Дешевая нефть - новая норма? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Дешевая нефть - новая норма?

6 апреля 2015 OilPrice.com | Oil
Цены на нефть не будут расти еще лет двадцать. Именно к такому выводу пришел экономист Стэнфордского университета Фрэнк Уолак. Он считает, что совокупность уникальных факторов - увеличение объема добычи сланцевой нефти в США, пассивность ОПЕК, распространение сланцевой революции по всему миру, повышение эффективности технологий бурения, и активный отказ от нефти в пользу природного газа - не позволят ценам на нефть превысить отметку в 100 долларов в обозримом будущем. По мнению Уолака, сейчас на мировых рынках сырья формируется и развивается несколько трендов, которые сыграли не последнюю роль в обвале цен на нефть в 2014-2015 годах. И все же, по ряду причин погноз о том, что в ближайшие двадцать лет стоимость нефти не выйдет за пределы диапазона 50-60 долларов за баррель слишком оптимистичен (или напротив, пессимистичен - это зависит от точки зрения). Волак приводит несколько факторов, способных разрушить описанный им сценарий развития событий, но при этом он рассматривает их как отдаленные и маловероятные риски, а не как реальную угрозу.

Рассмотрим подробнее его аргументы. Во-первых, он утверждает, что добыча сланцевой нефти привела к серьезному росту мировых запасов. Волак справедливо отмечает, что увеличение добычи на пять млн. баррелей в день в Северной Америке (4 млн. в США и 1 млн. в Канаде) способствовало обвалу цен на нефть в прошлом году. Однако этот сланцевый бум - явление временное. По оценкам большинства экономистов, в ближайшие пять лет энтузиазм американцев в отношении разработки этих месторождений угаснет. В отчете Международного энергетического агентства (МЭА) по перспективам развития мировой энергетики говорится о том, что добыча сланцевой нефти в США достигнет максимума и пойдет на спад в начале 2020-х годов. Некоторые полагают, что это случится еще раньше.

Что у нас останется в качестве катализаторов роста объемов добычи, как только американская сланцевая нефть утратит этот статус? По мнению МЭА, львиная доля роста должна идти от стран Ближнего Востока, в частности, Ирака. Ирак - истерзанная войной страна, крайне небезопасная и политически нестабильная - будет отвечать за 50 процентов роста объема добычи нефти, необходимой в 2020-е годы. «У нас будут проблемы», - отметил старший экономист МЭА Фейт Бирол на конференции Агентства в феврале, имея ввиду трудности с удовлетворением растущего спроса в ближайшие двадцать лет. Более того, чтобы удовлетворить растущий спрос вплоть до 2030 года, ежегодно нужно будет инвестировать в отрасль около 900 млрд. долларов - астрономическая сумма, учитывая то, что в 2014 году подобные инвестиции едва достигли 700 млрд. долларов и, по прогнозам, снизятся на 17 процентов в 2015 году. Массовые сокращения капитальных расходов в течение ближайших нескольких лет будут готовить почву для очередного скачка цен на нефть.

Поэтому саудиты заняли такую позицию по объемам добычи? На рынке нефти в последнее время происходят важные события, поэтому Саудовская Аравия в отчаянии пытается снизить цены на нефть, даже рискуя внутренней дестабилизацией. Под угрозой их собственное выживание (и выживание ОПЕК). Еще одна причина, которая, по мнению Уолака, обеспечит стабильность ценам на нефть - это стремительное распространение сланцевой революции по миру. Такая вероятность есть. В некоторых странах, например, в Китае, в России и Аргентине, есть крупные - в некоторых случаях даже крупнее чем в США - месторождения сланцевой нефти и газа. Однако сланцевая технология не спешит обретать популярность из-за целого комплекса сложных и запутанных причин. В Европе, например, воодушевление в Польше оказалось необоснованным. Не сумев найти коммерчески интересных объемов нефти и газа, пробурив несколько пустых скважин, нефтяные гиганты Chevron и ExxonMobil собрались и уехали. Противники гидроразрыва также заблокировали основные источники энергии в Европе.

В Китае дела обстоят немногим лучше. Инфраструктуры нет, геология сложная, воды мало и она грязная - эти препятствия отпугивают ключевых игроков. Аргентина из кожи вон лезет, чтобы повторить у себя сланцевый бум, но паутина правил по движению капитала и регулируемые цены больно бьют по долгосрочным инвестициям (но в условиях нынешних низких цен Аргентина находится в выигрышном положении) и ограничивают разработку месторождений. С другой стороны, Уолак отмечает усилия, направленные на сокращение загазованности атмосферы, снижение стоимости альтернативных источников энергии, стандартизацию и инновации, а также ослабление спроса. Эти факторы способны сдержать рост цен на нефть.

Это вполне возможные сценарии развития событий, Но существуют и другие силы, толкающие цены вверх - Уолак о них не упоминает. К ним относится рост процентных ставок и соответствующее удорожание капитала, волна банкротств в этом году, способная напугать банки и тоже поднять стоимость капитала, сокращение объемов традиционной добычи, переход к более дорогой нефти (глубоководное бурение, арктические месторождения), которая заменит существующие и уже почти исчерпавшие себя источники. Кроме того, если мировой спрос на нефть действительно начнет стремительно расти (например, за счет Китая и Индии), смогут ли добывающие компании быстро его удовлетворить? Иными словами, сценарий, описанный Уолаком, зависит от различного рода оптимистичных потенциальных трендов. Рынок нефти крайне волатилен, и прошедший год это подтверждает. Продолжительный период устойчиво низких цен на этот энергоресурс маловероятен.

http://oilprice.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter