Великий захватчик благ. Валюта викингов » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Великий захватчик благ. Валюта викингов

Добивайся победы, будь храбрым и смотри вперёд, ищи возможности и никому не завидуй и не ленись, начинай прямо сейчас. (Из кодекса викингов)

Норвегия — страна, где потомки викингов уверены в том, что величие Королевства зависит не от размера его территории, а от людей, живущих в нем. При изучении норвежской кроны меня не покидала мысль, что в поведении этой валюты можно найти отголоски личной гордости норвежцев. Естественно, период 2008-2009 годов многое изменил в оценках, которые можно дать любой стране мира. Вероятно, изменились и оценки Норвегии, но историческую тенденцию не изменить даже тем кризисом, который пережил мир в эти два года.

В середине 2006 года Норвегия по уровню благополучия оставила далеко позади такие страны, как США и Великобритания. К тому времени Норвегия пять лет подряд возглавляла список наиболее благополучных стран, ежегодно составляемый Организацией Объединенных Наций. Как известно, оценки благополучия по версии ООН делаются на основе целого ряда показателей — статистических индексов. Эти индексы учитывают экономическое развитие территории, продолжительность жизни людей, уровень здравоохранения и образования. До 2001 года по показателям большинства этих индексов самый высокий рейтинг был у Канады. Но рост цен мирового рынка нефти изменил положение, и страна потомков викингов стала заметно опережать Канаду по всем показателям.

Так что же, снова нефть как мерило благополучия? Может, и так, но меня не покидает мысль, что хотя рост нефтяного рынка и стал основой роста благополучия Норвегии, в нем есть и нечто иное, что перекликается с историей страны и людей, которые населяют её уже более 11000 лет.

Поговорка Викингов гласит: «Страх придаёт человеку крылья». Викинги очень хотели научиться летать, их беда была в том, что они были бесстрашны.

Мировая история знает несколько великих цивилизаций, величие которых во многом связано с покорением других народов и захватом чужих территорий. Мы со школьной скамьи помним походы Александра Македонского, орды Чингисхана и 500 лет Османского нашествия на территорию Европы. Знаем мы и о походах викингов. Но походы викингов не окружены в наших умах таким ореолом величия, каким окружена история даже кровавого покорителя территории нынешней России Чингисхана, а тем более история походов Александра Великого. В моём собственном восприятии викингов не могло уложиться такое определение, как «великие походы викингов», однако даже малая часть того, что я смог прочесть, сильно изменила моё отношение. И не только к истории исконных жителей Норвегии, но и к самой валюте этой страны. Что-то заставило меня с большим уважением и вниманием посмотреть на закономерности поведения всего мирового рынка валют в момент, когда норвежская крона растёт или падает.

Считается, что на территории нынешней Норвегии люди появились, примерно, 10-11 тыс лет назад. Первые поселения располагались в основном вдоль моря, которое могло принести им пищу, причем таким образом, чтобы не обнаруживать себя. Есть норвежская шутка о том, что лучший сосед тот, которого не видно. Шло время, и к семисотому году все земли Норвегии были заселены. Викинги готовы были покорять Европу, завоёвывать Британию и открывать Америку. Сага о завоеваниях и открытиях викингов началась около 880 года, с того момента, когда 3 норвежских корабля приплыли к берегу Англии. Это было первым упоминанием в Англо-Саксонской хронике о вторжении викингов. Викинги поселились на Шетландских и Оркнейских островах, а, обжившись, двинулись на север к Фарерам и на юг к Северной Шотландии. К 820 году всё ирландское побережье было заселено викингами. По законам завоевателей всякий, кто оказывался на их пути, бесцеремонно изгонялся. Даже теперь на Шетландских островах существует около 100.000 мест с норвежскими названиями, а фермеры здесь говорили на норвежском языке вплоть до начала 19 века.

Но викинги не ограничились севером, и их завоевания продолжились на юге, по рекам Франции, в Испании и Средиземноморье. Во Франции и Южной Европе норвежские викинги действовали вместе с датчанами, в то время как в Константинополе они повстречали шведов. Мало того, норвежцы в своих походах высаживались даже в восточной Африке, на территории нынешнего Марокко. К концу 9 века викинги держали в страхе всю Европу. К этому времени сами нападения переросли из разрозненных вылазок в организованные, хорошо спланированные походы крупных отрядов. Свои завоевания викинги совмещали с торговлей всем тем, что им удавалось унести из захваченных территорий (в том числе и невольниками). Приблизительно в это же время намечается переход от грабежа и сбора дани к заселению завоеванных земель. Именно благодаря викингам на севере Франции появилось герцогство Нормандия. По поводу же Америки уже давно достоверно установлено, что открыл Америку человек по имени Бьярне Херолвссон, но он не удосужился сойти на берег. А первым норвежцем, ступившим на американский берег, был Лайф Эрикссон. В норвежской саге описывается, что Лайф Эрикссон, первооткрыватель континента Америка, намереваясь плыть в Гренландию, которая была уже открыта его отцом, Эриком Рыжим, но попал в Америку. Каково?

Однако самым интересным и примечательным фактом является то, что нученые не могут найти ответа на вопрос, почему викинги внезапно отказались от походов для завоевания новых земель и грабежей, хотя занимались этим «благородным» делом на протяжении почти 250 лет. Около 1050 года походы прекратились — так необъяснимо закончилась история викингов и началась история государства Норвегия.

Больше, чем просто валюта

Положение норвежской кроны на мировом валютном рынке чем-то напоминает мне походы викингов. Продажа нефти — это как набеги викингов: пришли, выбрали ресурс денег для своих нужд и создают своё собственное благоденствие. То, что норвежская крона своим курсом тесно связана с тенденциями мирового рынка нефти, хорошо известно, и тут ничего нового я сказать не смогу. Но у кроны есть и иная, гораздо более важная особенность. Она связана почти с идеальной корреляцией её курса на мировом валютном рынке с индексом доллара, который мы знаем как индекс USDX или DX.

Часто утверждается, что изменения на рынке нефти или металлов являются первичными для изменений на рынке валют. Именно так нам преподносят перемены на валютном рынке, когда западные аналитики вещают о том, что изменения на рынке нефти привели к снижению или росту стоимости американской валюты. В принципе, это может быть и верно, хотя первопричину каких-то изменений на валютном рынке и рынке нефти не всегда стоит связывать. Тем более, не стоит всегда держать на жёсткой связке движения разных рынков, где имеются, вероятно, свои закономерности, как реакция участников торгов именно этим инструментом.

В отношении кроны, вероятно, стоит учитывать, что эта валюта имеет некий обособленный статус на рынке. Она не вошла в систему действия единой европейской валюты и, надо полагать, сейчас выглядит лучше в сравнении с EUR. Если предположить, что крона не несёт на себе бремени экономических проблем, которые есть у EUR, и является основной единицей для расчёта за свою же собственную нефть, то проблем в противостоянии с долларом у неё значительно меньше в сравнении с EUR.

Стоит учесть, что добыча нефти в Норвегии находится под большим контролем государства, нежели в других развитых странах. В 1973 году создаётся национальная нефтегазовая компания Statoil — сейчас она частично приватизирована, но около 70% акций компании принадлежат государству, и эта доля позволяет осуществлять серьёзный контроль за деятельностью компании. Именно этот контролируемый приток средств от нефтегазовых ресурсов позволяет Норвегии поддерживать один из самых высоких уровней жизни среди других мировых держав.
Кстати, на нефтяном шельфе Норвегии работают и иностранные нефтедобывающие компании — и по закону обязаны платить в норвежскую казну до 80% своей прибыли. Тем не менее, всех это устраивает, т.к. доходы от добычи нефти на норвежском шельфе очень высоки и даже такие отчисления в бюджет Норвегии считаются выгодными условиями. Именно поэтому в Норвегии представлены практически все крупные нефтедобывающие компании.

Доходы от национального нефтяного бизнеса настолько высоки, что средства от него не могут быть пущены в норвежскую экономику — ведь это привело бы к кризисным явлениям и дало бы толчок к раскручиванию инфляционных механизмов. Экономика оказалась бы перегретой. В Норвегии создан фонд будущих поколений, в котором сосредоточиваются доходы от экспорта нефти и газа. В настоящее время фонд насчитывает около $200 млрд. Если сумму средств фонда пересчитать на одного норвежца, то за обеспеченность потомков викингов волноваться не стоит. В Норвегии бытует поговорка о том, что будущие поколения уже сейчас обеспечены «от колыбели до гроба».

Относительно самой кроны на мировом рынке стоит понимать, что эта самостоятельная, если так выразиться, валюта даже в период 2001-2008 годов не росла более уровня 1,5 по отношению к USD. Излишний рост стоимости национальной валюты наносит крайне сильный вред экономике страны. Не так давно мы видели необеспеченный и крайне невыгодный для экономики Англии рост стоимости GBP к уровню 2.0 и даже выше. Видели мы и рост стоимости CAD к паритету с USD и даже более. Только норвежская крона смогла достойно выдержать давление падения стоимости USD.

Вот теперь я и задаю сам себе вопрос: а не отражены ли в независимом поведении норвежской кроны исторические корни эпохи викингов? Смешно и наивно, вероятно, так думать, но всё же история викингов меня покорила, и мне хочется найти взаимосвязи, пусть и притянутые моим личным восприятием и уважением к норвежской валюте. В моём восприятии крона — великий захватчик благ для своего народа и своей страны.