Дерипаска: бизнес беспокоит прекратившийся спрос » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Дерипаска: бизнес беспокоит прекратившийся спрос

20 марта 2015
Нынешний кризис гораздо более сложный и глубокий, чем в 2008-2009 годов. Основной вопрос, который беспокоит бизнес, по словам президента "РусАл" Олега Дерипаски , это прекратившийся спрос в секторе и промышленности из-за жесткой позиции ЦБ.

Олег Владимирович, cегодня президент заявил о том, что дальнейшее расширение свободы бизнеса - это лучший ответ на все вызовы и ограничения. В каком направлении может проходить это расширение свободы?

Та попытка остановиться на тех изменениях, которые были сделаны только до 1 января 2014 года – это такой правильный план. Все-таки после этого экономика находилась под давлением и внешних факторов, и ухудшающихся внутренних процессов, это такое правильное решение. Не применять новое в налогообложении в ряде отраслей, уменьшить давление проверяющих, довлеющих органов. Статус-кво до момента восстановления.

Президент сегодня заявил о том, что есть некие тревожные знаки о том, что кто-то может препятствовать процессу возвращения капиталов обратно в Россию. Кто это может быть? Какие страны?

Президент сказал, чтобы предприниматели, которые приняли для себя решение, не затягивали. То есть это был основной месседж.

А на ваш взгляд, продление срока амнистии капиталов, оно действительно необходимо сейчас?

Мне тяжело сказать, все-таки мы давно уже работаем в рамках приличных компаний, но для малого и среднего бизнеса это такой болезненный процесс и будет, наверное, зависеть целиком от тех документов, которые подготовлены правительством. Президент сказал о том, что его четкая позиция, чтобы это было раз и навсегда. Что никто и никому не будет предъявлять претензии проведенной амнистии, что предприниматели могут не бояться. Но в то же время он сказал: чтобы ситуация внешняя политическая никак не влияла на это, не нужно затягивать.

С какими предложениями еще выступал бизнес в рамках встречи с Путиным сегодня?

Надо понимать, что сегодняшний кризис - он гораздо более сложный и глубокий, чем в 2009, в 2008-2009 годов. Он связан с тем, что мы не можем рассчитывать на быстрое восстановление конъюнктуры, на доступ внешнего рынка, финансового. Нужно понимать, что ответ должен быть адекватным. Правительство пока подготовил меры, которые в три раза меньше, чем те, которые были в 2009-2010 годах. Президент пообещал нам, что он внимательно рассмотрит ситуацию и будут приниматься решения исходя из достаточности поддержки. Мы не говорим о прямой поддержке предприятий, это даже не нужно сейчас. Основной вопрос, который беспокоит, это прекратившийся спрос из-за жесткой позиции центрального банка.

Кстати, по поводу позиции центрального банка. Президент назвал нынешнюю процентную ставку высокой. Вы с этим согласны? Ведь на прошлой неделе было ее снижение?

Она запредельная. Кризис начался не из-за событий 2014 года, кризис начался еще в 2013 году. Центральный банк по каким-то причинам и многие экономисты, которые, так, назовем вещи своими именами, поддерживающие центральный банк, рассказывали нам про так называемую "ловушку средних доходов". О том, что экономика больше не может расти в настоящих условиях, и они начали системно поднимать процентные ставки.

Ставка была 5,5%. И в январе, в феврале 2014 года начались мероприятия по ужесточению кредитно-денежной политики. Что мы имеем? Мы имеем серьезнейший спад. И спрос на сегодняшний день, его не восстановить без участия государства. Это как раз то, что сейчас пытаются сделать. Но, с другой стороны, общий объем средств на две трети состоит из поддержки и субсидирования процентной ставки. То есть на сегодняшний день мы перекачиваем деньги по схеме "правительство собирает налоги, дает потребителям и предприятиям эти средства в той или иной форме, они платят банкам, банки напрямую отправляют в ЦБ". И можно посмотреть, что прибыль ЦБ увеличилась в пять или шесть раз за последний период.

А какая ситуация сейчас в автомобильном секторе? Ожидаете ли вы, что какие-то другие зарубежные игроки будут покидать российский рынок?

Мне трудно сказать, но падение по разным сегмента – от 20% до 40%, это очень серьезное падение. Оно, конечно, не обусловлено никакими внешними факторами. Это целиком кредитно-денежная политика. И это, на мой взгляд, ошибка. Мы задавим экономику до состояния, когда она уже не будет двигаться, так сказать, ни в сторону роста, ни оставаться стабильной, а войдет в падение штопором.

Мы инфляцию можем не остановить, потому что инфляция, не только инфляция за счет денежного предложения, но инфляция сдерживания. Мы провели девальвацию, будем называть вещи своими именами. Причем она сделана была не очень красивым способом в декабре. И теперь впоследствии мы пытаемся, так сказать, каким-то образом надавить на экономические субъекты и сказать, что не повышайте цены.

Это невозможно. Люди ищут экспортный и импортный паритеты. И это уже произошло, повышение цен в промышленности идет полным ходом. Это нужно уже признать как факт и сейчас думать о том, как обеспечить предложения товара. И за счет этого предложения не снижать цен.

Вы согласны с заявлением министра Силуанова о том, что пик негатива уже позади?

Нет, мне кажется, пик негатива будет где-то в августе, в сентябре. Нам нужно полностью запустить все инструменты поддержки. Все-таки нужно призвать ЦБ к принятию разумной политики и остановить спад. Ведь спад же продолжается. Только остановив спад, можно сказать, что пик позади. Или дно позади.

А что будет с ценами на алюминий в ближайшее время?

Очень жесткая ситуация на рынках. Мы видим продолжающийся экспорт со стороны китайских производителей, в том числе не совсем добросовестных. К ним очень много экспорта, под видом полуфабриката, первичного алюминия там происходят расследования внутри Китая, как они могут, избегая уплаты пошлин.

Плюс негативное настроение по отношению ко всем биржевым товарам, условно нефтью и теми ожиданиями, оно просто сейчас немножко ослабло после решения ФРС. Для биржевых товаров следующие 9 месяцев не лучшее время.

Но цены будут снижаться? Какой уровень цен вы ожидаете?

По алюминию у нас немножко другая ситуация. Мы имеем очень хороший спрос в мире. Спрос будет расти на уровне 7% в этом году.

Насколько?

Это обусловлено тем, что ему снижаться уже некуда. Алюминий сейчас находится на том же уровне, как в 1995 году. Мы продаем, если вы посмотрите на наших потребителей, на автомобилестроение, цены повысились более чем в полтора раза. На строительную отрасль. Мы продаем алюминий по тем же ценам, как и в 1995 году.

А что ждать от дальнейшего развития вашего бизнеса на Украине? Вы его не собираетесь сворачивать?

Нет, мы бы хотели стабилизации ситуации. Конечно, основная проблема на Украине - цены на энергоносители. Допустим, наш Николаевский завод, и мы подтверждаем, что мы не собираемся ни сворачивать производство, ни лишать инвестиций, но если посмотреть по нашим внутренним балансам, там цена на газ порядка 340 долларов. А такой же завод в Ирландии на сегодняшний день получает газ по 200 долларов за тысячу кубов. Это, конечно, серьезная разница, и мне кажется правительство на Украине должно обратить на это внимание, и мы надеемся, что оно, проведя переговоры, получит более сбалансированные цены. Нужен нормальный контакт с "Газпромом" и восстанавливать объемы промышленного производства.

То есть закрывать заводы не будете, да?

Нет.

И даже несмотря на недавние решения по запорожскому заводу?

Это совершенно разные процессы.

Но это решение было для вас ожидаемым?

Этот завод мы получили в результате сделки по слиянию. Там достаточно сложная история, которая была начата задолго до объединения активов алюминия. Мы найдем решение. У меня нет сомнений.

Беседу провела ведущая ТК "Россия-24" Наиля Аскер-заде.

(C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter