Объяснитесь по российским стандартам!

Росстандарт потребовал от Volkswagen информации об экологических стандартах. РБК вспомнил историю скандала и попытался сравнить действующие в России евростандарты с американскими.

В четверг Росстандарт обратился в ООО «Фольксваген Груп Рус» за разъяснениями, сообщил представитель службы. «По результатам анализа полученных материалов будут приняты решения в соответствии с действующим законодательством», — заявил он, уточнив, что информация обо всех дальнейших действиях ведомства по данной проблеме будет опубликована дополнительно.

Обман двигателем

18 сентября Агентство по охране окружающей среды США обвинило автоконцерн Volkswagen (VW) в том, что на его автомобилях с дизельными двигателями стоит программное обеспечение, которое позволяет обходить проверку на уровень выброса вредных веществ: в момент теста система очистки выхлопа работает на полную мощность, в реальной эксплуатации — нет. Власти США обязали VW отозвать с американского рынка 500 тыс. машин, агентство Bloomberg со ссылкой на анонимный источник сообщило, что концерн может быть оштрафован на $18 млрд — по $37,5 тыс. за каждую отозванную машину. В тот же день акции компании подешевели на 22%, за следующие три дня падение достигло 40% — капитализация VW снизилась c $78 до $52 млрд.

Вопросы у экологических регуляторов возникли к автомобилям с дизельным двигателем EA189, в 2009 году он был представлен как соответствующий нормам Евро-5. В 2009–2015 годах он устанавливался на Audi A3 и A6, Volkswagen Golf, Jetta, Tiguan, Passat и микроавтобус Transporter. Автопроизводитель уже признал, что это же программное обеспечение устанавливалось и на другие типы двигателей.​

Далее события развивались стремительно. 22 сентября агентство Bloomberg сообщило о том, что Минюст США начал уголовное расследование в отношении Volkswagen, к которому вскоре присоединилась Южная Корея (по данным местного агентства Yonhap), а масштабы проблемы выросли до 11 млн автомобилей по всему миру, на которые могло быть установлено программное обеспечение, позволяющее пройти экологические тесты. 23 сентября глава Volkswagen Мартин Винтеркорн объявил об уходе в отставку, за ним последовали еще несколько топ-менеджеров автоконцерна. А 24 сентября рейтинговое агентство Moody’s изменило прогноз по рейтингам Volkswagen и его дочерних компаний со «стабильного» на «негативный».

В четверг в нарушении экологических стандартов обвинили еще и BMW. Как сообщил Auto Bild, выбросы выхлопных газов у одной из моделей BMW в 11 раз превышают норму ЕС. Баварцы это сразу опровергли, но инвесторов это не убедило — компания тут же подешевела на 7,3%. Аналогичные двигатели могли быть установлены и на автомобили Seat, по предварительным оценкам, таких машин может быть более 500 тыс., сообщила испанская газета El Pais. В их отношении тоже будет проведена проверка.

Если Volkswagen объявит об отзыве 11 млн автомобилей, это станет самой массовой подобной акцией в истории автопрома. Предыдущий рекорд принадлежит Toyota: в 2014 году японский производитель отозвал 6,5 млн машин для устранения различных дефектов.

Как попался автогигант

История с программным обеспечением двигателей Volkswagen вскрылась в результате обычного научного исследования, писала 23 сентября газета Wall Street Journal. Центр изучения двигателей и выбросов на альтернативном виде топлива Университета штата Западная Вирджиния в 2013 году получил заказ от европейской научной некоммерческой организации «Международный совет за чистый транспорт» (ICCT). Требовалось сравнить показатели выхлопа машин с дизельными двигателями, представленных на рынках Европы и США.

Над задачей работали три сотрудника университета и два студента старших курсов. Для экспериментов они взяли у дилера BMW X5, а также арендовали две модели Volkswagen — Jetta и Passat. На эти автомобили ученые установили оборудование для анализа выбросов, которое фиксировало, как меняется состав выхлопных газов на разных скоростях. В отличие от стандартного исследования, тесты проходили не на стенде в лаборатории: исследователи проехали на автомобилях сотни миль как рядовые автовладельцы.

Результаты замеров оказались удивительными. После анализа данных выходило, что состав выхлопа BMW почти совпадал с результатами лабораторных тестов. А вот автомобили Volkswagen выбрасывали вредных веществ намного больше ожидаемого. «Полученные цифры были больше, чем мы ожидали», — сказал WSJ Дэн Кардер, директор центра из Университета Западной Вирджинии. Получившиеся цифры ученые показали менеджерам VW, утверждает он. Представитель концерна отказался комментировать газете переговоры с исследователями. В мае 2014 года ученые из Университета Западной Вирджинии вместе с ICCT передали результаты исследования Агентству по защите окружающей среды.

Отзывать автомобили в США Volkswagen начал в апреле 2015 года, сообщило агентство Reuters со ссылкой на представителя Volkswagen of America. Таким образом, Агентство по охране окружающей среды в декабре 2014 года дало возможность компании исправить ошибки в программном обеспечении. Но мера не сработала, признал представитель немецкого концерна.

По российским правилам

В 2009–2015 годах в России, по данным «Автостата», было продано 65,3 тыс. автомобилей Volkswagen с дизельным двигателем и 48,4 тыс. легких коммерческих машин. Сколько из них с двигателем EА189, агентство не уточняет. Менеджер одного из российских дилеров Volkswagen утверждает, что дизель покупают менее 3% потребителей марки, по оценке агентства «Автостат», в 2015 году на долю дизельных версий приходится порядка 7% продаж немецкой компании. В российском представительстве Volkswagen отказались от комментариев, порекомендовав обратиться в центральный офис. В сообщении наблюдательного совета компании говорится, что она проведет внутреннее расследование по факту установки обманных программ.

США опираются на собственные стандарты норм токсичности выхлопов, которые отличаются от европейских как методами испытаний, так и номенклатурой вредных веществ, сказал РБК заместитель генерального директора по техническому регулированию ФГУП «НАМИ» Борис Кисуленко. Например, двигатель в США проходит сертификацию ежегодно. Поэтому, добавляет он, американские и европейские стандарты никогда не сравнивают: автопроизводители, чтобы избежать проблем с сертификацией, для продаж в Европе и США выпускают модели с разными двигателями.

Американские регуляторы ежегодно тестируют по 40 автомобилей разных брендов, приобретенных у обычных дилеров: проверяются выхлоп, безопасность, проводятся краш-тесты и т.д. «В США на 1 тыс. человек приходится порядка 700 автомобилей (в России — около 260 штук), налоговые отчисления населения дают большие возможности американским властям для проведения подобных тестов», — говорит Кисуленко. В России такие испытания проводятся редко из-за недостатка финансирования, утверждает он.

Для сертификации новых моделей Россия придерживается европейских стандартов, но с небольшим отставанием. «Если в Европе сейчас введен стандарт Евро-6, то у нас только в этом году заканчивается переходный период по применению Евро-4, а нормы Евро-5 для новых моделей автомобилей введены три года назад», — говорит Кисуленко.
Источник http://www.rbc.ru/newspaper/
При копировании ссылка http://elitetrader.ru/index.php?newsid=265450 обязательна
Условия использования материалов