Укрепление юаня носит по большей степени символический характер » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Укрепление юаня носит по большей степени символический характер

15 декабря 2015 Независимая газета
ФОТО GILLES SABRIE FOR THE NEW YORK TIMES Шахтеры перед сменой на одной из крупнейших шахт КНР – Тахсан. МВФ недавно включил юань в список мировых резервных валют вместе с долларом, иеной, евро и фунтом.
МВФ включил юань в перечень резервных валют (от которых зависит стоимость специальных прав заимствования, или СДР) и создал огромные проблемы для репортеров по всему миру – теперь им придется разбираться с неудобоваримой китайской валютной номенклатурой. (Насколько я понимаю, следует использовать термины «женьминьби» и «юань» примерно так же, как мы используем «стерлинг» и «фунт»: женьминьби означает китайские деньги в общем, а юань – номинал банкнот.)

Это знаковое событие, поскольку Китай стал первой развивающейся страной, добившейся такого статуса. И если вы спросите меня, то это был несколько поспешный шаг: Китай – крупный игрок, но там все еще есть контроль за движением капитала, а это означает, что его валюта не является столь же доступной, как другие резервные валюты.

Какое значение это имеет для реальной экономики? Почти никакого.

Хотя обычно вы слышите совсем другие оценки. В опубликованном недавно комментарии для New York Times экономический корреспондент Нил Ирвин (который обычно пишет отличные статьи) сравнил усиление юаня с постепенным вытеснением английского фунта американским долларом «как главной валюты для глобальной торговли и финансов». Далее он говорит, что «это стало ключевым шагом страны на пути к статусу супердержавы». (Читайте его статью тут: nyti.ms/1Ikj05z.)

На самом деле все было иначе. США стали супердержавой, потому что их экономика была огромной – к 1913 году американский ВВП был почти таким же большим, как совокупный ВВП всех стран Западной Европы, а после Второй мировой войны превосходство стало неоспоримым. Международная роль доллара была во всей этой истории лишь незначительным нюансом.

Попробуйте задаться вопросом: какие особые привилегии дает статус резервной валюты? Люди, которые не работают в сфере международных финансов, склонны утверждать, что Америка получила уникальную возможность иметь дефицит внешнеторгового баланса, или заимствовать в своей валюте, или выкачивать огромные объемы ресурсов из других стран благодаря «непомерным привилегиям», но все это неправда. Максимум, что дает США особая роль доллара, – это возможность заимствовать под чуть более низкие проценты (хотя на это мало что указывает) и де-факто беспроцентный заем от иностранцев, которые держат на руках американскую валюту.

И пока совершенно не очевидно, что Китай сможет получить даже эти незначительные преимущества: включение юаня в список резервных валют очень незначительно повлияет на готовность людей владеть этой валютой в виде наличных или покупать номинированные в юанях облигации.

Экономист Мори Обстфельд несколько лет назад написал хорошую статью о специальных правах заимствования (ее можно прочитать тут: bit.ly/1PsozBt), которая позволяет взглянуть на нынешнюю ситуацию со стороны. По сути, в настоящее время специальные права заимствования обеспечивают ограниченную кредитную линию странам, которые хотят заимствовать резервы в конкретных валютах у других государств. «Курс СДР определяется на основании стоимости валютной корзины, состав которой зависит от удобства использования той или иной валюты, – пишет Обстфельд, – и может считаться малозначимым по отношению к основным задачам этого инструмента».

Другими словами, это не более чем незначительное изменение в методах расчетов, с тривиальными экономическими последствиями.

КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM

Большое политическое достижение

Г-н Кругман, я по большей части согласен с вами, но есть один занятный вопрос: зачем Китаю статус резервной валюты?

Эта ситуация напоминает мне желание Японии в 1920-е годы вернуться к золотому стандарту. Аргументы, которые приводило тогда японское правительство, касались престижа и статуса. Тем не менее впоследствии историки выявили куда более политические и прагматичные причины.

Сейчас внешнеполитические обозреватели полагают, что стремление Китая добиться для юаня статуса мировой резервной валюты имеет отношение к его стремлению укрепить свое влияние в регионе.

– Soreko, Великобритания

Китайский лидер Си Цзиньпин помешан на престиже. Это решение МВФ – не более чем галантный жест в ответ на готовность Китая участвовать в борьбе с терроризмом и изменением климата.

– Ron Cohen, Массачусетс

После того как юань стал резервной валютой, многим малым странам с отрицательным сальдо торгового баланса (таким как Монголия) будет легче пополнять свои резервы иностранной валюты. Это лишь укрепит влияние Китая в Африке, Восточной Европе и Средней Азии.

– Olga, Великобритания

Мысль о том, что юань может выступать в качестве серьезной резервной валюты, кажется мне просто смешной, так же как и аргумент, что США стали супердержавой благодаря статусу доллара как главной резервной валюты.

Годами китайский режим предпринимал отчаянные и агрессивные шаги в области мировой макроэкономики, чтобы его чиновники могли справляться с громадным и дестабилизирующим наплывом людей в китайские города из бедных сельских районов. Не забывайте, что все руководство Китая взращено на философии Маркса, Ленина и Мао. Несмотря на различия во взглядах между различными деятелями и фракциями, все они придерживаются аналитического подхода, основанного на идеях классовой борьбы и постоянной революции.

А режим, который действует из страха перед революцией, – плохая опора для резервной валюты.

– J., Калифорния

Доллар крепок, потому что американская экономика сейчас сильнее и стабильнее, чем в любой другой момент, начиная с 60-х годов.

– E., Флорида

Мне кажется, статус резервной валюты заставляет США поддерживать отрицательное сальдо торгового баланса.

В конце концов мы единственная страна, которая может печатать доллары, так что если, скажем, Бразилия захочет, чтобы Аргентина платила за электричество в долларах, то у Аргентины они должны быть в достаточном количестве. Положительное сальдо торгового баланса приведет к сокращению количества доступных долларов.

– Len Charlap, Нью-Джерси

Г-н Кругман, вы всегда принижаете значение вопросов, которые все обсуждают.

– M., Калифорния

Г-н Кругман, вы пишете: «Какое значение это имеет для реальной экономики? Почти никакого». Это верно, но вы забываете, из-за чего вся шумиха. Для Китая это большое политическое достижение.

– Без имени, Нью-Йорк

http://www.ng.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter