Почему банкротится "Трансаэро"? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Почему банкротится "Трансаэро"?

6 октября 2015 Вести Экономика | Трансаэро

"Трансаэро" вплотную подошла к началу процедуры банкротства, а многие кредиторы считают компанию "обреченной". Альтернативные варианты, конечно, есть, но шансов на их реализацию очень мало, особенно после того, как "Аэрофлот" не смог поглотить проблемного авиаперевозчика.

Впервые о финансовых затруднениях "Трансаэро" широкой публике стало известно осенью 2014 г. В тот момент российские авиакомпании фиксировали заметное снижение пассажиропотока из-за финансового кризиса.

В результате по итогам 2014 г. по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) чистый убыток вырос на 8,4% до 14,46 млрд руб., при этом выручка увеличилась на 8%, составив 113,761 млрд руб.

Показатель EBITDА тогда составил 7,5 млрд руб., но долги были огромными. Чистый долг и финансовый лизинг достигли 107 млрд руб., что предполагало соотношение чистого долга к EBITDA более 14х. При этом более 40% в общем долге приходилось на краткосрочный долг.

Еще в конце декабря "Трансаэро" получила госгарантии по кредиту ВТБ, который составил 9 млрд руб., но это, конечно, никак не изменило общую ситуацию. Новый кредит получить было уже невозможно, и фактически компания полностью потеряла доступ к финансированию. При этом средства, полученные в ВТБ, судя по комментариям конкурентов, были направлены на снижение стоимости билетов и на маркетинговые проекты, которые, конечно же, никак не увеличивали финансовую эффективность.

Огромная долгая нагрузка и отсутствие доступа к финансированию стали основными причинами краха компаний.

Кстати, с расходами на маркетинг и бренд история вообще любопытная. По итогам 2014 г. компания переоценила результаты с 2012 г. Тогда же выяснилось, что убытки компания терпит уже три года подряд, но больше всего вопросов вызвала оценка бренда в 59,1 млрд руб. Общая сумма нематериальных активов тогда оценивалась в 61,4 млрд руб. Аудитор РСМ "Русь" признал, что достаточных доказательств справедливости оценки нет.

Но уже по итогам первого полугодия 2015 г. стоимость НМА упала до 7,2 млрд руб.

Почему банкротится "Трансаэро"?


В 2015 г. финансовые результаты "Трансаэро" ожидаемо не показали сильного улучшения при катастрофическом росте долга. Правительство отказалось поддерживать авиаперевозчика, ссылаясь на ошибки менеджмента в управлении и непрозрачное положение в самой компании.

Да, выручка компании составила 50,675 млрд руб. против 48,178 млрд руб. по итогам аналогичного периода годом ранее, убыток сократился в 3 раза, достигнув 3,178 млрд руб., но на операционном уровне похвастаться нечем. EBITDA и операционная прибыль остались отрицательными: минус 1,2 млрд руб. и минус 4,5 млрд руб. соответственно.

При этом чистый долг за шесть месяцев вырос сразу на 40%, достигнув 149 млрд руб. А если учитывать корректировки на капитализированные проценты по операционному лизингу, показатель составил 175 млрд руб.

Общий объем долгов "Трансаэро" оценивается в 250 млрд руб. Большую часть этих средств компания задолжала по договорам лизинга (около 150 млрд руб.), а еще 20 млрд руб. – долги перед аэропортами и топливозаправочными комплексами. Непосредственно банкам (крупнейшими кредиторами являются Сбербанк, ВТБ и ВЭБ) "Трансаэро" должна около 80 млрд руб.

Многие банки-кредиторы готовы требовать банкротства. В частности, официально об этом сообщили Сбербанк и "Альфа-банк", а также о своем намерении последовать такому примеру сообщил ВТБ.

При этом глава ВТБ Андрей Костин назвал "Трансаэро" "обреченной компанией".

"Компания была обречена, потому что никто не был заинтересован в ее спасении, - сказал он в интервью телеканалу "Россия 24".- Вся проблема осталась на руках у банков, банков довольно много, согласовать быстро позицию, действительно, не смогли единую. И теперь дело каждого банка, наверное, и пула кредиторов решать проблему. Бывшие собственники бросили, "Аэрофлот" был крайне не заинтересован брать какую-либо дополнительную нагрузку за "Трансаэро", им важно было перенять рынок, и они заберут часть этого рынка по крайней мере".

Возможно, кредиторы вели бы себя иначе, но "план спасения", подразумевавший поглощение компании "Аэрофлотом", не был реализован.

Кроме того, менеджмент "Аэрофлота" вряд ли был рад перспективе получить огромные долги, даже при учете солидной господдержки в 80-90 млрд руб. А долю рынка после ухода "Трансаэро" государственный перевозчик все равно сможет увеличить.

"Были изучены перспективы возможного спасения... К сожалению, перспективы спасения невысокие, а цена, напротив, очень высока, и на основании этого правительство решило не давать гарантии", - заявил глава Сбербанка Герман Греф.

Сейчас компания не может даже погасить краткосрочную задолженность за счет денежного потока, а уж говорить о реструктуризации долгов в общем случае просто невозможно.

Даже передача акций компании консорциуму банков, на что готовы нынешние акционеры, вряд ли возможен, поскольку при такой долговой нагрузке и полном отсутствии перспектив ценные бумаги не представляют особой стоимости.

Банкротство, судя по всему, пройдет с минимальными потерями для сотрудников и клиентов "Трансаэро", так как более половины коллектива, который насчитывает 11 тыс. человек, будет трудоустроено в "Аэрофлот", а еще 20% окажутся в других авиакомпаниях.

Обязательства перед пассажирами "Трансаэро" также выполняет "Аэрофлот" и другие авиакомпании. Тем, кто купил билеты с датой вылета после 15 декабря, планируется вернуть средства.

http://www.vestifinance.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter