Дерипаска: балансировать рынок алюминия нужно сейчас » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Дерипаска: балансировать рынок алюминия нужно сейчас

26 июня 2015 Вести Экономика
Основатель "БазЭла", президент компании "РусАл" Олег Дерипаска заявил, что цены на алюминий, хоть и находятся на минимальном уровне за последние 16 месяцев, вскоре вырастут. Однако темпы этого роста будут зависеть от того, как быстро разрешится ряд макроэкономических проблем.

- Олег Владимирович, здравствуйте! В прошлом интервью в конца марта вы говорили о том, что необходимо запустить все инструменты поддержки, которые есть у вас в арсенале ЦБ. На прошлой неделе ставка была снижены уже до 11,5%, вы довольны?

- Мне кажется, можно было бы, наверное, сделать больше, но, с другой стороны, мы не должны отрицать очевидных вещей. ЦБ добился стабилизации финансовых рынков, и вот это вот движение доллара нам показывает то, что рынок сейчас больше живет назовем так макроэкономическими ожиданиями, изменение цен на нефть, какие-то дополнительные источники доходов, в целом состояние экономики, состояние спроса внутреннего, или скажем новое равновесие на этих рынках, которое возникает в России на сельскохозяйственном рынке, рынке недвижимости, промышленного производства, рынке услуг. И мне кажется достаточно позитивная ситуация в результате получилась.

- Но вы говорили, что в августе-сентябре будет пик экономических трудностей в России. Вы по-прежнему придерживаетесь такого мнения?

- Безусловно, да.

- А "РусАл" готовится к этим сложностям?

- Мы готовимся все последние 8 лет начиная с 2007 года. Все-таки наши проблемы, они связаны больше с внешним рынком и теми, назовем так сложившимися обстоятельствами перепроизводство, за счет ввода новых мощностей, массированного ввода мощностей в Китае, на Ближнем Востоке. Причем все эти мощности они поддерживаются государством. Существует целая скрытая система мер и субсидий для того, чтобы обеспечить этот год. И конечно это сильно искажает рыночную ситуацию на рынке алюминия. Но с другой стороны то, что мы сделали за последние 8 лет, то, что в прошлом году "РусАл" показал чистую прибыль по итогам года, пусть и небольшую. И мне кажется, в общем-то, те изменения, они будут позволять нам развиваться и дальше.

- Но тем не менее в производственном отчете "РусАла" говорится о том, что вы сейчас анализируете возможность сокращения производства алюминия на 200 тысяч тонн. За счет чего это будет происходить?

- Мы будем проводить дальнейшую оптимизацию мощностей существующих. Мы сокращаем только потому, что мы видим, что спрос, который растет на 6% в год в целом, 6,5% за прошлый год, но это все равно недостаточно для того, чтобы преодолеть эти проблемы перепроизводства за счет китайских мощностей, которые субсидируются государством. Это и ближневосточные, которые так сказать вводятся согласно государственной политике, невзирая на экономическую ситуацию. Просто мы считаем, что это наша ответственность балансировать рынок, и не создавать избыточные возможности по предложениям металла. Плюс это будет позитивно влиять на издержки, потому что мы будем выводить самые устаревшие, самые дорогие мощности.

- То есть стоит ожидать нового закрытия заводов?

- Нет, здесь не будет закрытия заводов, хотя у нас есть до сих пор проблемы на одном предприятии. Мы не можем согласовать с Росэнергоатомом долгосрочный, среднесрочный контракт, старый у нас истек. Сейчас конечно цена на электроэнергию очень высока. У нас существуют определенные проблемы на Кузнецком заводе. Но мы постараемся все-таки избежать закрытия. Все-таки мы вложили достаточно много в эти предприятия. Модернизация основных производств.

- И заводы в ближайшее время заработают?

- Тайшетский завод не на той стадии. Богучанский принципиально готов, вопрос опять-таки с ситуацией на внешних рынках. Этот шок, который был в начале года, когда так сказать биржа провалилась, премии уменьшились почти в три раза. Он н связан с тем, что рынок по-разному оценивает устойчивость китайских производителей. Да, все понимают, что они глубоко убыточные, если мы будем брать полностью рыночные основы их хозяйства. Но с другой стороны, правительство Китая продолжает поддерживать, отсутствует полностью система мер, направленная на сокращение выбросов. Надо понимать, что мы, производя алюминий в России, используя гидроресурсы, мы выбрасываем ровно в 6 раз меньше, чем аналогичные производители в Китае, которые используют угольные ресурсы и устаревшие мощности по генерации. Конечно, рано или поздно это будет приведено в соответствие. То есть мы не верим в то, что китайский экспорт может существенно влиять за пределами 2017-2018 года. Но с другой стороны рынок балансировать нужно сейчас. И мы против, чтобы образовалась такая же ситуация, как на рынке стали. Когда громадные мощности. Я видел вчера заявление Ассоциации шести основных производителей стали, которые говорят как раз о том, что за счет перепроизводства в Китае образовался избыток мощностей 425 млн тонн. Это громадные цифры если так вдуматься. Это почти 22% рынка.

- "Росгидро" сейчас рассматривает возможность продажи своего пакета в Богучанском заводе, вам интересно увеличить свою долю и купить этот актив у "Росгидро"?

- Да, мы в общем-то знаем об их намерении. Это связано с тем, что они считают, что их фаза участия в создании этого комплекса закончилась. Создан потребитель, он стабилизирует так сказать производство на гидростанции. Их ключевой бизнес — это производство электроэнергии. Мы с ними обсуждаем вопрос. Вопрос в точности оценок. Все-таки рынок сильно провалился за последние там два с половиной месяца. И мы бы хотели все-таки посмотреть дальнейшую динамику рынка, после которого мы можем продолжить обсуждение.

- У вас есть, наверное, какой-то свой прогноз. Сейчас цены на алюминий находятся на минимуме за 16 месяцев. Будет ли рост?

- Рост - безусловно, ниже падать некуда.

- Ну а когда?

- Здесь много макроэкономических проблем. Как быстро будет урегулирована ситуация в Греции. Потому что не только алюминий, весь рынок биржевых товаров провалился. Люди смотрят на то, остановлен ли будет этот трюк экспорта под видом полуфабрикатов из Китая, фактически первичного алюминия для дальнейшего переплава там на территории Мексики. Это практически контрабанда. Сейчас начато расследование. Ну это сильно влияет на рынок. Потому что как я сказал, с одной стороны очень хороший спрос последние годы был, ну мы и прогнозируем хороший спрос. Алюминий занимает все более больше место, вытесняя медь, большее место в транспортном машиностроении, занимает в строительстве. Понятно, за счет своих привлекательных свойств, и новых применений. Даже прекрасный прибор Айпад, который у вас в руках, он тоже из алюминия. Но с другой стороны, мы имеем программу государственного субсидирования. Мы считаем, что два года будет достаточно тяжелая ситуация на рынке. Но ниже падать уже некуда.

- Прогноз цен на конец года?

- Очень тяжело. Мне кажется, в районе 1950. И здесь конечно основной вопрос премий. Мне кажется будет восстановление премии не до уровня прошлого года, а где-то на уровне 60% от прошлого года премии будут восстановлены.

- А как в этих условиях складываются отношения "РусАла" с банками? Вы сейчас ведете переговоры о пересмотре сроков погашения займов или о снижении ставки?

- Нет, у нас очень комфортные договоренности были достигнуты еще в прошлом году. Плюс "РусАл" сейчас стабильно показывает прибыль. Мне кажется, банки очень довольны тем восьмилетним периодом. Все-таки восемь лет были в жестокой реструктуризации. Мы надеемся если будет достигнута политическое урегулирование вопросов, связанных с санкциями, откроют западные рынки, можем изменить профиль долга, снизить его стоимость в том числе. Пока мы не видим никаких проблем с банками.

- У вас есть завод на Украине, есть ли сейчас место российскому бизнесу на Украине?

- У нас не только один завод на Украине, у нас несколько производств на Украине. Они прекрасно работают. У нас есть определенные разногласия правовые по Запорожскому алюминиевому заводу. Это было связано с еще старой историей, слияние с "РусАлом". Мы этот завод унаследовали от слияния, и там были определенные проблемы. Сейчас идут суды. Так сказать, пакет возвращен в государственную собственность, мы подали апелляцию. Этот завод был остановлен уже больше трех лет. Правительство понимает, это занятость, мы хорошие налогоплательщики, исправно платим, и создаем условия для развития бизнеса. Мне кажется, опять-таки, мы надеемся все на более быстрое политическое урегулирование окончательное. Это снимет давление на нашу экономику, уберет все эти политические вопросы на Украине. Братская страна и те люди, которые у нас работают, и наши люди, которые работают в России, они общаются между собой, у нас нет никаких разногласий.

- "РусАл" с 2008 года не выплачивает дивиденды. Могут ли акционеры рассчитывать, что эта традиция изменится?

- Все зависит от них, мы представим результаты работы на предстоящем совете директоров, это будет решать совет директоров.

- Ну а вы к чему склоняетесь?

- Мы готовы к любому сценарию, это реальное решение. Что сейчас важнее выплачивать задолженность, провести определенную модернизацию, создание новых продуктов, либо в принципе сделать то, что реально восстановить доверие к нашим акциям. Все-таки правильно сказать, что 8 лет не выплачивались дивиденды, они понимают, что происходит на рынке. То есть это будут все решать не совете директоров.

- Но при этом вы получаете дивиденды как акционер "Норникеля". Вы довольны теми выплатами, которые произошли?

- Да, мы идем в соответствии с соглашением. До сих пор никаких отклонений не было.

- А в дальнейшем что будет с дивидендами?

- "Норильский никель" в сегодняшних условиях, даже снижения биржевых цен, это одна из лучших компаний не только в стране, но и в мире с точки зрения доходности, и тех перспектив, которые мы видим на рынке никеля, меди, палладия и всех остальных материалов. А наше соглашение по управлению жестко закрепляет, какое количество маржи должно оправляться на инвестиции, на воспроизводство, на решение экологических проблем, социальных проблем. И какое количество уходит на дивиденды, "РусАл" получает дивиденды регулярно.

- Также вы являетесь акционером группы "ГАЗ". Как вы оцениваете ситуацию на автомобильном рынке сегодня?

Она сложная, могла быть еще сложнее, если бы не те меры, которые были приняты в начале года правительством. И мы докладывали недавно премьер-министру. Конечно, рынок сейчас стабилизировался, мы не видим дальнейшего падения. Хотя он стабилизировался на очень низкой точке. Сегменты коммерческих автомобилей по-разному, большие автобусы, малые, средние, коммерческие, грузовые, разные. Ну падение в среднем в районе 35-40%. Конечно, очень низкая точка. Опять-таки мы поднимали вопрос о ЦБ, снижение ставки, обеспечение должной ликвидности, восстановление автомобильного кредитования, лизинга. Это все поможет рынку. Мы должны видеть второй этап этих кризисных мероприятий, которые позволят стабилизировать спрос. Мы не ожидаем ничего худшего. Мы считаем, что мы провели большую работу. Мы сделали максимум усилий для того, чтобы избежать масштабных сокращений, так сказать, сохранили в общем-то самые квалифицированные кадры, и сейчас мы готовы развиваться. А нашу продукцию вы видели, полностью модернизированный модельный ряд, который запускается поквартально, в соответствии с планами. Мы старые инвестиции не останавливаем, продолжаем. Но нужно делать новые, нужно выходить на экспорт, это то, что мы докладывали премьер-министру. Он поддержал. Мы считаем, что "ГАЗ" будет наращивать каждый год 25-28% в экспортном направлении свои продажи. Они сейчас не очень большие, но мы будем постоянно уделять этому большое внимание.

- Но при этом из-за девальвации изменилась стоимость комплектующих, а это как-то отразилось на госконтрактах, которые были заключены ранее?

- Да, это большая сложность. И мы какие-то госконтракты, которые уже подходили к концу, мы вынуждены были понести убытки. Есть госконтракты, которые были только отыграны. Здесь мы ищем решение с Минтрансом, с Министерством промышленности, с Минфином, как обеспечить справедливые условия. Потому что их зачастую невозможно выполнить. Стоимость только одних комплектующих после девальвации выше, чем стоимость готового изделия.

- Но у вас есть какое-то свое предложение, как решить эту сложную ситуацию?

- Нужно садиться и рассматривать. Нужно дать возможность непосредственно нашим заказчикам определять, а контролирующие органы пусть контролируют, справедливое мы нашли решение или нет. Либо прекращать контракт, мы готовы вернуть авансы. Пусть разыгрывают заново.

- Ранее группа "ГАЗ" сотрудничала с "Дженерал Моторс" на российском рынке, но эта компания покинула Россию. Вы ищете им замену?

- Да, у нас есть два кандидата. Менеджмент ведет переговоры, мы не принимаем решения на эмоциях. Мне кажется оно было такое несколько эмоциональное. Хорошая линейка продуктов, да, сложный рынок, но бросать из-за этого и уходить не будет, много сделано за последние три года. Ну мы надеемся, может быть, и они вернуться. Все-таки мы создали им производство, совместно с нами. Я имею в виду сборочную площадку на "ГАЗе". В общем-то подготовлены люди. То есть мы открыты ко всему. Есть претенденты безусловно. Рынок сейчас в глубоком падении, я имею в виду легковые автомобили. Но как только он будет отрастать, понятно, что это будет площадка, она дает любому игроку большие преимущества.

- Азиатские рынки для нас слишком сложны или есть шанс?

- Нас хорошо знают в Азии, мы будем все-таки искать возможности привлечь инвесторов оттуда. Плюс для нас это в будущем один из основных рынков сбыта.

- Китайцы - сложные переговорщики. Как удается находить общий язык?

- Только снимая противоречия, находя возможность снизить риски, и показываем наш исторический путь, какие мы совершали достижения, какие проекты были реализованы, доходность этих проектов. Они понимают. И плюс цена, это исторический минимум для всего. Для металлургии, для русских активов. Они конечно понимают, что они очень много заработают в 5-7 летнем диапазоне.

- Какой уровень ставок на китайском рынке для такой компании? Он ниже, чем в России?

- Конечно.

- Насколько?

- Существенно. Процентов на 30.

- А привлекать на российском рынке сейчас невозможно для такого заемщика?

- Российский рынок стал практически полностью рублевым. То есть нет скажем ту банков нет активов, которые они в состоянии привлекать в твердой валюте по приемлемым ставкам. Есть конечно экзотические инструменты. Поэтому российский рынок все-таки стал полностью рублевым. У нас основная задолженность была создана именно в твердой валюте. Да, поэтому мы ищем инвестора, который смог бы решить эту проблемы в том числе.

- РФПИ планируют совместно с китайскими партнерами создать фонд для инвестирования в агросектор. Ведутся ли сейчас переговоры с агрохолдингом "Кубань"?

- Да, только сегодня касались этого вопроса. У них конечно очень завышенные ожидания...

- От российского агрорынка?

- От доходности от российского агрорынка. Назовем так. Плюс опять-таки у них изначально была создана иллюзия, что они могут непосредственно купить земельные активы. Но это конечно не так. То есть мы им предлагаем инвестиции непосредственно в компанию. И в общем-то те возможности, которые показывают, связанные с доходностью, они большие не космические. Поэтому я думаю, они должны переосмыслить. Они сначала с нами вели переговоры, ушли, побродили по рынку, поняли качество нашей управленческой команды, вернулись, и сейчас как бы это второй этап. Их может быть три, четыре, пять. Вы правильно сказали, Китай, он любит поговорить, любит найти решение, которое их устраивает. Будем ждать.

- Желаю вам плодотворной работы и удачных переговоров.

- Спасибо большое.

Беседу провела ведущая ТК "Россия-24" Наиля Аскер-заде.

http://www.vestifinance.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter