Ещё большие дураки » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Ещё большие дураки

В середине своего президентства Джордж Буш призвал страну к созданию «общества собственников». Он радовался стремительному росту уровня домовладений в США и превозносил достоинства политики, которая даёт людям больше контроля над своими финансами. Это была утешительная картинка, но, как мы теперь знаем, за ней была мрачная действительность — просроченные субстандартные кредиты, горы долгов по кредитным карточкам и сокращение пенсий. Она отражала простой факт: когда дело доходит до финансовых вопросов, многие американцы не имеют о финансах ни малейшего понятия.

Глубина нашего финансового невежества поразительна. За последние годы Аннамария Лусарди, экономист в компании «Dartmouth» и руководитель Центра финансовой грамотности, провела обширные исследования того, что американцы знают о финансах. Результаты ужасны. Почти половина опрошенных не могли правильно ответить на два вопроса по поводу инфляции и процентных ставок, а чуть более сложные темы большинство ставили в тупик. Многие люди не знают условий своей ипотеки или процентных ставок, по которым платят. И в то время, когда мы берём в долг всё больше, большинство американцев не могут объяснить, что такое сложные проценты.

Финансовая неграмотность — это не новое явление, но последствия её становятся всё более тяжёлыми, потому что люди теперь должны брать на себя ответственность за свои финансы. Пенсии заменили на счета 401 (К), многие работники вынуждены сами покупать себе медицинскую страховку, и так далее. Финансовый рынок, тем временем, стал головокружительным торговым центром, предлагающим выбор и лёгкие кредиты. Решения стало нужно принимать всё чаще, они стали всё сложнее. Как сказал Лусарди: «Это как если бы мы открыли кран и сказали людям, что они могут брать столько воды, сколько захотят, и они сами должны решить, когда им хватит. Но мы не дали людям инструменты, чтобы решить, сколько это „слишком много“.

Неудивительно, что чем меньше люди знают, тем больше у них проблем. Замечательное новое исследование ипотечной экономики Гари Ривлина „Разорён, США“ полно историй о финансово невежественных людях, которые приняли неправильные решения — скажем, рефинансировали ипотеку с низкими процентами или купили кредитное страхование по завышенной цене — завлечённые индустрией потребительского кредитования, которая умеет создавать запутанные продукты. Такие истории подкреплены цифрами. Исследование экономистов ФРС Атланты обнаружило, что 30% людей в нижней квартили* финансовой грамотности думали, что у них фиксированная ставка ипотечного кредита, тогда как на самом деле это была регулируемая процентная ставка. Изучение ипотечных заемщиков на северо-востоке США установило, что из тех, кто по очень простому тесту по математике по баллам попал в нижнюю квартиль, целых 20% были выселены из своих домов по сравнению со всего 5% из верхней квартили.

* Квартиль в статистике — это любое из трёх чисел, которое делит отсортированные данные на четыре равные части, так что каждая часть представляет собой одну четвёртую всей выборки. Первая (нижняя) квартиль отсекает нижние 25% данных, вторая квартиль (медиана) — делит выборку пополам, и третья (верхняя) квартиль отсекает верхние 25% или нижние 75% данных. — прим. перев.

Что можно сделать? Одним из решений является регулирование: законопроект о финансовой реформе, находящийся в настоящее время на рассмотрении в Конгрессе, создаст потребительское агентство по финансовой защите, которое должно помочь обуздать самые хищные эксцессы финансовой отрасли. Другим решением будет подправить „архитектуру выбора“ — т.е., например, регистрировать население в 401 (K) автоматически — для того, чтобы „подтолкнуть“ его к более эффективным решениям. Обе эти стратегии необходимы, но они не достаточны сами по себе, так как финансово неграмотные потребители всегда будут лёгкой наживой. Нам срочно требуется надлежащее финансовое образование.

Это, наверное, очевидные вещи, но на самом деле здесь полно противоречий. Некоторые учёные считают, что финансовая неграмотность — это пример того, что экономисты называют „рациональным невежеством“ — невнимания, оправданного тем, что затраты на обращение внимания больше, чем выгода. Однако лишь немногие решения влияют на нас более непосредственно, чем те, что касаются денег. Критики также утверждают, что финансовое образование может сделать людей самоуверенными и, следовательно, более склонными к неверным решениям. На самом деле, верно обратное: чем меньше люди знают, тем более уверенными в своих способностях они становятся. В одном немецком исследовании 80% опрошенных описали себя в анкетах как „уверенный“, но только 42% ответили правильно хотя бы на половину вопросов. Это известно как эффект Даннинга-Крюгера: люди, которые многого не знают, как правило, не признают своё невежество, и поэтому не обращаются за дополнительной информацией. Неудивительно поэтому, что в исследовании ФРС Атланты наименее осведомленные люди также были менее склонны проводить дополнительные исследования перед оформлением ипотечного кредита. Напротив, хорошо информированные люди с большей вероятностью просили других о помощи. Если бы финансовое образование научило людей только тому, как мало они на самом деле знают, можно было бы сказать, что цель достигнута.

Новое агентство правительства по защите прав потребителей имеет право „пересматривать и рационализировать“ программы финансовой грамотности, но этого недостаточно. В действительности, нам нужно что-то больше похожее на финансовый эквивалент обучения вождению. Было доказано, что простое совершенствование базовых математических навыков и усвоение нескольких ключевых понятий может существенно улучшить результат. Исследование тех немногих штатов, которые ввели обязательное финансовое образование в школах, показало, что оно имеет удивительно большое влияние на уровень сбережений. Центр Американского Прогресса установил, что некоммерческие организации, такие как „Массачусетский Альянс Доступного Жилья“, занимающиеся обучением и консультациями по всей стране, помогли малообеспеченным семьям купить и удержать дома, даже несмотря на жилищный кризис. Цель не в том, чтобы превратить среднего американца в Уоррена Баффета, а в том, чтобы помочь людям избежать бедствия и ежедневный выбор, съедающие их банковские счета. Разница между „знать немного о своих финансах“ и „ничего не знать“ может составлять сотни тысяч долларов в течение всей жизни. И как нам показали последние десять лет, обществу это может стоить гораздо дороже.