В условиях наращивания рублевой эмиссии… » Элитный трейдер
Элитный трейдер


В условиях наращивания рублевой эмиссии…

1 февраля 2013 Живой журнал | Архив Журавлев Сергей

…возникает угроза поглощения мировых активов российским капиталом». Так, наверное, начинались бы доклады ученых академиков властям Запада, найдись там таковые (академики то есть, а не власти). Увы, по числу ученых на душу населения наши соседи по земному общежитию безнадежно отстали еще с советских времен. Поэтому и некому привлечь внимание отсталой части человечества к тому, что, например, численность долларов приросла за год всего на 6.8%, евро «накуячили» и вовсе лишь 2.8% от того, что имелось в начале года. Тогда как рублей…

Но нет, и с рублями печатная машинка тоже стала давать сбои – прирост всего 12.1% за год, против привычных 20-25 после кризиса и 35-40% в преддверии его. Говорит ли это о чрезмерной жесткости денежной политики? Ведь рост денежной массы замедлился из-за довольно резкого торможения корпоративного кредитования. А дальше не нужно быть 7 пядей во лбу, чтобы связать это с почти остановкой производственных инвестиций, и с пока еще не привычными для нас темпами прироста ВВП в 3.4% (а 3 квартала из 4-х по-видимому не дотянули и до 3% год. поквартального прироста).

Однако Банк России вовсе не является «инфляционным маньяком» («inflation nutter»), каким его стараются представить в СМИ. Понятно, всем хочется денег подешевле и «подлиннее» (дурацкое чисто российское выражение, ведь финансовый рынок для того и существует, чтобы превращать свои «короткие» обязательства в «долгие» обязательства конечных заемщиков - нигде же ведь не требуют 30-летних безотзывных депозитов, чтобы из них кредитовать ипотеку?). Особенно в прицелом на заявленную триллионную приватизацию, после которой не помешала бы инфляция для размытия занятого.

ЦБ неоднократно заявлял о готовности смягчить денежную политику, как только будут предъявлены доказательства, что выпуск находится ниже потенциала. Формально - таких доказательств нет. Безработица, рост которой обычно служит индикатором недоиспользования потенциала, на исторических минимумах. В то время, как инфляционное давление растет (по итогам января 12-месячый прирост цен будет, вероятно, вырастет уже до 7%). Что сигнализирует, скорее, об избыточном спросе.

Стимулирование с помощью смягчения денежной политики в этих условиях равнозначно продаже дополнительных билетов на автобус, который и так забит битком. Во всяком случае, на его вместимость или на скорость, с которой способен двигаться автобус, это уж точно никакого влияния не окажет. Более того, инфляция, даже при неизменных реальных ставках, ухудшает условия привлечения долгосрочных кредитов, поскольку переносит основную нагрузку на ранние стадии обслуживания кредита, пока выплаты еще не обесценились.

С другой стороны, неясно, насколько применимы эти критерии к нашей экономике. Тут может существовать скрытая безработица в гос- и квазигос- секторе. А инфляция - на год-полтора может отрываться от денежной политики из-за инерции, это подтверждается статистически.

P.S. В заключение, в порядке «просветитьки» пару слов (для вновь прибывших) о том, почему с инфляцией и ростом денежной массы в странах-эмитентах резервных и прочих «твердых» валют дело обстоит так «плохо», несмотря на грандиозные программы скупки активов и рефинансирования банков (M- и LT- Refinancing Operations)? Многие, вероятно, знают, что мы живем в эпоху кредитных денег, когда деньги не «печатаются» правительствами или Центральным банками, и не раздаются ими прочим банкам, чтобы те в свою очередь раздавали их нуждающимся.

Все деньги, которые мы имеем, результат того, что мы дали в долг кому-то - обезличенно, опосредованно через банки. Возможно – правительству США, а может быть – бомжу, который никогда их не вернет. Неизвестно, да и неважно. Центральный банк воздействует на этот процесс лишь косвенно, подливая в систему «смазку» в виде ликвидности (или, наоборот – убирая ее, если шестеренки кредитования крутятся слишком резво).

Понятно, что при покупке ипотечных и федеральных бумаг на баланс ФРС, или итальянских облигаций на баланс ЕЦБ, долг правительств и ипотечных агентств банковской системе растет. Но это лишь компенсирует вялый рост потребительского кредита и сокращение долга населения по ипотеке, см. график тут, ведущее к сжатию денежной массы.

На самом деле, поддержание какого-то роста количества денег является лишь довольно побочной функцией регулятора. Воздействие на процентные ставки приводит также и к удорожанию облигаций и акций, а, стало быть, к такому же созданию дополнительной покупательной способности, что и выдача кредита. Поэтому влияние денег на цены сильно размыто, не говоря о разных поведенческих факторах и настроениях.

/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter