Над нефтяниками сгущаются тучи

В краткосрочной перспективе компании столкнутся с новой, суровой реальностью. За последний год условия, в которых работают нефтегазовые компании, радикально изменились. Такие данные содержатся в обзоре нефтегазовой индустрии, сделанном PwC. Отрасль переживает избыток предложения и низкие цены.

Ежегодный опрос руководителей крупнейших компаний мира показал, что в краткосрочной перспективе компании столкнутся с новой, суровой реальностью. За последний год условия, в которых работают нефтегазовые компании, радикально изменились. Отрасль переживает избыток предложения и низкие цены. В этой связи неудивительно, что почти две трети руководителей нефтегазовых компаний заявляют, что рост их компаний находится под большей угрозой, чем три года назад.

Наибольшую обеспокоенность у нефтегазовых компаний вызывают рост налоговой нагрузки, чрезмерное регулирование и геополитическая неопределенность. За ними следуют меры, которые принимает государство для сокращения бюджетного дефицита и снижения долговой нагрузки, а также протекционистские действия правительств ряда стран.

Особое внимание в нефтегазовом секторе уделяется налоговым вопросам: компании хотели бы получить от правительства эффективную налоговую систему, конкурентоспособную на международном уровне. 83% руководителей нефтегазовых компаний обеспокоены ростом налоговой нагрузки. Этот результат превосходит показатель по выборке в целом.

Комментирует Ричард Поллард, партнер, руководитель практики по предоставлению услуг компаниям нефтегазовой отрасли PwC в России:

"Глобальные условия ведения деятельности заставляют CEO нефтегазовых компаний искать ответ на вопрос о том, каким будет наш выбор, если цена нефти в 50 долларов США станет нормой? В России низкие цены на нефть и трудности с доступом к технологиям и финансированию, необходимым для эксплуатации месторождений с трудноизвлекаемыми запасами, привели к тому, что компании всерьез занялись повышением эффективности, но при этом думают и о возможности сокращения производства. Эта ситуация будет улучшаться до конца текущего года, когда, по моим ожиданиям, цены на нефть начнут расти".

В долгосрочной перспективе ожидается возврат к росту доходов. Нефтегазовая отрасль имеет цикличный характер, поэтому она несет особо тяжелые потери при любом экономическом спаде. Ряд руководителей нефтегазовых компаний уже говорят о сгущении туч на горизонте: 26% респондентов (на 16% больше по сравнению с прошлым годом) ожидают в течение следующих 12 месяцев спада мировой экономики, хотя другие 35% руководителей считают, что ситуация улучшится.

С точки зрения перспектив развития 29% руководителей компаний нефтегазовой отрасли выразили полную уверенность в росте доходов в течение следующих 12 месяцев. Говоря о перспективах на ближайшие три года, отметим, что большее число респондентов проявляют оптимизм, при этом 43% опрошенных полностью уверены в росте доходов своих компаний

Несмотря на то что руководители компаний не могут управлять факторами, определяющими предложение на мировом рынке и состояние мировой экономики, они могут оказать влияние на свою компанию с точки зрения ее ответных действий на изменение ситуации на рынке. Эти действия могут выражаться в извлечении максимальной пользы из инвестиций в технологии, налаживании более выгодных партнерских отношений и использовании стратегий диверсификации.

Повышение эффективности за счет инвестиций в цифровые технологии, кибербезопасность, аккумуляторные и энергетические технологии (например, накопление и хранение энергии) и решения в области сбора и анализа больших массивов данных – именно этим цифровым технологиям руководители нефтегазовых компаний придают наибольшее значение со стратегической точки зрения. Несмотря на ограниченный бюджет, нефтегазовые компании уже инвестируют в эти направления, чтобы повысить эффективность управления рисками и оптимизировать операционную деятельность. Так, четыре из пяти руководителей нефтегазовых компаний согласны с тем, что цифровые технологии приносят пользу их компаниям в части анализа данных и операционной эффективности.

При этом руководители нефтегазовых компаний подчеркивают, что для того чтобы получить максимальную отдачу от уже осуществленных инвестиций в цифровые технологии, необходимо понимать, как цифровые технологии способствуют достижению конкурентного преимущества. По мнению большинства респондентов, для этого необходим хорошо продуманный план, включающий четко определенные факторы успеха, а также готовность руководителя компании продвигать и отстаивать использование цифровых технологий.

75% руководителей нефтегазовых компаний считают, что кибербезопасность имеет стратегически важное значение для развития многообразных и динамичных партнерских взаимоотношений. В условиях снижения спроса на мировом рынке многие нефтегазовые компании делают ставку на совместные предприятия, стратегические альянсы и неформальные виды сотрудничества для повышения экономической целесообразности операционной деятельности.

Почти половина руководителей компаний в нефтегазовом секторе планируют в течение ближайших 12 месяцев вступить в новый стратегический альянс или совместное предприятие. Чаще всего целью таких партнерств является привлечение новых клиентов, выход на новые региональные рынки, получение доступа к новым/развивающимся технологиям, а также разделение рисков.

В основном компании вступают в партнерства с поставщиками, однако 57% руководителей нефтегазовых компаний также заявляют о том, что уже работают или готовы работать с конкурентами. Более половины респондентов имеют партнерские отношения с бизнес-сетями, кластерами или торговыми организациями или рассматривают возможность налаживания таких отношений.

Поиск новых форм мышления и новых методов работы.

По данным опроса, в большинстве нефтегазовых компаний внедрены стратегии социокультурного многообразия, равных возможностей и инклюзивности. Это приносит конкретные выгоды. Так, 90% респондентов, заявивших о наличии подобных программ в их компаниях, отметили рост эффективности бизнеса; почти столько же опрошенных считают, что такие стратегии помогают привлечь квалифицированных специалистов и укрепить бренд и репутацию компании. Кроме того, в ходе индивидуальных подробных интервью выяснилось, что такие стратегии могут также способствовать профессиональному развитию молодых сотрудников завтрашнего дня, а это является ключевым приоритетом для руководителей.
Источник http://www.vestifinance.ru/
При копировании ссылка http://elitetrader.ru/index.php?newsid=239189 обязательна
Условия использования материалов