Игры, в которые играют люди » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Игры, в которые играют люди

3 февраля 2015 ftinvest.ru

Моя мама учила меня играть в “Монополию” - игру, а рынки в течение 40 лет учили меня играть в другую “Монополию” - финансовую экономику. Финансовые рынки и наша основанная на финансах экономика очень похожи на эту игру в плане правил и стратегий для победы. У реальной монополии тоже есть Банк (ФРС), который раздает деньги игрокам в начале и продолжает выдавать все больше и больше кредитов по мере того, как экономика проходит начальную клетку “Go”. В игре деньги не являются кредитом, и игроки не могут заимствовать, так что в этом отношении игра несколько отличается от реальности, однако дополнительная наличность увеличивает ликвидность игрока точно так же, как ФРС создает создает деньги из воздуха, чтобы увеличить ликвидность опирающейся на финансы системы и создать рост в реальной экономике.

Хорошие игроки знают, что для победы важно двигаться по кругу быстро, делать приобретения и затем развивать полученную собственность, строя отели. Желательно иметь по три отеля на каждом участке, и, разумеется, каждый профессиональный игрок в “монополию” знает, что ключевыми участками являются не тротуар или парковая зона, а оранжевые и красные участки. Я бы сказал, что на реальных рынках все то же самое. Выбор того, на какие компании и какие инвестиции сделать ставку и какой финансовый рычаг использовать, определяет того, кто в конце концов окажется победителем. Однако достаточный запас денег так же важен, как и Ваши попадания на чужие участки. Вам нужна ликвидность, чтобы платить за аренду или обслуживать долги - иначе придется продавать свою собственность с дисконтом, и в конце концов выходить из игры. Это очень напоминает мне Lehman Brothers и то, что с ними произошло. В самом начале игры собственность - это ключ, однако чем дальше, тем больше значение начинает приобретать наличность, и те, кто остался без денег и возможности ее получать, банкротятся.

Однако, похоже, что с 2008 года правила в основанной на финансах экономике значительно изменились. Возможно, Parker Brothers придется выпустить новую версию своей игры, в которой будет использована новая методология с центральным банком, использующим Количественные Смягчения, прямые покупки и периодические гарантии для частных ценных бумаг и торгуемых акций с целью продолжения игры. Это как будто банк “Монополии”, где есть ограниченное количество 1, 5, 10 и т.д. долларовых купюр в каждой коробке вдруг “виртуально” добавил бы триллионы долларов, чтобы сделать игроков платежеспособными в надежде, что некоторые из них поделятся с реальной экономикой. С процентными ставками около ноля и банками и другими финансовыми посредниками сидящими на триллионах Долларов, Евро и Иен, почему бы кому-нибудь из них и не одолжить их частному сектору в надежде получения большего дохода на свои деньги? Звучит довольно здраво, не правда ли? Но не в реальности.

Ну, если уж быть совсем откровенным, то в некоторых случаях и в некоторых странах так и происходит. Банковские кредиты в США, к примеру, сейчас год за годом растут со скоростью 8% в год, и наша экономика, похоже, растет на 3% реально и номинально при инфляции порядка 0%. Тем не менее, даже в США, где рост находится на достаточно удовлетворительном уровне, восстановление экономики в последние 5 лет является анемичным по историческим нормам, другие развитые экономики растут намного хуже. Многие даже ждут новую рецессию, даже при процентной ставке равной 0%, или даже - совершенно невероятно - при негативной ставке. Германские и швейцарские 5-летние доходности в реальности приносят кредиторам убытки. Это просто невероятно! До 2008 года экономисты и историки вряд ли бы поверили, что подобные условия могут когда-либо существовать, однако вот они, здесь и суверенные страны и центральные банки, отталкивая друг друга, устремились в гонку за самыми низкими процентными ставками - где бы они не находились - и за самыми низкими курсами для своих валют. Руководители центробанков, конечно, утверждают, что ничего подобного они не делают, однако эта бравада должна быть сразу же отвергнута. Их сложно обвинить во лжи, однако в искажении реальности - вполне можно.

Если их всех можно было бы обозначить как “Parker Brothers,” в честь создателя настольной игры, игроков можно оправдать тем, что конкурентная девальвация и покупки бондов при доходности около ноля определенно являются значительным искажением рынков и - что более важно – законов капитализма, являющихся фундаментом роста в течении столетий, задолго до того, как центробанковские братья Паркеры появились на свет в начале 20-го века. Даже после превращения финансовой системы из золотого стандарта в Бреттон-Вудский долларовый стандарт 1944 года, а затем и полной отмены всяческих стандартов в 1971 году, капитализм стоял на твердой земле. Преимущества одалживания, заимствования и инвестирования с целью получения прибыли никогда не ставились под сомнение до 2008 года, за исключением Японии. Была пара рецессий, когда подобная привлекательность была ликвидирована для маргиналов - но нет, капитализм оставался на коне. Это был, как объявил Фрэнсис Фукуяма, “Конец истории” - гейм, сет, матч - когда коммунизм и прочие похожие экономические системы были выброшены на помойку.

Однако искажения, созданные нынешними пост-2008 братьями Паркерами, поставили прогнозы Фукуямы под вопрос. Нет никаких сомнений, что негативные, да даже и нулевые процентные ставки не могут оставаться вечным правилом на игровом поле новой Монополии. Инвесторы и игроки логично не станут просто так давать деньги, и матрас в результате станет более привлекательным инвестиционным “раем”. И что более важно – так как рынки и финансовый сектор в конечном итоге обслуживают реальную экономику – ее рост также находится под угрозой.

В этом новом мире доходность реальных инвестиций – ROI и ROE – становится настолько низкой, что риски новых проектов или покупка зеленых отелей предоставляют довольно низкое вознаграждение за довольно высокий риск. Как и при окончании игры в “Монополию”, когда наличные являются главным средством для достижения победы, денежные средства либо аккумулируются в корпоративных заначках, либо используются на выкуп своих акций на финансовых рынках. Инвестиции в заводы и оборудование откладываются на потом. Структурные тенденции, такие как стареющая демография и ненормально высокий уровень долга по отношению к ВВП не дают игрокам карточку “выйти из тюрьмы досрочно”, они, скорее, помогают держать дверь камеры закрытой. Надеяться на что-то довольно затруднительно.

В завершении анализа, хотя и не существует системы лучшей, чем капитализм, это накладывает на него и на его руководителей обязанность продвигать в будущем такие условия, которые поддерживали бы надежду, а не отчаяние. Капитализм зависит от надежды – рациональной надежды на то, что инвесторы получат назад свои деньги вместе с привлекательной прибылью. Без этого капитализм превратится во что-то маргинальное и в конце концов сломается. Глобальная экономика сегодня, в январе 2015 года, практически уже достигла этой точки со своей нулевой процентной ставкой.

Чиновники Федерального резерва - самые могущественные и сильные из братьев Паркеров – похоже, начинают понимать, какую яму они вырыли, позволив процентным ставкам упасть настолько низко на такое длительное время. Несмотря на довольно неплохой рост, некоторые из них видят искажения системы только в том, что инфляция в процессе снижается, а не повышается. Прочие страны братья-Паркеры имеют дело с дефляцией при негативных процентных ставках. Однако ФРС, что на мой взгляд уникально, собирается поднять процентные ставки в игре “Монополия” в конце 2015 года, надеясь в процессе не оказаться на тротуаре или в парковой зоне (это термины игры Монополия). Однако у них не получится быстро двигаться - капитализм был поврежден изменению правил игры в 2008 году. Поэтому осторожность будет по прежнему сохраняться в США и повсюду в мире еще долгое время. Облигации, несмотря на их смешную доходность, не будут так легко напуганы медвежьим рынком. Инвесторы также не должны надеяться на то, что медленный отказ от нулевых ставок в США поддержит американский и глобальные рынки. Тем не менее их лучшие годы уже завершились. Как результат, инвесторы владеют сейчас “зелеными”, “голубыми” участками и железными дорогами на доске “Монополии”, в то время как “красные” и “оранжевые” остались в другом времени. Доходность в реальной экономике слишком низкая, частично из-за путанных действий банковских братьев Паркеров. Нет никаких сомнений в том, что факторы структурной секулярной стагнации, такие как демография, высокий долг и новые технологии, также подлили масла в огонь. Фискальная политика была также анемичной начиная с 2010 года.

В заключении хочу сказать, что инвестор – игрок – должен иметь в виду будущие минимальные, а в некотором случае и негативные доходности в 2015 году и далее. Искажения капитализма, с его краткосрочной дефляцией, создают небольшой, но не незначительный риск того, что на взгляд моей мамы, является главным в любой игре - развлекательной или реальной. “В конце концов” - говорила она - “все фишки, все отели, все участки - они все оказываются в коробке.” Вероятность того, что искаженный капитализм 2015 года продолжит свой анемичный рост, довольно высока, однако коробка от игры по прежнему покоится на семейном кофейном столике, ожидая своего часа.

http://www.ftinvest.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter