Водка не спасла Россию от скачка инфляции, вызванного тарифами » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Водка не спасла Россию от скачка инфляции, вызванного тарифами

6 февраля 2015 Thomson Reuters Фабричная Елена
Инфляционное давление в России осталось высоким в начале февраля, несмотря на понижение цен на водку, но вкупе с грозящей экономике рецессией недавнее решение ЦБР понизить ставку уже не выглядит таким преждевременным, говорят аналитики, допуская 50-процентную вероятность очередного сокращения ключевой ставки в марте.

На неделе с 27 января по 2 февраля 2015 года инфляция ускорилась до 0,9 процента с 0,6 процента на предыдущей неделе, сообщил Росстат.

Недельный рост цен в 0,9 процента был зафиксирован Росстатом после "черного вторника" на валютном рынке 16 декабря 2014 года, когда ЦБР совершил фактический переход к плавающему курсу, и без его интервенций рубль достиг отметки 80 к доллару и 100 -- к евро.

Новый скачок цен вызван повышением с 1 февраля тарифов на метро и платы за проезд в общественном транспорте.

В результате, среднесуточный прирост цен в феврале ускорился до 0,140 процента с 0,083 процента в декабре 2014 года. За январь Росстат не приводит среднесуточную динамику.

"Если раньше был оптимизм, что дневные темпы роста цен понизились, то в начале февраля мы видим за первые два дня, что темпы близки к тому пику, который был в декабре после "черного вторника", -- сказала Дарья Исакова из Открытия.

Даже снижение цен на водку не прослеживается в этих цифрах, сказала экономист.

С 1 февраля вступил в силу приказ Росалкогольрегулирования, по которому минимальная розничная цена водки снижена до 185 рублей с прежних 220.

"Снижение цен на водку могло бы дать сдерживающий эффект", -- сказала Исакова, указав, что финальная цена бутылки в магазинах может сразу и не снизиться.

Повышение тарифов экономисты считают разовым фактором, который дает основания полагать, что на следующей неделе темп инфляции может быть ниже, несмотря влияние девальвации рубля.

По оценкам экспертов, в годовом выражении 2 февраля инфляция приблизилась к 14 процентам.

В СТРЕМЛЕНИИ К ПИКУ

Снижение инфляционных, девальвационных ожиданий в январе и угроза рецессии дали ЦБР основания сократить ключевую ставку на 200 базисных пунктов до 15 процентов годовых, что аналитики сразу назвали преждевременным решением, грозящим выходом инфляции из-под контроля.

Регулятор основывался не столько на фактической инфляции, а в большей степени - на прогнозах и анализе тех факторов, которые вызвали рост цен, пояснила во вторник глава ЦБР Эльвира Набиуллина.

По оценкам ЦБР, инфляция будет повышенной в первой половине года, пик будет во втором квартале, затем она начнет снижаться.

"Почему она начнет снижаться? Потому что факторы, которые привели к всплеску, достижению двузначных размеров, они сильные, но одноразовые", -- сказала Набиуллина во вторник, допустив, что на короткий промежуток времени инфляция может превысить ключевую ставку ЦБР.

Аналитики оценили промежуток, в течение которого ставка ЦБР в 15 процентов может стать отрицательной в два месяца.

Дмитрий Савченко из Nordea сказал, что ускорение инфляции в годовом выражении продолжится в ближайшие 2-3 месяца, но оно вызвано немонетарными факторами -- девальвационным эффектом и повышением тарифов.

"Поскольку ЦБ не может повлиять на факторы инфляции -- тарифы и девальвационный перенос -- то, в принципе, монетарная составляющая в инфляции минимальна и ЦБ может продолжить снижать ставку, если инфляция будет умеренно расти", -- добавил экономист.

По его оценкам, инфляция достигнет пика в марте-апреле на уровне 15-16 процентов, а к концу года снизится до 11 процентов.

"ЦБ говорил, что инфляция достигнет пика во втором квартале год к году, я не думаю что сегодняшняя цифра инфляции сможет изменить риторику. Дальнейшие цифры до 13 марта будут пристально оцениваться, и если инфляция уйдет выше 17 процентов, то ЦБ не пойдет на следующее снижение в марте... Но пока рано говорить, что ЦБ передумает", -- сказала Исакова из Открытия.

ЦБР не комментировал свои возможные действия на совете директоров 13 марта, но январское решение некоторые расценили как сигнал к началу цикла смягчения монетарной политики.

Савченко допускает, что на следующем заседании регулятор может сделать паузу в снижении ставок: "Вопрос -- что будет с рублем. Сейчас 50 на 50 вероятность дальнейшего снижения ставки. Если оно произойдет в марте, то не на 200 пунктов, а на 50-100".

ГЛУБИНА РЕЦЕССИИ

Принимая решение о ставке ЦБР решает три задачи одновременно одним и тем же набором инструментов, пояснила Набиуллина во вторник. Первая задача -- это снижение инфляции, удержание ее под контролем, вторая -- стабилизация валютного рынка, третья -- недопущение остановки кредитования экономики.

Именно возросшие риски чрезмерного охлаждения экономики позволили ЦБР понизить ставку.

Опережающие индикаторы свидетельствуют о негативных тенденциях в январе.

Деловая активность в обрабатывающей промышленности РФ усилила спад в январе 2015 года при низком спросе на продукцию, значение PMI стало минимальным с июня 2009 года. Компании комбинируют гораздо более низкую закупочную деятельность с быстрым сокращением товарных запасов и избавляются от рабочей силы, готовясь к трудным временам, которые еще впереди.

В секторе услуг положение еще хуже: PMI снизился в январе до 43,9 пункта с 45,8 в декабре 2014 года, спад стал сильнейшим с мая 2009 года. Данные по секторам сигнализируют о негативных тенденциях в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса, транспорта и хранения.

Александр Морозов, главный экономист по России, СНГ и странам Балтии HSBC, ссылаясь на прошлую корреляцию между PMI и ВВП, сделал вывод, что экономика России сократится на 1,5 процента в квартальном исчислении в первом квартале, если индекс PMI останется на своем январском уровне в течение февраля и марта.

"PMI и другие макроэкономические данные находятся в соответствии с нашим прогнозом сокращения ВВП России в 2015 году на 3,5 процента, который является более мягким, чем 7,8-процентное сокращение экономики, увиденное нами в 2009 году. Снижение или восстановление цен на нефть может изменить этот прогноз в худшую или лучшую сторону", -- сказал Морозов.

ЦБР обещает к мартовскому заседанию уточнить прогнозы экономического спада. Перед январским заседанием регулятор прогнозировал годовой темп ВВП в первом полугодии 2015 года на уровне минус 3,2 процента.

"Никто не ожидает, что экономика будет стагнировать, консенсус -- что будет рецессия, самый большой риск - это неуправляемый спад, но в целом с оглядкой на меры ЦБ и правительства нет оснований полагать, что спад будет неуправляемым", -- сказала Исакова, сославшись на антикризисный план правительства.

Опрошенные Рейтер аналитики ожидают падения ВВП в 2015 году на 4,2 процента.

"Опросы показывают негативные тенденции в январе, но это ожидаемо, в реальных цифрах мы можем увидеть сравнимый негатив, особенно в продовольственных продажах", -- сказала Исакова.

http://ru.reuters.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter