Теневая банковская система: Бегство из банков, которое Базель III пропустил » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Теневая банковская система: Бегство из банков, которое Базель III пропустил

Хотя местные банки находятся под контролем новых банковских царей в Базеле, «теневая банковская система» Уолл-стрит почти совсем не обуздана регулирующими органами; и именно здесь кредитный кризис 2008 года фактически и случился. Кредитная машина банковской системы системно несовершенна и нуждается в радикальной перестройке.

13 сентября Банк международных расчётов издал повышенные требования к капиталу, которые сделают кредитование ещё более трудным для местных банков, осуществляющих сегодня большую часть кредитования потребителей и малого бизнеса. Новые правила якобы направлены на предотвращение повторения кредитного коллапса 2008 года, но они не решают её реальной причины, которая включает в себя «теневую» банковскую систему, в значительной степени избежавшей регулирования.

Что пошло не так в сентябре 2008 года, так это не то, что существующие требования к капиталу Базель II были слишком низкими, а то, что банки нашли способ обойти правила. Правила Базель II основывают требования к капиталу банков на том, насколько рискован его кредитный портфель, и банки могут заставить свои портфели выглядеть менее рискованными путём покупки нерегулируемых «договоров страхования», известных как кредитные дефолтные свопы (CDS). Этот вид страхования, однако, оказался мошенническим, когда страховщик AIG обанкротился 15 сентября 2008 года. Кредитный коллапс, который последовал, обычно связывают с распадом субстандартного рынка жилья. Но по словам экономиста Йельского университета Гэри Гортона (чьи взгляды были недавно поддержаны председателем ФРС Беном Бернанке), проблем субстандартного рынка самих по себе недостаточно, чтобы вызвать глобальное замораживание кредитов. Что он действительно вызвал, так это старомодное бегство из банков на не столь знакомом рынке, известном как теневая банковская система.

Бегства из банков, как правило, больше не встречаются в традиционной банковской системе, потому что (а) вкладчики теперь защищены страховкой FDIC (Федеральная корпорация страхования депозитов — прим. elitetrader.ru) и (б) банки, у которых не хватает резервов, могут занимать у Федеральной резервной системы, которая имеет право создавать деньги ex nihilo (из ничего). Но страховка FDIC покрывает только 250,000 долл. депозитов, и существует большой и растущий спрос на банковские услуги со стороны крупных институциональных инвесторов — пенсионных фондов, взаимных фондов, хедж-фондов, суверенных накопительных фондов — которым нужно где-нибудь пристроить миллионы долларов между инвестициями. Они хотят безопасные инвестиции, которые приносят им небольшой процент и ликвидны как традиционный депозитный счёт, который позволяет быстро вывести деньги.

Теневая банковская система развилась в ответ на эту потребность, работая в основном через рынок репо. «Репо» — это продажа и выкуп высоколиквидного залога, как правило, казначейских облигаций или ипотечных ценных бумаг. Залог покупается «инструментом специального назначения» (SPV), который действует как теневой банк. Инвесторы вкладывают свои деньги в SPV и держат ценные бумаги, которые заменяют страховку FDIC в традиционном банке. (Если SPV не в состоянии заплатить, инвесторы могут отозвать ценные бумаги.) Чтобы удовлетворить спрос на ликвидность, РЕПО — это однодневные или краткосрочные сделки, постоянно продлевающиеся, пока не снимут деньги. Эти деньги используются банками для других видов кредитования, инвестирования или спекуляций. Но это ставит банки в опасное положение Джимми Стюарта в фильме «Эта прекрасная жизнь», финансируя долгосрочные кредиты с помощью краткосрочных кредитов и займов. Когда инвесторы напуганы по какой-либо причине и все забирают свои деньги сразу, то банки больше не могут предоставлять займы, и кредитование замирает.

В сентябре 2008 года инвесторы были напуганы, когда ипотечные ценные бумаги, поддерживающие их репо «депозиты», оказались не «ААА», как считалось. Но в следующий раз это может быть что-то другое, и Базель III не исправил этой системной слабости. Можно утверждать, что слабость не может быть исправлена при нынешней системе частных банков и кредита. Как отмечалось в статье The Business Insider на Seeking Alpha:

Наша финансовая система остаётся уязвимой к другому кредитному кризису, со многими теми же характеристиками, как и при последнем. Всё, что нужно, — это кому-нибудь зажечь спичку паники.


Вопрос в том, как устранить этот системный риск:

Регулируйте теневую банковскую систему более плотно, и вы, вероятно, должны также будете предоставить правительственные блокираторы. Бррр. Попробуйте прикрыть лавочку или ограничить её, и вы высосёте кредит из системы, кредит, который используется и который нужен большей части нефинансовой «реальной» экономики.


Реальной экономике нужны кредиты, и их удушение чрезмерным регулированием банков убьёт реальный сектор экономики. Действительно, согласно Гари Гортону, теневая банковская система развилась потому, что банки уже были настолько зарегулированы, что не могли получать прибыль. Он пишет:

Удержание кредитов на балансах банков не выгодно.... Именно поэтому развилась параллельная или теневая банковская система. Если отрасль невыгодная, то владельцы покидают отрасль, прекращая инвестировать; они вкладывают в другом месте. Регулирующие органы могут заставить банки делать что-нибудь, например, держать больше капитала, но они не могут предотвратить исход, если банковский бизнес не прибыльный. 'Выход' означает, что регулируемый банковский сектор сжимается, когда владельцы капитала банка отказываются вкладывать больше капитала.


К лучшему решению

Только полная перестройка банковской системы может устранить эти системные недостатки, недостатки, которые в конечном счёте вызваны заблуждением о том, что такое деньги. Мы думаем о них как о «вещи», как о чём-то, что нужно выкопать из земли или занять у кого-то, у кого они уже есть. Так как у банков нет достаточно этой вещи, чтобы покрыть свои кредиты и инвестиции, они участвуют в игре, в которой продлевают кредит и пытаются покрыть его краткосрочными кредитами, подвергая их системному риску внезапного и непредсказуемого изъятия средств.

Это старая модель, но сегодня деньги и кредит — это что-то другое. Ни золото, ни какой другой товар не поддерживают наши деньги сегодня. Ничего их не поддерживает, кроме «полной веры и доверия Соединённых Штатов.» Деньги и кредит — существа, созданные простым правовым договором, сборником счетов, отслеживающих, кто кому что должен. Две или более стороны могут вступать в юридическое соглашение без наличия каких-либо денег. Они могут предоставить кредит на товары или услуги и участвовать в продуктивной торговле. Взнос, собираемый монополией частных банков, на самом деле препятствует этому продуктивному потоку. Как жаловался Томас Джефферсон министру финансов Галлатину в 1815 году:

Казначейство, которому не хватает уверенности в стране, передало себя связанным по рукам и ногам смелым и обанкротившимся авантюристам и банкирам, делающим вид, что у них есть деньги, которых оно могло бы уничтожить в любой момент.



Джефферсон написал Джону Эппесу в 1813 году:

Хотя мы так глупо позволили области платёжных средств быть украденными у нас частными лицами, я думаю, что мы можем её вернуть.... У штатов нужно попросить передать право выпуска бумажных денег Конгрессу на неограниченный срок.



«Полная вера и доверие Соединённых Штатов» могут и должны находиться под контролем ветви власти Соединённых Штатов, так же, как правовые соглашения находятся под контролем судебных органов. Банки в публичной собственности могут печатать полную веру и доверие нации, не беспокоясь о капитале или резервах. В конце концов, если ты и есть США, то зачем тебе «запасы» своего собственного кредита?

Пока мы ждем, пока Кавалерия пронесётся из Вашингтона и спасёт нас — кое-что, что может занять некоторое время — мы могли бы рассмотреть вопрос о создании нескольких государственных банков. Банк Северной Дакоты, в настоящее время единственный государственный банк страны, — очень стабильный и очень прибыльный, приносящий 26% дивидендов в пользу государства. Банк такого рода может быть привлекательной инвестицией для всех этих фондов штатов и местных органов власти средств на чёрный день, пенсионных фондов и других местных правительственных фондов, ищущих большей отдачи от низкорисковых инвестиций, которые разрешают им их директивные органы. Нам нужно создать несколько банков, которые обслуживают потребности реальной экономики, а не этих Уолл-стритовских банкиров, брокеров и их супер-богатых клиентов для ещё больших бонусов, субсидий и бумажной прибыли.

Государственные банки могли бы выполнять роль, которую банки Уолл-стрит отказались выполнять, предоставляя эффективный кредитный двигатель для экономики штатов и местной экономики.