Нефть и дивиденды: чего ждать акционерам? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Нефть и дивиденды: чего ждать акционерам?

20 марта 2015 Вести Экономика | Oil
Низкие цены на нефть заставили итальянскую нефтяную компанию Eni сократить дивиденды. На этот шаг Eni решилась первой из всех крупных нефтяных компаний. Но, может быть, Eni станет первой из многих?

Решение сократить дивиденды подчеркивает затруднительное положение нефтяных и газовых компаний по всему миру. Сильное падение цен создало огромные пробелы в бюджетах компаний, вынуждая их резко сокращать расходы.

Но дивиденды пока находятся под защитой нефтяных компаний, которые исторически выбирают сокращение расходов, а не сокращение выплат инвесторам.

Royal Dutch Shell ни разу не снижала дивиденды с 1945 г., ExxonMobil в последние 30 лет ежегодно увеличивала объем выплат, а история выплат дивидендов уже превышает 100 лет.

В результате такой щедрой дивидендной политики акции нефтяных компаний считаются инвестициями с низким уровнем риска, которые генерируют стабильную доходность из года в год.

Тем не менее решение Eni по дивидендам может быть предупреждающим знаком для промышленности.

Ни одна из крупнейших нефтяных компаний не сможет финансировать свою дивидендную политику за счет тех денег, которые они получат за счет продажи нефти и газа в этом году.

Например, у Chevron поступления ожидаются на уровне $22 млрд, тогда как выплатить в виде дивидендов и расходов на операции необходимо $39 млрд.

Поэтому можно предположить, что дивиденды должны быть сокращены, но нефтяные компании могут также поискать другие способы для финансирования выплат акционерам.

Возможно, они начнут более активно размещать долговые обязательства, продавать активы и отменять процедуры обратного выкупа или, скорее всего, будут сочетать все три сценария.

Действительно, многие из крупных нефтяных компаний активно распродают активы, сокращая расходы. В краткосрочной перспективе увеличение долга не обязательно станет проблемой.

Крупные нефтяные компании имеют очень высокие рейтинги, и это позволит им привлекать финансирование без особых проблем в течение достаточно долгого времени.

Но если им придется привлекать все больше и больше, рейтинговые агентства начнут снижать рейтинги. Это повысит стоимость заимствований, что еще больше ставит под угрозу устойчивость их дивидендной политики и, что более важно, рентабельность их бизнеса.

Таким образом, должен прийти момент, когда дивиденды придется сокращать для продолжения геологоразведочных работ. Другими словами, компания придется выбирать, заплатить акционерам сейчас или инвестировать в будущее производство? Аналитики UBS отмечают, что рынок наказал Eni за ее решение, но ущерб в ином случае мог быть еще больше.

В конечном итоге все зависит от двух факторов. Во-первых, это цена на нефть. Ожидается, что стоимость будет восстанавливаться в ближайшие месяцы или годы, но точного времени пока никто не знает.

В добавление ко всем проблемам отрасли также снижаются цены на природный газ как в США, так и за рубежом, в среднем цены находятся вблизи трехлетних минимумов.

Во-вторых, важным будет возможность найти и начать использовать новые месторождения нефти и газа.

Даже когда цены находились на высоком уровне, объем открытия новых месторождений в 2014 г. оказался худшим за последние десятилетия. Показатель оказался самым низким с 1995 г. и, возможно, за последние 60 лет. И это стало четвертым годом подряд, когда объемы снижались, что стало самым длительным снижением с 1950 г. При этом не было открыто ни одного по-настоящему крупного месторождения.

Крупные нефтяные компании пытаются увеличить добычу, несмотря на высокий уровень расходов, но ничего не получается. В 2014 г. ExxonMobil потратила $38 млрд, но добыча упала на 2%.

Сланцевая добыча: взлеты и падения крупных компаний

Потратив более пяти лет и миллиарды долларов на попытки воссоздать сланцевую революцию по образу и подобию США, некоторые крупнейшие нефтяные компании начинают отказываться от своих планов на фоне снижения цен на нефть.

Недавно такие компании, как Chevron, Exxon Mobil и Royal Dutch Shell, свернули свою деятельность по разведочному бурению на сланцевую нефть в Европе, России и Китае.

Причины такого решения самые разные: от российских санкций, запрета на использование технологии гидроразрыва пласта во Франции, плохих результатов в Польше до снижения цен на нефть, в результате которого себестоимость барреля сланцевой нефти становится выше цен на рынке.

Компания Chevron прекратила свою деятельность по фрекингу в Европе в феврале, когда компания ушла из Румынии.

В Shell заявили, что компания будет сокращать расходы на добычу сланцевой нефти на 30% в таких странах, как Турция, Украина и Аргентина.

Что касается Exxon, то компания ушла из Польши и Венгрии, а фрекинг в Германии был заморожен.

Результат: помимо США, где технология гидроразрыва пласта привела в настоящему прорыву в нефтяной индустрии, только в Китае, Аргентине и Канаде добыча сланцевой нефти вышла на коммерческий уровень, отмечает Администрация по энергетической информации США, несмотря на то что в США менее 10% оцененных запасов сланцевой нефти в мире.

По данным МЭА, в Европе, включая Россию, и Китае почти в три раза больше запасов, чем в США.

"Темпы роста сланцевой добычи за пределами Северной Америки значительно ниже, чем предполагалось", – отмечает Саймон Генри, главный финансист компании Shell.

Восстановление цен на нефть могло бы изменить положение дел, что дало бы нефтяным компаниям большую мотивацию для рискованной сланцевой добычи. И, как полагают эксперты, по-прежнему существует благоприятная перспектива для развития сланцевой добычи за пределами Северной Америки.

Такие страны, как Аргентина и Алжир, по мнению Фаузи Алулу, аналитика из МЭА, находятся примерно в таком же благоприятном положении, как и США.

Две французские и одна британская компания планируют начать бурение в Великобритании, где все еще идут споры по поводу использования технологии гидроразрыва и ее последствий для экологии и здоровья людей.

В Польше небольшие компании, подобные тем, что положили начало сланцевому буму в США, продолжают бурить, несмотря на плохие результаты своих более крупных коллег.

При технологии фрекинга используются вода, песок и химикаты для разрыва пласта, чтобы обеспечить выход нефти и газа.

В отличие от долгосрочных проектов, на которых специализируются крупнейшие нефтяные компании мира, у сланцевых скважин очень короткий срок эксплуатации. Поэтому при добыче сланцевой нефти возникает необходимость постоянного бурения новых скважин.

Эта технология была хороша для небольших добывающих компаний в Северной Америке, но такие нефтяные гиганты, как Exxon и Shell, где процесс получения согласия на бурения занимает долгое время, оказались вне игры.

Зная, что в других странах тоже есть запасы сланцевой нефти, крупные компании стали искать, где бы они могли получить прибыль и влиться в новую тенденцию.

Главы восточноевропейских стран, стремясь снизить свою зависимость от российского газа, поддержали энергетические компании.

Chevron начала инвестировать в Румынию, Литву и Польшу, которые, по заявлению геологов и специалистов в нефтяной промышленности, являются наиболее привлекательными с точки зрения развития сланцевой добычи. Однако бурение в Польше привело к довольно плачевным результатам.

Chevron продолжала бурение даже после того, как в 2013 г. МЭА снизило оценки запасов сланцевого газа в Польше на 20%, а другие компании, как, например, французская Total, признали свое поражение.

К 2014 г. положение Chevron в Восточной Европе было довольно удручающим. Прошлым летом компания ушла из Литвы. Прошлой осенью президент Румынии заявил, что у страны не так много запасов сланцевой нефти и газа, как изначально предполагалось. А в январе Chevron приняла решение уйти и из Польши.

Как заявили в компании, сланцевые возможности в Центральной и Восточной Европе значительно ниже по сравнению с другими проектами в мировом портфолио Chevron.

При этом компания по-прежнему рассматривает возможность добычи сланцевого газа в Южной Африке.

ConocoPhillips - это единственная крупная компания, которая по-прежнему работает в Польше.

У Exxon были похожие проблемы в Венгрии, откуда она ушла еще в 2009 г., и в Польше, откуда она ушла в 2012 г.

Попытки Exxon развивать это направление в Германии были подорваны введением моратория на использование технологии гидроразрыва пласта, а западные санкции, введенные против России, помешали ей, равно как и другим международным крупным компаниям, развивать сланцевую добычу в России.

В настоящий момент, по словам представителей компании, среди стран за пределами Северной Америки Exxon ведет сланцевую добычу в Аргентине и Колумбии.

Одна из проблем, с которой столкнулись компании, - это высокая стоимость бурения за пределами США по сравнению с ценами на нефть, которые в последние полгода резко снизились.

Разведочные скважины в новых районах требуют проведения исследования. Бурения скважины в Польше и Китае может стоить до $25 млн каждая, в то время как скважины в Северной Америке в среднем стоят около $5 млн, говорит Мелисса Старк, исследователь и автор отчета о сланцевой добыче в 2014 г. из Accenture LLP.

Shell начала обсуждать сланцевую добычу с властями Китая в 2006 г., отмечают источники. В то время компания активно искала сланцевые запасы по всему миру и заключила договоры в Швеции, Турции, России и Украине.

Конфликт на Украине и санкции, введенные против России, подорвали планы компании по добыче в этих двух странах.

Shell ушла из Швеции в 2011 г., после того как разведка дала неутешительные результаты. В Shell заявляют, что компания анализирует результаты бурения в Турции, а также ждет информации от правительства ЮАР по поводу развития сланцевых проектов.

В Китае Shell обнаруживала сланцевый газ в 2011 г. Однако проблемная геология, инфраструктура и протесты среди местного населения привели к тому, что процесс пришлось приостановить, отмечают представители компании. Прошлой осенью Shell приняла решение свернуть свои работы и там.

Мелисса Старк из Accenture полагает, что страны с сильными национальными нефтегазовыми компаниями, такие как Китай, Аргентина и Саудовская Аравия, с большой долей вероятности возглавят развитие сланцевой добычи за пределами США.

У них есть права на разработку ресурсов внутри страны, поддержка правительства и много денег. И именно государственные компании остаются на рынке этих стран в долгосрочной перспективе, именно поэтому они могут инвестировать в долгосрочные проекты, считает она.

http://www.vestifinance.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter