Как в Вашингтоне насилуют Международный валютный фонд

МВФ переживает тяжелые времена. В 2010 году советом директоров МВФ были приняты решения о реформировании фонда:

- были одобрены очередные 14-е корректировки квот стран в капитале и голосах фонда;

- договорились об удвоении капитала с 238,5 млрд. до 477 млрд. SDR (условная расчетная единица МВФ), что составляет примерно 750 млрд. долл.;

- была достигнута договоренность об изменении формулы расчета квот с целью более полного учёта экономического потенциала стран-членов; в качестве базовых было решено использовать простые и понятные показатели ВВП и золотовалютных резервов.

Намеченные меры позволили бы повысить роль развивающихся стран, в том числе стран БРИКС, в принятии решений фондом. Этому воспротивились США, начавшие тормозить реформирование МВФ. Конгресс США за пять лет так и не ратифицировал 14-е корректировки квот, вогнав фонд в состояние тяжелого кризиса.

Следующий удар, который США нанесли по Международному валютному фонду, связан с событиями на Украине. Фонд подвергся сильнейшему прессингу со стороны Соединенных Штатов, которые требуют от МВФ всяческой поддержки киевского режима.

Доля США в капитале и голосах фонда составляет около 17%. Этого вполне достаточно, чтобы блокировать те решения совета директоров МВФ, которые не по вкусу американской администрации. Однако то, что фонду пришлось проделывать ради Киева в угоду Вашингтону в последние два года, выглядит откровенно унизительно для МВФ и выходит за рамки всякого приличия.

Хорошо известно, что фонду запрещено работать в тех странах, где законные власти смещаются в результате переворотов. В случае с Украиной МВФ закрыл на это глаза, начав переговоры с самозванцами.

Далее. Хорошо известно, что фонд не может предоставлять займы тем странам, где идут войны. На Украине весной прошлого года была развязана гражданская война. Фиговым листком под названием «антитеррористическая операция» ведение военных действий не прикроешь, тем более что было множество случаев, когда в подобных случаях МВФ отказывал странам в помощи.

Что касается 17-миллиардного займа Украине, соглашение о котором было подписано в апреле сего года, то деньги предполагалось перечислить девятью квартальными траншами в течение двух лет. Были выделены только два первых транша, а осенью 2014 г. перечисление прекратилось, поскольку правительство Украины не выполнило условия кредитного соглашения с МВФ. Казалось бы, на этом фонд должен был поставить точку в своих отношениях с Киевом.

Ан нет. МВФ пошел на третье вопиющее нарушение своих правил. С конца прошлого года он начал подготовку к предоставлению новой кредитной линии на еще более льготных условиях - в рамках механизма расширенного кредитования (Extended Fund Facility, EFF), предполагающего более растянутые сроки погашения долга. На заседании Исполнительного совета МВФ 11 марта 2015 года целый ряд стран высказал возражения или по крайней мере сомнения относительно целесообразности предоставления нового кредита Украине. Одни обратили внимание на то, что Киев не выполнил условия предыдущего кредита; другие – на то, что Киев не сможет погашать свои долги перед фондом; третьи – на то, что запрашиваемая Киевом сумма превышает допустимые нормативы фонда. Предоставлю слово эксперту В.М. Холодкову, описавшему упомянутое заседание: «Исполнительные директора от Бразилии, Индии и России обратили внимание на то, что Украина не выполнила условия прежнего кредитного соглашения и выразили сомнение в том, что она сможет или захочет вернуть новый кредит. Бразилия, Индия и Турция заявили, что объем официально заявленного Украиной на тот момент государственного внешнего долга ($25,9 млрд.) и его отношение к ВВП недостаточны для получения максимального возможной суммы кредитования по программе EFF ($17,5 млрд.), которая составляет 900% квоты Украины (по нормативным документам МВФ кредит не может превышать 800% от квоты)».

Несмотря на все возражения и сомнения, руководство фонда сумело продавить нужное Вашингтону решение: ведь оно принималось по голосованию на основе квот почти десятилетней давности, дискриминирующих развивающиеся страны.

Сразу же после принятия решения о новом кредите в марте Киев получил транш в размере 5 млрд. долл. И это было очередным нарушением, поскольку первый транш составил без малого 1/3 всего кредита. Предельная сумма транша самим фондом в свое время была установлена на уровне 20%. Представители Бразилии и Ирана обратили внимание на это нарушение, но их мнение было проигнорировано. Эксперты после «исторического решения» фонда о кредите Украине провели подсчеты. Выяснилось, что выделенный Киеву кредит в относительном выражении (по отношению к ВВП и ряду других макроэкономических показателей страны-получательницы) оказался самым крупным за всю 70-летнюю историю фонда.

Особую остроту приобретает вопрос об украинском долге перед Россией. Речь идет о соглашении, которое было достигнуто в декабре 2013 года между Россией и Украиной о выделении Киеву займа на общую сумму 15 млрд. долл., оформленного в виде покупки Москвой долговых бумаг (евробондов). Тогда же был перечислен первый (и единственный) транш на сумму 3 млрд. долл. По графику погашение этой суммы должно произойти в конце нынешнего года. Однако нынешний режим с прошлого года многократно заявлял, что платить не будет. Безусловно, нахальство Киева подпитывается поддержкой Вашингтона. В качестве примера такой поддержки можно привести заявление, сделанное в сентябре нынешнего года членом комитета Сената США по международным отношениям Крисом Мерфи: «Я не считаю, что Украина обязана хоть что-то возвращать России. Международное сообщество должно понять необходимость осуществления нами соответствующих шагов, которые дадут Украине правовое основание уйти от выплаты данной задолженности».

Основания беспардонного отказа Киева платить менялись. Поначалу украинские власти заявляли, что не считают себя правопреемником «преступного режима Януковича». Одновременно Яценюк в первой половине прошлого года нахраписто требовал от Москвы, чтобы она продолжала выполнять свои обязательства по соглашению, подписанному в декабре 2013 года, и перечисляла новые транши Украине. Это яркий пример политической шизофрении киевского режима, у которого все члены политического организма дёргаются вразнобой.

Сейчас Киев зациклился на том, что долг перед Москвой в размере 3 млрд. долл. относится к категории коммерческого долга. Следовательно, по логике Киева он подпадает под решения о реструктуризации, которые якобы были достигнуты в ходе переговоров Минфина Украины с кредиторами во главе с частным фондом «Франклин Темплтон». Заявление Киева о достижении успеха в деле реструктуризации является очередным враньем, но даже если такая договоренность будет достигнута, она никак не распространяется на долг Украины перед Россией, поскольку он относится к категории неофициального долга. Покупка евробондов Москвой была осуществлена за счет средств фонда национального благосостояния, то есть за счет средств Минфина Российской Федерации. Кроме того, покупка была закрытой, бумаги не покупались на свободном рынке. Все 100% эмиссии новой серии евробондов были сразу же приобретены Минфином России. Некоммерческий характер займа вытекает и из того, что процентные ставки были примерно в два раза ниже тех, которые были на свободном рынке в конце 2013 года.

А что думает по данному поводу Международный валютный фонд? Ведь именно он является высшей инстанцией, которая должна определить статус этого долга. А здесь много забавного и печального одновременно. Высказывания отдельных чиновников МВФ, сделанные в прошлом году и в первой половине текущего года, не позволяют усомниться в их профессионализме: они однозначно квалифицировали заем России Украине как официальный. С середины лета фонд перестал высказываться по поводу статуса займа. Это крайне удивительно, поскольку именно в это время тема долга Украины России вышла на первый план в свете того, что дефолт Украины стал реальной перспективой. Если указанный долг действительно суверенный, то неполучение Москвой денег из Киева в конце текущего года будет означать полноценный дефолт (технический дефолт уже был объявлен в начале октября в связи с невыплатой 500 млн. долл. частным кредиторам). Затянувшееся молчание фонда красноречиво. Оно означает, что Вашингтон выкручивает Кристин Лагард руки, требуя от нее заявления о том, что 3-миллиардный долг является коммерческим. Прошли сообщения, что сенатор Крис Мерфи, специализирующийся на теме украинского долга, встречался за закрытыми дверями с мадам Лагард. Высказываются предположения, что на встрече сенатор уговаривал даму принять «правильное» решение по статусу долга Киева перед Москвой.

Кристин Лагард, как может, отбивается от назойливых приставаний политических мужей с Капитолия и из Белого дома. Главным ее аргументом является то, что признание указанного долга коммерческим создаст опасный прецедент. Другие страны также потребуют реструктуризации долгов, которые они до сих пор по своей наивности считали «официальными». Дело может дойти до того, что и они начнут требовать реструктуризации долгов по займам Международного валютного фонда. Такого не было за все 70 лет существования МВФ. Все это может кончиться полным крахом фонда. И всё же мадам Лагард, скорее всего, уступит домогательствам дяди Сэма. А куда деваться? Она ведь хорошо помнит историю с ее предшественником Домиником Стросс-Каном.

Создается впечатление, что Вашингтон ради спасения контролируемого им киевского режима готов пожертвовать даже репутацией и финансовым положением МВФ. Это уже серьёзно.

МВФ агонизирует. Кристина Лагард готова исполнить танец живота

9 октября в Лиме, столице Перу, состоялся ежегодный саммит Международного валютного фонда и Всемирного банка с участием министров финансов и руководителей центральных банков стран-членов МВФ и ВБ. Саммит проходил в атмосфере пессимизма и растерянности. Мир находится в ожидании второй волны глобального финансового кризиса (первая волна пришлась на 2007-2009 гг.). Никто не знает, как не допустить сползания в пропасть и как действовать, в случае если отвратить катастрофу не удастся.

Исполнительный директор МВФ Кристина Лагард в своем выступлении апеллировала к руководству Федеральной резервной системы США, умоляя не «раскачивать лодку» мировой экономики. Она просила, по крайней мере, до конца года не повышать учетную ставку ФРС. Как известно, в сентябре Совет управляющих Федерального резерва уже принял решение оставить ставку без изменения (0,25%) и продолжать следить за ситуацией в экономике США.

Политика ФРС в ближайшее время будет выстраиваться исключительно с учетом экономической конъюнктуры внутри США, ситуация в мире в расчет приниматься не будет. Фактически весь мир стал заложником Федерального резерва. Любое повышение учетной ставки ФРС приведет к тому, что начнется «всемирное переселение капиталов» с периферии мировой экономической системы в США. Такое движение капиталов наметилось и без повышения ставки ФРС. Даже после того как Министерство финансов приняло беспрецедентное решение об установлении нулевой ставки по казначейским бумагам США, это не изменило вектора финансовых потоков. Причина – усиливающаяся нестабильность в мире, перешедшая в ряде регионов в вооружённые конфликты и локальные войны. Для Вашингтона это способ поддержания «инвестиционной привлекательности» американской экономики.

Госпожа Кристина Лагард – весьма выдержанная дама. Однако и у нее терпение на исходе. Ее как руководителя МВФ больше всего волнует вопрос реформирования фонда. В дни саммита в Лиме исполняется пять лет со времени того знаменательного события, когда совет директоров МВФ проголосовал за 14-ю корректировку квот стран-членов фонда в капитале и голосах. Это была не обычная корректировка, проходящая раз в пять лет, решения касались реформирования фонда. Во время мирового финансового кризиса 2007-2009 гг. МВФ выказал полную беспомощность. Чиновники МВФ ссылались тогда на то, что, мол, капитал фонда недостаточен для решения масштабных проблем, порождённых кризисом. И пять лет назад было принято решение об удвоении капитала МВФ. Была достигнута договоренность о пересмотре формулы, на основе которой осуществляется расчет квот стран-членов фонда. Действовавшая формула давала явные преференции экономически развитым странам Запада. Предлагалось основным показателем сделать валовой внутренний продукт (ВВП). При такой формуле страны БРИКС, и особенно Китай, могли существенно повысить свой удельный вес в капитале и голосах фонда.

Предложенные тогда меры подрывали позиции США в МВФ. Конечно, за семь десятков лет существования фонда удельный вес США в капитале и голосах существенно снизился, но всё равно к концу 2010 года доля Вашингтона в капитале еще оставалась (и до сих пор остаётся) равной 17,69%. Доля его в голосах – 16,75%. Это позволяет Вашингтону блокировать неугодные ему решения (для вето по решениям необходимо иметь при голосовании не менее 15% голосов). Почти пять лет вопрос о ратификации решений МВФ от 2010 года блокируется на Капитолийском холме. В прошлом году на саммите МВФ и ВБ в Австралии вопрос о реформировании фонда был ключевым. Участники саммита выразили надежду, что США все-таки ратифицируют решения фонда от 2010 года. В выступлениях руководителей многих делегаций звучали ноты раздражения и возмущения по поводу позиции Вашингтона. Некоторые министры финансов намекнули, что, если США будут и дальше блокировать реформирование фонда, оно будет осуществлено без их согласия.

И вот в Лиме представители финансовых властей ряда стран опять вернулись к этому больному вопросу, причём стал использоваться термин «ситуативная корректировка квот». По смыслу это означает корректировку квот без получения согласия Вашингтона в виде решений Конгресса США о ратификации корректировок. Официальный Вашингтон уже выразил недоумение по поводу «ситуативной корректировки». По всем признакам на корабле под названием «МВФ» назревает бунт, хотя чёткого плана действий нет ни у бунтовщиков, ни у капитана корабля (США). О нервной обстановке, царившей на саммите МВФ и ВБ в Лиме, свидетельствует фраза 58-летней Кристины Лагард: «Я готова исполнить танец живота, если это поможет убедить США». Думаю, что если бы эта дама даже встала на голову, это не произвело бы на Вашингтон никакого впечатления и не повлияло бы на его позицию.

Прямой реакцией на то, что Вашингтон заблокировал реформирование МВФ, стало создание новых международных финансовых институтов. Речь идет о Банке развития БРИКС, который начал свою работу летом 2015 года, а также об Азиатском банке инфраструктурных инвестиций (АБИИ), созданном по инициативе Пекина. В АБИИ удалось привлечь не только страны БРИКС и многие развивающиеся страны, но и ряд стран Запада, в том числе Великобританию. Если перестройка МВФ проблематична (в критический момент Вашингтон может просто взорвать корабль под названием «МВФ»), то создание альтернативных фонду международных финансовых институтов является более перспективным способом выхода из сегодняшнего тупика. И никаких диких «танцев живота» здесь ни от кого не требуется.

В рамках саммита в Лиме произошла встреча министров финансов России Антона Силуанова и Украины Натальи Яресько. Тема встречи была предельно конкретная: возможность реструктуризации долга Украины по займу, который Москва предоставила Киеву в декабре 2013 года. Сумма займа – 3 млрд. долл. В конце текущего года, согласно графику, Киев должен осуществить полное погашение долга вместе с процентами. Как известно, заём Российской Федерации относится к категории государственных займов и по международным нормам реструктуризации не подлежит. Это знает любой грамотный финансист. Однако Кристина Лагард вынуждена подыгрывать в этом вопросе Киеву. Дама она несвободная, зависит от Вашингтона, но я бы рекомендовал ей не выступать ходатаем по украинским делам. Потому что она поощряет Киев создать прецедент, который обернется боком для МВФ. Хорошо известно, что иммунитетом от реструктуризации пользуются займы государств и международных финансовых организаций, в том числе МВФ. Представим себе на минуту, что Москва согласилась на реструктуризацию своего займа. Завтра Киев при поддержке Вашингтона с подобной просьбой обратится к МВФ. Фонд и так дышит на ладан, а такие «реструктуризации» добьют его окончательно.

Теперь, впрочем, госпожа Лагард может вздохнуть облегченно: Украине в её просьбе о реструктуризации долга России отказано. Я посоветовал бы исполнительному директору МВФ сосредоточиться на другом вопросе - последствиях дефолта Украины для мировой финансовой системы. В конце августа Европейский комитет Международной ассоциации свопов и деривативов (ISDA) принял резолюцию по Украине, в которой констатировал технический дефолт по суверенному долгу страны. Я уже писал, что на самом деле это не технический, а полноценный дефолт, а слово «технический» использовано для того, чтобы не сеять на мировых финансовых рынках излишнюю панику.

Однако профессиональные финансисты умеют отличать технические дефолты от полных. Мировые финансовые акулы уже приготовились к полному поглощению украинских активов. Отказ России в реструктуризации украинского долга не оставляет никаких сомнений в том, что на Украине произошёл не «технический», а самый настоящий дефолт. Учитывая крайне неустойчивую ситуацию в мире финансов, любой дефолт, в том числе украинский, может стать детонатором второй волны мирового финансового кризиса.

Саммит Международного валютного фонда и Всемирного банка в Лиме лишний раз наводит на мысль, что МВФ переживает агонию. Меня не оставляет ощущение, что после своего юбилея, когда 27 декабря 2015 года фонду исполнится 70 лет, он долго не проживёт.

Источник http://www.fondsk.ru/
При копировании ссылка http://elitetrader.ru/index.php?newsid=270140 обязательна
Условия использования материалов

Торговые условия
FxPro отменяет комиссию с пластиковых карт

Торговые условия
Минимальный депозит - отсутствует
Комиссия за пополнение - не взимается
Бонусы до 100% - пожалуйста!