Призрак Кипрской оперы

УВЕРТЮРА

В субботу 16 марта власти Кипра заявили, что рассматривают возможность введения разового налога на счета клиентов в кипрских банках. И хотя проблемы страны назревали уже давно, эта новость стала шокирующей для россиян, держащих счета на Кипре, вызвала возмущение российских политиков и привела к росту волатильности на финансовых рынках. В течение всей прошлой недели неопределенность с разрешением кипрского вопроса только нарастала. Мы попытались подробном разобраться в сути проблемы, с тем чтобы понять возможные перспективы развития ситуации для Кипра, российских инвесторов и глобальных финансовых рынков в целом.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ – ПРЕДЫСТОРИЯ ПРОБЛЕМЫ

Кипр обрел независимость от Великобритании в 1960 году, получив в наследство систему британского права и 2 военные базы. В 60-е годы на острове вспыхивали конфликты между этническим греческим большинством и турецким меньшинством (18% населения). В 1974 году, воспользовавшись свержением кипрского правительства греческой военной хунтой, турецкие войска вторглись на Кипр, что привело к разделению острова на греческую Республику Кипр и непризнанную мировым сообществом Турецкую Республику Северного Кипра. Несмотря на то, что зона турецкой оккупации составила 35% территории острова, фактически страна потеряла 70% минеральной базы, 65% отелей, 46% промышленных мощностей, 83% перевалочных мощностей (порт Фамагуста) и международный аэропорт Никосии. С тех пор, хотя греческая часть составляет большую часть острова (около 60%), но львиная ее доля приходится на горы Троодос – территорию непригодную для сельского хозяйства и промышленности.

Оказавшись в положении банкрота, Республика Кипр начала искать пути спасения и пошла по пути активных рыночных преобразований. С января 1977 года в стране начал работать оффшорный режим для компаний международного бизнеса. Оффшорный режим Кипра предполагал применение ставки корпоративного налога 4,25 % для компаний, которые не вели деятельности на территории Республики. При вступлении в ЕС с мая 2004 года оффшоры на Кипре юридически перестали существовать. Но де-факто самая низкая в ЕС ставка корпоративного налога в размере 10%, а также освобождения от уплаты налогов с доходов от продажи ценных бумаг, процентов, дивидендов, роялти, наличие британского права и сети договоров об избежании двойного налогообложения сохраняли привлекательность Кипра в качестве базовой юрисдикции для ведения глобального бизнеса. В результате за последние 20 лет объем финансового сектора страны обогнал ВВП в несколько раз.

АКТ ПЕРВЫЙ – СИТУАЦИЯ В ЭКОНОМИКЕ КИПРА

До 2008 года экономика Кипра росла как на дрожжах, в среднем в 2 раза обгоняя среднеевропейские темпы роста. Факторами были успехи крупнейшего внешнеторгового партнера – Греции (около 30% внешней торговли Кипра), бурный рост сектора финансовых услуг на фоне инвестиций в Восточную Европу и Ближний Восток, подъем рынка недвижимости и туристического сектора.

Кроме того уже в 2006-2007 годах в кипрские банки начали перетекать капиталы, опасавшиеся кризисных явлений в мировой экономике, а также делавшие ставку на включение Кипра в зону евро в январе 2008 года. Именно на рубеже 2007-2008 года кипрские банки испытали максимальный приток средств в депозиты – перед кризисом на остров побежали деньги российских, греческих, британских и других инвесторов.

Между тем ситуация в реальном секторе экономики начала рушиться синхронно с греческим соседом, а после реструктуризации краткосрочных долгов Греции в марте 2012 года кипрским банками пришлось фиксировать на своих балансах большие убытки.

Призрак Кипрской оперы


Сейчас с населением в 1,1 млн человек кипрская экономика представляет 0,2% ВВП еврозоны (ВВП Греции – 2%). Внешняя задолженность за вычетом международных резервов составляет 446%. С максимума июля 2008 года индекс промышленного

производства к декабрю 2012 года упал на -42,8%. Уровень безработицы взлетел с 3,4% до 14,7% при падении числа вакансий на -85%. Падение ВВП, стимулирование экономики и спасение банковского сектора привело к росту отношения госдолга к ВВП за пять лет с 48,9% до 86,5%.

Вдобавок ко всему островной характер экономики привел в последние годы к тому, что цены на импортируемые товары повседневного спроса (продовольствие, вода, алкоголь, табак, топливо) продолжали расти быстрыми темпами, несмотря на промышленный спад. Отсутствие национальной валюты и возможности ее девальвации, а также денежная зависимость центрального банка Кипра от ЕЦБ лишь дополняют и без того плачевную картину.

АКТ ВТОРОЙ – СИТУАЦИЯ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ КИПРА

Развитие Кипра как «альтернативного» международного финансового центра в последние десятилетия привело к гипертрофированному росту активов финансового сектора. При этом собственный капитал кипрских банков традиционно составлял не более 6% всех активов, а привлеченные средства почти целиком представлены депозитами (срочными и до востребования). На долю резидентов по официальной статистике приходится до 2/3 всех депозитов, но вполне вероятно, что с учетом «серых» схем эта доля может быть еще меньше. На два банка – Bank of Cyprus и Cyprus Popular Bank (ex-Marfin, бренд Laiki) приходится около 80% всех депозитов в системе, причем именно эти два банка агрессивно участвовали в операциях с греческими государственными облигациями. Отчетность банка Hellenic (11% депозитов) по итогам 2012 года показала устойчивую динамику показателей. Так же, на наш взгляд, вряд ли стоит ждать проблем от прочих мелких банков.

Призрак Кипрской оперы


Рассматривая динамику финансовых показателей проблемных банков можно четко проследить всю цепь трагических событий. До 2008 года кипрские банки агрессивно расширялись, привлекая депозиты и расширяя собственный капитал. В 1-м квартале 2008 года на росте волатильности глобальных рынков и ожиданиях кризиса депозиты в банках резко взлетели вверх и продолжали подрастать в течение всего 2008 года. В конце 2008 года руководители банков посчитали, что глобальный кризис уже закончился, и купили существенные объемы государственных облигаций своего соседа – Греции по бросовым (как им тогда казалось) ценам.

Призрак Кипрской оперы


К осени 2009 года эти вложения даже показывали неплохую прибыль, но жадность банкиров не позволила зафиксировать ее. С этого момента греческие обязательства пошли резко падать в цене. Но банкиры Кипра не сильно переживали относительно возможных последствий – их вложения были защищены «надежной» финансовой новацией CDS (кредитные дефолтные свопы или страховка от дефолта). Даже начавшийся с середины 2010 года отток депозитов их мало волновал.

Момент истины наступил в марте 2012 года, когда греческое правительство объявило о реструктуризации краткосрочных долгов, что, по сути, явилось частичным дефолтом Греции. Между тем, Комитет Международной ассоциации свопов и деривативов к ярости держателей греческих CDS объявил, что дефолтного события нет как такового, и страховки не подлежат исполнению. Как следствие кипрские банки буквально в один день получили колоссальные убытки. Отношение собственного капитала к активам банка Cyprus Popular Bank упало за квартал с 10% до 1,5%. Летом 2012 года правительство Кипра вынуждено было занимать деньги на международных рынках капитала для спасения и национализации 85% акций банка. Как результат суверенные долги Кипра были снижены международными рейтинговыми агентствами до близких к «мусорным» уровней.

Между тем, Bank of Cyprus хоть и говорил о существенных потерях на греческих долгах, но продолжал указывать в своей отчетности по итогам 3-го квартала 2012 года стабильную достаточность капитала. Тем не менее, негативные слухи и корпоративные скандалы продолжали лихорадить банк. 28 февраля 2013 года банк заявил, что задерживает публикацию годовой отчетности, а 11 марта допустил технический дефолт по своим облигациям.

АНТРАКТ – ЭХО ИСЛАНДИИ И ИРЛАНДИИ

Ситуация на Кипре отражает тенденции всех последних пяти лет. Осенью 2008 года экстренное заседание стран G20 остановило острую фазу глобального кризиса – страны договорились о снижении протекционизма и помощи экономикам и финансовому сектору. Между тем, в то же время была высказана единая воля о необходимости повышения прозрачности финансовых инструментов, борьбе с неконтролируемыми перемещениями капиталов и альтернативными налоговыми зонами. В принципе уже тогда можно было говорить о том, что топор над головой Кипра занесен.

Другие альтернативные финансовые центры и соседи Кипра по отношению внешних долгов к ВВП (см. график на стр. 1) – Исландия и Ирландия уже подверглись ранее процедурам принудительного «лечения». В острую фазу кризиса осенью 2008 года правительство Исландии передало под контроль Управления по финансовому надзору все три крупнейших исландских банка – Glitnir, Landsbanki и Kaupthing. Правительство ввело жесткий контроль за капиталом банков, гарантировало минимальные депозиты, объявило о выкупе проблемных активов, ввело налоговые ужесточения и девальвировало исландскую крону в 2,5 раза к доллару США. Эти меры позволили предотвратить коллапс банковской системы, хотя и не решили всех проблем с обремененностью долгами.

В Ирландии ситуация развивалась по другому сценарию. Переход на евро и отсутствие собственной валюты не оставляло возможностей для девальвации. В результате Ирландия была вынуждена пойти на беспрецедентный дефицит бюджета (до 30% ВВП) с целью поддержки банков и стимулирования экономики. Кроме того, был применен механизм разделения банков на здоровые и токсичные. Активные реформы банковского сектора были поддержаны вливаниями средств со стороны ЕЦБ. Тем не менее и в Ирландии ситуация с задолженностью и экономической активностью остается нестабильной.

Решение проблемы Кипра может идти с учетом опыта Исландии и Ирландии.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ – ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ

На фоне вводе программы смягчения ФРС США QE3 и успехов главы ЕЦБ Марио Драги по заговариванию курса евро ситуация с Кипром отошла на задний план. Но на прошлой неделе риски Кипра вновь оказались в центре внимания мирового сообщества.

16 марта на переговорах Тройки кредиторов (Еврокомиссии, ЕЦБ, МВФ) с Кипром была достигнута договоренность о том, что Тройка предоставит Кипру 10 млрд евро из необходимых 17, если Кипр привлечет остальные 7 млрд. Правительство объявило о запуске плана «А», вводящем разовый налог на депозиты в кипрских банках (около 6,5-10% в зависимости от суммы вклада) и последующем принудительном обмене изъятых средств на акции проблемных банков.

В понедельник 19 марта во время банковского выходного на Кипре последовала жесткая реакция Москвы, а также ряда проблемных стран еврозоны на непрофессионализм договоренностей Тройки и Кипра.

20 марта парламент Кипра отказался принять закон о налоге на депозиты.

21 марта правительство Кипра объявило о плане «Б», в Москву прилетел министр финансов с целью обсуждения возможностей реструктуризации долга, а также вхождения России в финансирование газовых проектов Кипра, в капиталы кипрских банков.

22 марта Кипр получил отказ Москвы по кредиту до получения договоренностей Тройки и Кипра. Греческий банк Piraeus заявил о выкупе отделений Bank of Cyprus и Cyprus Popular Bank в Греции. Канцлер Германии Меркель заявила, что «Кипр должен осознать, что прежняя модель экономики мертва».

23 марта парламент Кипра одобрил разделение проблемных банков на здоровые и токсичные, дал полномочия центральному банку для оперативных экстренных действий. Кипр и Тройка согласились на 20% налог для держателей счетов Bank of Cyprus и 4% налог для остальных, а также сохранении гарантий по вкладам объемом ниже 100 тыс. евро.

24 марта президент Кипра полетел в Брюссель для закрепления договоренностей с Тройкой кредиторов. Результаты встречи пока не известны.

Все это время банки и биржи на Кипре не работают и не проводят операции. Лимит снятия денег в банкоматах Кипра был снижен в воскресенье с 240 до 100 евро.

ФИНАЛ КИПРСКОЙ ОПЕРЫ – ГЛОБАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Очевидно, что действия кипрской оперы еще далеки от завершения, и какими будут окончательные договоренности, сказать сейчас крайне сложно. Между тем, уже сейчас можно говорить об объективных среднесрочных и долгосрочных последствиях сложившейся ситуации.

Последствия для Кипра
 Потеря доверия и неизбежное сворачивание финансового центра на Кипре, структурная перестройка экономики при активной поддержке стран еврозоны, власти страны де-факто смирились с этим сценарием;
 Как следствие выход Кипра из зоны евро не будет ни в интересах Кипра, ни в интересах ЕС;
 Оттягивание Кипром договоренностей до последнего момента (с 25 марта лимиты программы ликвидности со стороны ЕЦБ могут быть понижены, банковская система неделю стоит) приведет к тому, что договоренности о помощи будут менее выгодными для Кипра;
 Перед возобновлением проведения банковских операций Кипру придется ввести жесткие ограничения на отток капитала;
 Ликвидация финансового центра приведет к снижению активов банковской системы в несколько раз в течение длительного периода времени;
 Наиболее вероятным будет разрешение ситуации по «ирландскому сценарию» – разделение 2-х крупнейших банков на 2 здоровых и 2 токсичных с последующим объединением здоровых. При полном согласии Кипра на реформы поддержка со стороны Тройки кредиторов с высокой вероятностью будет полностью обеспечена;
 Высокие уровни внешнего долга и задолженности государства будут сохраняться длительное время;
 Рынок недвижимости с высокой вероятностью продолжит стагнировать
Последствия для российских капиталов и российского финансового рынка
 Налог на счета клиентов в кипрских банках в той или иной мере все же будет реализован, и российские капиталы могут пострадать;
 Размер российских средств, которые могут быть заморожены на Кипре, не фатален для российской экономики, Банк России в состоянии справиться с локальными провалами в ликвидности;
 Российскому бизнесу придется искать альтернативы финансовому центру на Кипре, вероятно часть капиталов может вернуться в Россию, а большая часть перейдет на более дорогое обслуживание в надежные континентальные банки под другие юрисдикции;
 Рейтинговое агентство Fitch уже заявило, что последствия для российских банков будут весьма ограниченными;
 Варианты экспроприации кипрской собственности россиян крайне маловероятны;
 Российско-кипрские внешнеполитические отношения могут потерять динамику, особенно с учетом голосования парламента Кипра в феврале 2011 года за программу «Партнерство ради мира» (последний шаг Кипра на пути к присоединению к НАТО).
Последствия для глобальных рынков
 История с Кипром все еще далека до логического завершения, а впереди рынки могут ждать более серьезные вопросы (например, ситуация в Великобритании, Венгрии, проблема потолка госдолга в США). Таким образом, кипрская и другие проблемы в ближайшие месяцы могут стимулировать рост волатильности на финансовых рынках в среднесрочной перспективе;
 Залезание в карман к вкладчикам поднимает острые вопросы восприятия рисков, прежде всего в других проблемных странах еврозоны, что может вызвать рост недоверия к банковской системе в целом и росту изъятий вкладов;
 Отчасти переоценка восприятия рисков может стимулировать капиталы к вложениям в более рискованные финансовые инструменты, и даже немного стимулировать рост потребительских расходов;
 Развитие ситуации с Кипром также вновь поднимает вопрос суверенных рисков стран еврозоны. Крупнейшие облигационные фонды PIMCO уже объявили о снижении лимитов на вложение в европейские долговые бумаги в результате сложившейся ситуации;
 Если в ситуации с Исландией можно было говорить о случайности, а в случае с Ирландией – о неудаче, то после Кипра можно уже говорить об уверенном тренде на закрытие альтернативных финансовых центров как минимум в европейском масштабе.
Источник http://open-broker.ru/ http://open-broker.ru/
При копировании ссылка http://elitetrader.ru/index.php?newsid=240283 обязательна
Условия использования материалов



Премиальный Форекс теперь доступен каждому!
Без ограничения на минимальный депозит;
Узкие спреды от 0.5 пунктов;
Гибкое плечо до 1:1000;
Огромное количество торговых инструментов;
Безупречное исполнение ордеров;
Передовая платформа

Начни торговлю и скажи всем, что у тебя теперь тоже есть криптовалюты! Почему нужно торговать в NORDFX?
Торговля ведется на платформе МТ4. Разрешена торговля любыми советниками и роботами;
В зависимости от типа счета пополнить можно долларами, эфириумом и биткойнами;
Торговля 24/7/365 без выходных и праздников