В течение нескольких лет инвесторы отдавали предпочтение российской продовольственной рознице ввиду впечатляющих темпов ее роста благодаря эффекту низкой базы. Однако из-за ухудшения макроэкономических условий серьезно сократилось потребление домашних хозяйств, которое прежде служило основным стимулом развития сектора. Тем не менее мы считаем, что некоторые представители отрасли по-прежнему отличаются неплохими возможностями для роста в сложившихся условиях.
Сложные экономические условия. С начала года макроэкономическая среда неблагоприятна для сектора: продовольственная инфляция ускоряется (+18,8% за 2К15), а реальная заработная плата снижается (-7,2% за 2К15), что усугубляется эффектом сильной девальвации рубля, случившейся в четвертом квартале 2014 г. Кроме того, сокращение государственной поддержки приводит к тому, что социальные расходы увеличиваются медленнее ИПЦ, влияя на поведение потребителей.
Динамика оборота розничной торговли
Источники: Росстат, оценка Атона
Потребление пострадало из-за экономической рецессии. Потребительские расходы, на наш взгляд, уже не смогут способствовать развитию сектора теми темпами, которые наблюдались раньше, поскольку реальные располагаемые доходы сокращаются, увеличивается доля обязательных платежей, включая погашение кредита, а условия на рынке потребительского кредитования ужесточаются. Это серьезно осложняет жизнь всем компаниям, ориентированным на потребителей.
Хотя розничный сектор страдает из-за падения потребления... Закономерно, что розничный сектор остается под давлением с 2014 г.: во втором квартале 2015 г. товарооборот розничной торговли сократился на 8,2% в годовом сопоставлении, а показатель продуктовой розницы (-8,9% г/г) остается на негативной территории более года.
... сегмент продуктовой розницы остается относительно устойчивым. Предприятия продуктовой розницы работают с товарами массового спроса, которые обычно защищены от падения потребительских расходов. На основе исторических данных мы предполагаем, что отечественные потребители готовы перераспределять расходы в пользу продуктов питания за счет других категорий, поскольку еда - это базовый элемент потребления.
Поквартальная динамика розничной торговли (г/г)
Источник: Росстат
Поведение потребителей становится более рациональным. Как свидетельствуют операционные результаты публичных продовольственных ритейлеров, потребители стали осторожнее в своих тратах: они ищут более дешевые товары и делают покупки в более широком диапазоне магазинов, что приводит к размытию среднего чека и трафика. Такое поведение делает востребованными магазины-дискаунтеры, тогда как супермаркеты и даже магазины у дома становятся менее популярны. Закупки на неделю уже не столь распространены, поскольку потребители стараются избегать крупных покупок, а в условиях снижения покупательской способности гипермаркеты, где люди опасаются купить больше необходимого, теряют популярность.
Оборот розницы в основных форматах, млрд руб.
Источники: Kantar Retail, оценки Accenture
У крупнейших федеральных сетей все еще есть возможности роста. По нашему мнению, в долгосрочной перспективе российская продовольственная розница по-прежнему предлагает некоторый потенциал развития через распространение современных форматов. Кроме того, у крупнейших федеральных сетей есть возможность расширять свое присутствие за счет небольших ритейлеров, не справляющихся с конкуренцией и экономическими условиями. Мы считаем, что федеральные сети способны проводить более агрессивную ценовую политику против местных сетей и отдельных розничных торговцев, которые более чувствительны к росту цен у поставщиков и дистрибьюторов.
Мы отдаем предпочтение "Магниту" и "Ленте" как высококачественным компаниям с высокой результативностью и бизнес-моделями низких цен. Мы сохраняем осторожность в отношении мультиформатной ориентации X5 Retail Group и более слабой в операционном плане "ДИКСИ Групп".
Факторы роста
- У российских федеральных розничных сетей есть потенциал для развития в свете уменьшения фрагментации рынка: доля пяти лидеров сектора по-прежнему ниже, чем в развитых экономиках.
- В условиях растущей инфляции у федеральных сетей по сравнению с локальными ритейлерами и открытыми рынками больше возможностей для привлечения покупателей выгодными ценами.
- Растущая доля товаров под собственной маркой должна поддержать рентабельность и послужить фактором поддержки на фоне роста продовольственных цен и эмбарго.
Риски
- Ухудшающаяся макроэкономическая картина: "Атон" прогнозирует падение реального ВВП в 2015 г. на 4%, а также значительное сокращение реальной заработной платы (-8,7%), что не создает условий для роста потребления ни в объемах, ни в стоимостном выражении.
- Ожидания и настроения потребителей значительно влияют на повседневные траты и поведение в магазинах.
- Сохраняющееся ужесточение регулирования отрасли: поправки в закон о торговле, предполагающие ограничения ретро-бонусов, по всей вероятности, приведут к снижению рентабельности.
http://www.aton-line.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter
Сложные экономические условия. С начала года макроэкономическая среда неблагоприятна для сектора: продовольственная инфляция ускоряется (+18,8% за 2К15), а реальная заработная плата снижается (-7,2% за 2К15), что усугубляется эффектом сильной девальвации рубля, случившейся в четвертом квартале 2014 г. Кроме того, сокращение государственной поддержки приводит к тому, что социальные расходы увеличиваются медленнее ИПЦ, влияя на поведение потребителей.
Динамика оборота розничной торговли
Источники: Росстат, оценка Атона
Потребление пострадало из-за экономической рецессии. Потребительские расходы, на наш взгляд, уже не смогут способствовать развитию сектора теми темпами, которые наблюдались раньше, поскольку реальные располагаемые доходы сокращаются, увеличивается доля обязательных платежей, включая погашение кредита, а условия на рынке потребительского кредитования ужесточаются. Это серьезно осложняет жизнь всем компаниям, ориентированным на потребителей.
Хотя розничный сектор страдает из-за падения потребления... Закономерно, что розничный сектор остается под давлением с 2014 г.: во втором квартале 2015 г. товарооборот розничной торговли сократился на 8,2% в годовом сопоставлении, а показатель продуктовой розницы (-8,9% г/г) остается на негативной территории более года.
... сегмент продуктовой розницы остается относительно устойчивым. Предприятия продуктовой розницы работают с товарами массового спроса, которые обычно защищены от падения потребительских расходов. На основе исторических данных мы предполагаем, что отечественные потребители готовы перераспределять расходы в пользу продуктов питания за счет других категорий, поскольку еда - это базовый элемент потребления.
Поквартальная динамика розничной торговли (г/г)
Источник: Росстат
Поведение потребителей становится более рациональным. Как свидетельствуют операционные результаты публичных продовольственных ритейлеров, потребители стали осторожнее в своих тратах: они ищут более дешевые товары и делают покупки в более широком диапазоне магазинов, что приводит к размытию среднего чека и трафика. Такое поведение делает востребованными магазины-дискаунтеры, тогда как супермаркеты и даже магазины у дома становятся менее популярны. Закупки на неделю уже не столь распространены, поскольку потребители стараются избегать крупных покупок, а в условиях снижения покупательской способности гипермаркеты, где люди опасаются купить больше необходимого, теряют популярность.
Оборот розницы в основных форматах, млрд руб.
Источники: Kantar Retail, оценки Accenture
У крупнейших федеральных сетей все еще есть возможности роста. По нашему мнению, в долгосрочной перспективе российская продовольственная розница по-прежнему предлагает некоторый потенциал развития через распространение современных форматов. Кроме того, у крупнейших федеральных сетей есть возможность расширять свое присутствие за счет небольших ритейлеров, не справляющихся с конкуренцией и экономическими условиями. Мы считаем, что федеральные сети способны проводить более агрессивную ценовую политику против местных сетей и отдельных розничных торговцев, которые более чувствительны к росту цен у поставщиков и дистрибьюторов.
Мы отдаем предпочтение "Магниту" и "Ленте" как высококачественным компаниям с высокой результативностью и бизнес-моделями низких цен. Мы сохраняем осторожность в отношении мультиформатной ориентации X5 Retail Group и более слабой в операционном плане "ДИКСИ Групп".
Факторы роста
- У российских федеральных розничных сетей есть потенциал для развития в свете уменьшения фрагментации рынка: доля пяти лидеров сектора по-прежнему ниже, чем в развитых экономиках.
- В условиях растущей инфляции у федеральных сетей по сравнению с локальными ритейлерами и открытыми рынками больше возможностей для привлечения покупателей выгодными ценами.
- Растущая доля товаров под собственной маркой должна поддержать рентабельность и послужить фактором поддержки на фоне роста продовольственных цен и эмбарго.
Риски
- Ухудшающаяся макроэкономическая картина: "Атон" прогнозирует падение реального ВВП в 2015 г. на 4%, а также значительное сокращение реальной заработной платы (-8,7%), что не создает условий для роста потребления ни в объемах, ни в стоимостном выражении.
- Ожидания и настроения потребителей значительно влияют на повседневные траты и поведение в магазинах.
- Сохраняющееся ужесточение регулирования отрасли: поправки в закон о торговле, предполагающие ограничения ретро-бонусов, по всей вероятности, приведут к снижению рентабельности.
http://www.aton-line.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter