Alibaba в 4 квартале сработала "на ура" » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Alibaba в 4 квартале сработала "на ура"

30 января 2015 Saxo Bank | Alibaba Group Holding Ltd Flynn Neil
За года количество активных покупателей у Alibaba выросло до 334 миллионов, тем не менее имеется огромный потенциал для роста за счёт жителей сельских районов, где проживает около половины всего населения Китая (1,4 миллиарда). Фото: Istock
Обвал акций Alibaba – результат чрезмерной реакции
Комментарии Джо Цай о выпуске поддельных товаров раздули проблему и, вероятно, привели к понижению акций
Вопрос подделки важен, так как он затрагивает тему доверия клиентов, но, скорее всего, о проблеме будет забыто к выходу следующего отчёта

В четверг утром Alibaba опубликовала свой отчёт по прибыли за четвёртый квартал. Цифра по доходам в данном релизе разочаровала инвесторов, в связи с чем акции закрылись на отметке 89,81 доллара США – на 8,78 процента ниже уровня закрытия среды, что, на мой взгляд, чересчур, учитывая, что подавляющее большинство показателей в отчёте очень даже позитивные. Ввиду большой базы пользователей, особенно в секторе мобильных технологий, я считаю, что 2015 год для компании снова будет «звёздным».

Основные показатели

Аналитики ожидали увидеть прибыль на акцию (EPS) в размере 0,75 доллара при доходах в 4,45 миллиарда. Фактические результаты, где EPS вышла в 0,81 доллара, а доход в 4,22 миллиарда, разочаровали инвесторов и вызвали большую распродажу. Кроме того, чистая прибыль снизилась с 8,36 миллиарда юаней до 5,98 миллиарда (964 миллиона долларов) в годовом исчислении из-за компенсационных расходов, связанных с IPO (первичным публичным размещением акций), и платежом за досрочное погашение банковских кредитов, взятых в размере 8 миллиардов долларов.

В четвёртом квартале показатели Alibaba всегда выше ввиду организованных ей двух дней больших распродаж – в «День холостяков» и 12.12. Валовой объём продаж (показатель Gross merchandise volume или GMV, используемый для отражения общего объёма продаж через интернет-торговлю) на платформах Taobao (продажи C2C) и Tmall (где представлены известные бренды) за квартал составил 787 миллиарда юаней, что на 41,64 процента выше значения предыдущего квартала. При этом годовой рост – 48,86 процента. В этом году компания побила рекорд предыдущего года в «День холостяков» по продажам, зарегистрировав выручку от реализации в 57 миллиардов юаней всего за 24 часа, что на 58 процентов выше отметки 2013 года.

Alibaba в 4 квартале сработала "на ура"


Анализируя показатели роста продаж на Taobao и Tmall за год, можно отметить, что GMV Taobao в четвертом квартале составил 42,89 процента по сравнению с 38,23 процента третьего квартала. GMV Tmall, напротив, в четвёртом квартале снизился до 60,11 процента относительно предыдущих 77,78 процента. Однако, чтобы понять суть дела, стоит посмотреть что стоит за этими цифрами.

На протяжении всего 2014 года руководство говорило о том, что оно пыталось больше продвигать приложение Taobao, чем Tmall. И в связи с тем, что пользователи Taobao могли получить доступ к спискам магазинов на Tmall, последняя по этой причине наблюдала снижение роста естественного трафика. Покупки товаров, размещенных на Tmall, таким образом, были учтены в показателе GMV Taobao. Вывод: замедление роста GMV Tmall не совсем реальное.

Alibaba в 4 квартале сработала "на ура"


Годовой показатель числа активных покупателей на платформах компании Alibaba на конец декабря поднялся до 334 миллиона. В течение последних трёх лет последовательный рост оставался на относительно стабильном уровне – в пределах от 8 до 10 процентов.

Для сравнения: это больше, чем всё население США, и больше половины показателя, отражающего число китайских пользователей интернетом в 648 миллиона. Но, учитывая, что население Китая – 1,4 миллиарда человек, а интернет-магазины ещё не проникли в сельские районы и провинции, у компании есть ещё огромные возможности для роста.

Alibaba в 4 квартале сработала "на ура"


Я был немного разочарован отсутствием комментария о расширении компании за пределы Китая, а объявление об экспансии в сельские районы Китая, казалось, было заранее подготовлено генеральным директором компании Джонатаном Лу (Jonathan Lu). Тем не менее, он затронул тему мебели для гостиной, которая в 2015 года обещает получить развитие, а также смарт ТВ. Alibaba в течение нескольких лет предлагала телевизионные приставки, и её последняя модель, позволяющая пользователям просматривать каналы на свой выбор, а также приобретать товары на платформах компании, была выпущена в «День холостяков». Alibaba уже немало сделала в этом направлении, и в течение года я ожидаю увидеть дальнейшее развитие этой области.
Кроме того, Даниэль Чжан (Daniel Zhang), главный операционный директор Alibaba, рассказал о планах развития розничной сети фармацевтической продукции, хотя нового ничего сказано не было. В настоящее время компания работает с платформой OTC по торговле медицинскими препаратами, и сегодня ведётся диалог с правительством страны по вопросу получения разрешения на продажу рецептурных лекарственных препаратов. Лично я считаю, что это просто формальность, учитывая то количество вложенных Alibaba денег в фармацевтические фирмы, которые получили лицензию на продажу лекарств, отпускаемых по рецепту, через интернет.

Мобильные технологии демонстрируют сильный рост
Показатели сектора мобильных технологий привлекли особое внимание в отчёте о прибыли, показав сильный рост ввиду распродаж, проведённых в «День холостяков» и 12.12. Несмотря на разочарования, вызванные доходами ниже прогнозов, выручка от реализации с мобильных устройств (на Taobao и Tmall) увеличилась на 72,63 процента в квартальном исчислении и на 448,25 процента за год – до 6,42 миллиарда юаней. Такой сильный рост в течение квартала привёл к тому, что доля продаж с мобильных устройств в общем GMV за квартал увеличилась с 35,82 процента до 41,53 процента, в то время как доля продаж с мобильных устройств в общей сумме доходов выросла всего с 29,13 процента до 30,18 процента.
Mobile monthly active users (MAU) grew 48m to 265m, the biggest increase in the firm’s history, and represented sequential growth of 22.12%, and annual growth of 94.85%. To put this into context, Alibaba’s mobile monthly active users would be the fifth largest population in the world.
Месячное число активных пользователей поднялось с 48 миллиона до 265 миллиона – самый большой прирост в истории компании. Так, по сравнению с предыдущим отчётным периодом показатель роста равен 22,12 процента, а за год увеличение составило 94,85 процента. Другими словами, месячное «население» активных пользователей Alibaba заняло бы пятую строчку в мировом рейтинге.

Alibaba в 4 квартале сработала "на ура"


Индикаторы, отражающие темпы монетизации (число привлечённых пользователей) через мобильные устройства, ПК и в совокупности показали сильную динамику. После разочаровывающего третьего квартала, все три показателя монетизации повысились. Темпы монетизации через мобильные устройства ниже темпов с ПК, поскольку платформа для мобильных устройств была изобретена позднее платформы для ПК, в связи с чем составной показатель был не таким высоким.

Alibaba в 4 квартале сработала "на ура"


На графике выше можно видеть, что показатель монетизации у мобильных устройств ниже, чем у ПК. Таким образом, больше всего инвесторов тревожит тот факт, что доля вклада мобильных телефонов в GMV и доход остаётся высокой. Кроме того, это будет означать снижение общего (составного) показателя монетизации с текущего уровня. Поэтому доход фирмы от GMV-операций сократится.

Несмотря на то, что на самом деле всё так и есть, всё ж было бы слишком наивным так думать. В результате популяризации мобильных устройств в Китае произошли заметные изменения в образе жизни пользователей: будь то обычный поиск необходимой информации, игры, или совершение покупок. Это и объясняет, почему фирмы должны адаптировать свои услуги под привычки и особенности потребителей. Это так же касается и Alibaba. Согласно наблюдениям компании, через мобильные телефоны, как правило, совершается больше импульсных покупок (спонтанных и незапланированных), например, мелких недорогих товаров, в то время как ПК чаще используются для покупок более дорогих вещей. Это вполне логично, потому что если пользователь хочет купить новый телевизор, то он, как правило, предпочитает удобно расположиться перед экраном своего компьютера и не спеша, изучить товар, прежде чем выложить за него крупную сумму. Это также объясняет, почему ПК будет всегда вносить свою лепту в GMV и доходы, несмотря на быстрый рост мобильных телефонов.

На первый взгляд может показаться, что Alibaba пытается заполучить долю на рынке через доходы, но именно мобильные телефоны являются гораздо более ценным источником информации для Alibaba, чем ПК. Концепция мобильной экосистемы является важным элементом для всех китайских технологических фирм. Так, например, за то время, пока пользователь пользуется услугами Alibaba, совершая покупки, просматривая видео в режиме онлайн, занимаясь поиском нужной информации, или просто посещая и просматривая различные сайты, Alibaba может узнать о его образе жизни больше и может подогнать рекламу и предложения о покупках под личные предпочтения пользователя. ПК не способен обеспечить Alibaba такими пользовательскими данными, и именно поэтому в ближайшие годы показатель монетизации мобильного бизнеса опередит те же показатели ПК.

Кредиты через Ant Financial

В 2015 г. для Alibaba открывается очень интересная бизнес-перспектива в сфере кредитования потребителей, а также малого и среднего бизнеса. Заниматься этим будет Ant Financial – финансовое подразделение Alibaba. Поскольку Alibaba может досконально изучить и выработать достаточно чёткое понимание об образе жизни пользователей и их истории, через систему Sesame Credit, представленную Ant Financial, можно будет сформировать рейтинг кредитоспособности с учётом поведения отдельных лиц и предприятий малого бизнеса.

У этого бизнеса огромный потенциал благодаря тем данным, которые Alibaba может собрать через свои платформы розничной торговли, и Alipay, которому в Китае нет равных. На сегодняшний день насчитывается более 300 миллионов зарегистрированных реально существующих пользователей и 37 миллионов предприятий малого бизнеса на платформах Alibaba. Кроме того, данные о пользователях агентство Sesame Credit будет получать от партнёров, государственных учреждений, финансовых предприятий и других торгово-сервисных организаций.

Бизнес по оказанию финансовых услуг будет представлен Ant Financial, поэтому у Alibaba будет своя доля в прибыли. Кредитный риск исходит от кредитов, и следовательно будет числиться на балансе Ant Financial, а не на Alibaba.

Комментарии к докладу SAIC
Одним из самых ярких моментов телеконференции были комментарии исполнительным вице-президентом Джо Цаи (Joe Tsai) относительно недавних новостей. Он заострил внимание на том, что Alibaba и Taobao были раскритикованы Государственной администрацией Китая по промышленности и коммерции (SAIC) в докладе о наличии поддельных товаров в сети розничной торговли. Помимо этого, фирма была подвергнута резкой критике в официальном докладе SAIC о встрече с регуляторами в июле прошлого года. Потратив время, на то, чтобы подвергнуть отчет правительства открытой критике и подать официальную жалобу в вышеупомянутую организацию, довольно редкое явление в Китае, и на такой шаг Alibaba ни за что не пошла бы, если бы сочла подобные обвинения справедливыми.

Здесь я полностью согласен с Джо Цаи, поскольку отчёт SAIC был явно не безупречным. В общей сложности 92 продукта прошли проверку в шести интернет-магазинах, и, как минимум, 51 из этих продуктов поступил только от Taobao. Результаты теста показали, что менее 40 процентов продукции Taobao не были поддельными, тогда как B2C-платформы JD.com и Tmall показали 90 процентов и 85,7 процента соответственно. Даже невооружённым взглядом видно, что эта оценка неверная, потому что, если бы уровень неподдельных товаров Taobao составлял менее 40 процентов, то, наверняка, люди не возвращались бы к Taobao и не покупали бы её продукцию.

Индустрию розничной онлайн-торговли в Китае время от времени атакуют сообщения о наличии поддельных товаров на определённых платформах. Так, один такой отчёт в июле прошлого года стал началом цепочки событий, приведшей к потере двух трети стоимости акционерного капитала Jumei, хотя по большому счёту это произошло из-за чрезмерной реакции руководства на доклад. Поэтому, поскольку B2C-платформы не способны полностью исключить риск, C2C-платформы являются более уязвимыми, потому что они больше полагаются на мелких производителей, что затрудняет тестирование продукта. Taobao остаётся успешной, потому что позволяет мелким торговцам продавать свою продукцию и зарабатывать на жизнь, поэтому для неё практически невозможно полностью снизить риски появления поддельной продукции на платформе. Как бы там ни было, Taobao и вся индустрия в целом будет продолжать работать над тем, чтобы затруднить возможность продавать поддельные товары. И даже если поддельный продукт сможет попасть в продажу, прибыль от таких операций будет ничтожной.

В результате ответной реакции Джо Цаи эта проблема в глазах международных инвесторов получила больше серьёзности, чем есть на самом деле, и, вероятно, поэтому произошло гораздо бóльшее падение акций в четверг. Аналитики, которые считают, что это разожжёт главную вражду между Alibaba и китайским правительством, на мой взгляд, ошибаются. Я думаю, что всё это забудется к следующему релизу отчёта по прибыли. Но сказать об этом было необходимо, поскольку успех Alibaba, её становление и рост до крупнейшей компании в мире электронной коммерции можно объяснить лишь доверием, которым прониклись к ней клиенты, а когда заработанное временем доверие ставится под сомнение, то фирма имеет право бороться за свой угол.

http://ru.tradingfloor.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter