О реальной эпичной девальвации валюты » Элитный трейдер
Элитный трейдер


О реальной эпичной девальвации валюты

27 сентября 2015 Живой журнал | Архив Нальгин Андрей

Его уже назвали главным валютным неудачником этого года. Впрочем, авторитетные эксперты уверяют, что история с девальвацией ещё не закончена, и впереди его ждёт увлекательный поход к новым глубинам. По некоторым прогнозам, до конца года он потеряет ещё четверть своей нынешней стоимости к доллару США.

Почему так вышло, какую роль сыграли в этом нефтяные цены, а какую - президентские амбиции, и чего ждать дальше?

Бразильский реал упал до исторически низкого уровня по отношению к доллару на этой неделе. Введённый примерно два десятилетия назад он призван был олицетворять стабильность растущей латиноамериканской экономики, и первое время справлялся с этой ролью. Но политические факторы оказались для него более фатальными, чем экономические.

По итогам первого десятилетия можно констатировать, что самым крупным шоком для бразильской валюты стало избрание президента-популиста Луиса Инасиу Лулы да Силва в 2003 году. Впрочем, последовавший вслед за тем рост мировых нефтяных цен и приток инвестиций благодаря акрониму BRIC позволили реалу сильно укрепиться. Как и рублю, например.

В конце второго срока 10-летнего отрезка своей истории, в 2014 году реал вновь стал жертвой политических неурядиц, связанных с деятельностью лидеров правящей левой Партии трудящихся. Коррупционный скандал вокруг нефтяного гиганта Petrobras, в который оказалась вовлечена и нынешний президент Бразилии, только что триумфально переизбравшаяся Дилма Русефф, спровоцировал волну массовых возмущений. Она довольно быстро переросла в социально-политический протест, поскольку сократившиеся нефтяные доходы не позволили новой старой власти заливать пожар деньгами. Более того, правительство Русефф было вынуждено анонсировать меры жёсткой экономии, которые были с яростью встречены разочарованным электоратом - бразильской гопотой беднотой.

Агрессивное использование государственных банков и активной экономической политики в сочетании с недостаточностью структурных реформ, в первую очередь пенсионной, подъели бюджетные ресурсы. Правительство также разочаровало иностранных инвесторов, которым надоело выслушивать радужные макроэкономические прогнозы, совершенно не совпадавшие с реальностью. Приток инвестиций извне сократился, экономика начала тормозить в условиях снижения нефтяных цен, а в правящей коалиции произошёл раскол. В итоге Standard & Poor's лишило Бразилию инвестиционного рейтинга, а бразильский реал отправился искать дно.

В какой степени за политическую составляющую девальвации реала ответственна Дилма Русефф, подсчитать сложно. Но как это часто бывает, в сложных макроэкономических ситуациях вопрос национального доверия лидеру оказывается одним из ключевых не столько в политике, сколько в экономике и финансах. В итоге, утратившая социальную опору и вынужденная лавировать, ученица и преемница Лулы стала для бразильской валюты скорее грузом, нежели спасательным кругом.

И, глядя на колебания реала, невозможно отделаться от мысли, что популизм - большее зло для валютного курса, чем любой глобальный кризис.

С другой стороны, все страны BRICS ныне впали в немилость у валютных спекулянтов и зарубежных инвесторов. И совсем не факт, что рубль был бы намного твёрже, чем сейчас, не случись Крыма и Донбасса...

/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter