«Сбой» или «инцидент»: Мосбиржа прояснила ситуацию с проблемами в IT

В пятницу, 2 октября, представители Московской биржи рассказали журналистам о причинах участившихся инцидентов с торгами, о том, какие из них следует относить к сбоям, а также о тех шагах, которые площадка предпринимает, чтобы предотвратить их повторение в будущем.

В последнее время у игроков рынка и журналистов появилось немало поводов для вопросов к Московской бирже, признал, открывая встречу, председатель правления площадки Александр Афанасьев. В связи с этим ее менеджмент счел необходимым более подробно ознакомить аудиторию с внедряемой IT-стратегией и причинами участившихся неполадок.

По словам Александра Афанасьева, новая IT-стратегия площадки начала вырабатываться с момента объединения бирж ММВБ и РТС. «Под одним управлением оказались две IT-платформы, которые никогда до этого не ставили своей целью работать совместно», — подчеркнул топ-менеджер. На данный момент «диверсификация нашей продуктовой линейки такова, что, собственно, готовых продуктов под такую линейку в природе не существует. — отметил Афанасьев. — Мы покрываем пять основных классов активов, среди которых, помимо классических биржевых, связанных с двусторонним аукционом, с мэтчингом — таких, как акции, своп или деривативы, — есть еще три группы продуктов, которые не везде биржевые». К ним относятся облигации, РЕПО и валютный своп, торгуемые не на всех мировых площадках. «Уникальному набору продуктов должна соответствовать и уникальная IT-платформа», — подчеркнул Афанасьев. Поэтому IT-стратегия площадки направлена на решение трех ключевых задач: создания единой платформы для всех торгуемых продуктов, обеспечения ее доступности пользователям (user friendly) и надежности. Для решения этих задач был разработал план развития IT сроком на полтора года.

Ни сделки без проверки риска

По словам IT-директора Московской биржи Сергея Полякова, большинство бирж, в том числе — Нью-Йоркская и Лондонская, работают следующим образом: сводят вместе заявки, после чего происходит сделка, которая в конце дня стекает в систему клиринга. Этот вариант хорошо работает, когда все участники на рынке — крупные брокеры и банки с солидными кредитными показателями. Есть более хитро устроенные биржи, среди которых Eurex и Бомбейская (BSE). Риск по сделке у них пересчитывается сразу после ее заключения: если один из участников превысил пределы гарантийного обеспечения, в торговую систему поступает команда не принимать от него заявки.

На Московской бирже реализован еще более сложный вариант системы. «То, что делает Мосбиржа, не делает больше никто в мире. — подчеркнул Поляков. — Когда приходят заявки, мы их сначала отправляем на проверку риска, и только после этого позволяем идти обратно в торги. Тогда они и становятся видны другим участникам. Мы это все успеваем сделать за те же 300 мс, примерно за то же самое время, что и Eurex». Плюс такого подхода — возможность свести вместе заявки от разнородных участников, как крупных, так и мелких. Еще одно его достоинство — возможность участников рынка сэкономить на собственных системах риск-менеджмента. Минус же состоит в том, что это сильно усложняет технологию.

Три класса сбоев

Далеко не все неполадки, фиксируемые на площадке, следует относить к сбоям, — отметили представители Московской биржи. «Есть регуляторные требования, которые прописаны для биржи банком России. — подчеркнул Афанасьев. — И там написано, как идентифицируются отдельные типы инцидентов. Для каждого из них регулирование разное. Сбоем называется инцидент, приведший к остановке торгов». Сейчас на площадке действует система оповещений, в соответствии с которой каждый такой инцидент относится к одному из трех классов: low — незначительная нештатная ситуация, которая лечится самими системами биржи; medium — лечится как системами биржи, так и системами резервирования, например, подключением двойного клиента; и high — это те случаи, которые приводят к остановке торгов.

Тем не менее, не зависимо от названия, представители площадки не стали отрицать учащения «высокорисковых инцидентов» в текущем году. «У нас несладкий год, и мне самому стыдно», — признался Поляков. По словам IT-директора площадки, все произошедшие в текущем году сбои можно отнести к одной из трех категорий.

Первая категория — это сбои по причине ошибки в клиринговом ядре. К ним относятся инциденты 12 января, 5 марта и 15 июня. По словам Полякова, система клиринга — это самая «ошибкопорождающая» часть технологической платформы Мосбиржи. «Три инцидента с остановкой торгов, которые случились в начале этого года, произошли по одному сценарию: возникла ошибка в клиринговом модуле, из-за которой нам пришлось остановить торги». — отмечает Поляков. Для решения этой проблемы площадка реализует проект по разделению торговых и клиринговых ядер, который завершится в конце 2016 года. Как уверяет Поляков, по его завершении ошибка в клиринге уже не будет вызывать необходимости останавливать торги, и этот сценарий как источник сбоя исчезнет.

Вторая категория ошибок — это аппаратные сбои, не связанные с работой программного обеспечения биржи. К ним относятся события 12 августа, 1 сентября и 8 сентября. «Это специфический отказ железа по тем или иным причинам. — комментирует Поляков. — Большинство отказов аппаратной части мы отлавливаем, и они, как правило, попадают в категорию medium. Это серьезные инциденты, связанные с переключением на дублирующие и резервирующие компоненты».

Однако если инцидент поражает часть структуры самого резервирования — происходит сбой. При этом, как подчеркнул IT-директор площадки, все три единицы оборудования, вовлеченные в эти инциденты, были произведены в разное время, разными производителями, выполняют разную функцию и в целом никак между собой не связаны. Чтобы минимизировать возможность возникновения подобных ошибок, площадка уже полтора года реализует программу обновления аппаратного парка, по завершении которой на бирже не будет оборудования старше трехлетнего возраста. Сейчас возраст оборудования площадки составляет от двух до пяти лет.

Третья категория ошибок включает пока всего один сбой, произошедший 21 сентября. Этот инцидент был вызван ошибкой в торговом ядре и напрямую связан с обновлением версии. Технологически произошедшее характеризуется как «сетевой шторм». Как отметил Поляков, из-за аналогичной проблемы были неполадки в работе Yandex, Google и United Airlines — в частности, Google, располагающая миллионом единиц оборудования, не могла восстановиться около восьми часов, Yandex — в течение четырех часов. Тем не менее, подчеркнул IT-директор площадки, произошедший инцидент — это, «безусловно, наша вина и наша ответственность». Ошибка в коде, реализованном для разделения торгового и клирингового ядра, в течение двух недель не была обнаружена ни биржей, ни рынком.

Поляков признал, что данная ошибка напрямую связана с внедряемой программой разделения торгового и клирингового ядра. Предполагается, что программа позволит предотвращать 3-4 сбоя ежегодно; тем не менее, на этапе внедрения она может их дополнительно порождать. В то же время, как подчеркнул приглашенный на встречу в качестве «независимого арбитра» IT-директор «Открытие Брокер» и глава IT-комитета Московской биржи Алексей Хорунжий, риск не исключен при любом нововведении; кроме того, перед любым запуском участники IT-комитета Мосбиржи подписывают бумагу о том, что ошибок не обнаружено.

Жалобы рассмотрит регулятор

По словам Афанасьева, по последнему сбою к площадке поступило порядка пяти обращений от небольших участников на небольшие суммы. «Мы разбираемся с каждым из таких обращений отдельно: смотрим его техническую, торговую и юридическую сторону. Если человек ожидал, что это будет бид, а на самом деле он оказался оффером — это видно будет, если сравнить наши транслоги и информацию, которую мы в транслогах получим от брокера. Мы изначально исходим из того, что обратившийся участник прав», — подчеркнул Афанасьев.

Сейчас все поступившие заявки находятся на рассмотрении регулятора. В зависимости от результатов расследования компенсации теоретически возможны, отметил глава площадки. Тем не менее, прецедентов, когда биржа компенсировала убытки в подобных случаях, он не припомнил.

Источник http://fomag.ru/
При копировании ссылка http://elitetrader.ru/index.php?newsid=266634 обязательна
Условия использования материалов

Торговые условия
FxPro отменяет комиссию с пластиковых карт

Торговые условия
Минимальный депозит - отсутствует
Комиссия за пополнение - не взимается
Бонусы до 100% - пожалуйста!