока оно наступит.

Врезка 1:

В альбоме Happiness 1994 года ударник Queen записал композицию «Дорогой мистер Мердок», в которой не только критиковал медиамагната, но и называл его «королем сисек».
В прощальном туре Eagles солист группы посвятил свою песню «Грязная прачечная» лично Руперту Мердоку, намекая на «желтую» журналистику, на которую сам Мердок делал ставки большую часть своей жизни.

Врезка 2:

Согласно данным Forbes 400 за 2009 год, Мердок входит в число первых 150 богатейших персон мира, а его состояние оценивается в $4 млрд.

Врезка 3:

News Corp объявила о продаже 90% индексного подразделения Dow Jones Indexes чикагской CME Group, крупнейшей в мире фьючерсной бирже. По итогам сделки, оцениваемой в $675 млн, будет создано совместное предприятие CME Group Index. 90% в нем будет принадлежать CME Group, 10% — Dow Jones & Co.
Таким образом, CME Group приобрела права на один из ведущих биржевых индексов США — Dow Jones Industrial Average, который отражает динамику котировок 30 крупнейших американских корпораций. DJIA был создан в 1896 году компанией Dow Jones & Co. и является старейшим рыночным индексом в стране. В 2007 году корпорация News Corp Руперта Мердока приобрела Dow Jones & Co и ее многочисленные активы (индекс DJIA, информагентство Dow Jones Newswires, издание MarketWatch, журнал Barron`s, газету The Wall Street Journal) за $5,6 млрд.