Евросоюз в погоне за призракам » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Евросоюз в погоне за призракам

17 декабря 2015 Фонд Стратегической Культуры Катасонов Валентин
Минувшие дни ознаменовались прокатившейся по европейским столицам широкой волной демонстраций в поддержку России и ее действий в Сирии. Акции протеста не только против провокационной атаки Турции на российский военный самолёт, но и против антироссийской позиции руководства Европейского союза прошли в Болгарии, Испании, Италии, Черногории, других странах. Однако в Брюсселе не спешат прислушиваться к голосам протеста. Признаков изменения позиции ЕС по отношению к России не просматривается.

И речь идет не только о достигнутой во время недавнего саммита G20 в Анталье договоренности лидеров западных стран о продлении санкций против России еще на шесть месяцев. Происходит постоянное, политически мотивированное вмешательство Еврокомиссии (ЕК) в деятельность национальных органов власти государств-членов ЕС с тем, чтобы сорвать любые сколько-нибудь значимые проекты с российским участием, даже если они несут несомненные выгоды как отдельным странам, так и европейской экономике в целом. И в первую очередь предпринимаются попытки заблокировать энергетические проекты с расчётом на то, что именно здесь России может быть нанесён особо чувствительный удар.

Одним из последних примеров такого рода стало заявленное исполнительным органом Евросоюза намерение помешать российской компании «Росатом» достроить атомную электростанцию в Венгрии. Еврокомиссия начала расследование венгерского плана государственной помощи в финансировании строительства «Росатомом» двух новых ядерных реакторов АЭС «Пакш-2», расположенной в 100 км от Будапешта на берегу Дуная. Как заявила представитель ЕК Люсия Каудет, «Еврокомиссия отметила свою обеспокоенность тем, насколько этот проект соответствует правилам общего рынка ЕС». И хотя, по ее словам, «венгерские власти и службы Еврокомиссии обменялись некоторой информацией на административном уровне по этой теме», тем не менее «некоторые вопросы остаются».

Беспокойство Еврокомиссии было вызвано тем, что, как предположили в Брюсселе, правительство Венгрии оказывает чрезмерную финансовую помощь развитию собственной атомной энергетики в ущерб другим энергетическим проектам и компаниям других стран. Однако среди этих компаний до настоящего времени так и не нашлось желающих реально профинансировать сооружение новых ядерных реакторов АЭС «Пакш-2», за исключением «Росатома». После того как венгерский парламент утвердил в 2009 году государственный проект сооружения двух новых энергоблоков на АЭС «Пакш», о своем желании поучаствовать в тендере вместе с «Росатомом» заявили французская компания Areva и японско-американская Westinghouse. Однако реальных шагов в этом направлении ни французы, ни американцы с японцами так и не сделали из-за понимания непривлекательности своих финансовых предложений по сравнению с условиями, предложенными российской стороной.

Однако Еврокомиссию эти обстоятельства не смущают. По логике Брюсселя венгерский кабинет должен скорее похоронить весь проект, нежели выделять средства на совместную производственную деятельность с «Росатомом».

«Росатом» подписал контракты на достройку АЭС «Пакш», сооружённой по советскому проекту, еще в декабре 2014 года. Общий объем инвестиций определен в 12,5 млрд евро. Стоит напомнить, что речь идет о единственной в Венгрии атомной станции с четырьмя действующими реакторами типа ВВЭР-440. Ее первый энергоблок был пущен в 1982 году. В настоящее время доля электроэнергии, вырабатываемой на АЭС, составляет в энергобалансе Венгрии более 50%. «Росатом» планирует построить совместно с венгерской стороной пятый и шестой блоки с реакторной установкой ВВЭР-1200. Между Москвой и Будапештом подписано соглашение о предоставлении Венгрии российского кредита в размере до 10 млрд евро на достройку АЭС. Венгерский министр иностранных дел Петер Сиярто назвал данное соглашение «коммерческой сделкой века». Однако Еврокомиссия готова лишить Венгрию этих денег - лишь бы вытеснить российских атомщиков из Европы.

По данным венгерской газеты Nepszava, Евроатом (международная организация, объединяющая все 28 стран-членов ЕС) ещё в начале года пытался заблокировать заключение долгосрочного 20-летнего российско-венгерского контракта на поставку для «Пакш-2» российского топлива.

Запад не скрывает, что для него в вопросе энергетического сотрудничества с Россией политика имеет первенство над экономикой. «Возражения Европейской комиссии против строительства АЭС «Пакш-2», - откровенно писала 19 ноября The Financial Times, - имеют политическую окраску, они наносят удар по попыткам венгерского премьера Виктора Орбана установить более тесные связи с Кремлём в то время, как Брюссель, наоборот, стремится ослабить зависимость стран ЕС от российских энергоносителей».

В свою очередь Виктор Орбан ещё прошлой весной заявил, что европейские страны, полагающие, что они могут обойтись без сотрудничества с Россией, «гоняются за призраками». Эту оценку ситуации можно приложить и к положению дел в важнейшей для Европы газовой энергетике.

Планы России расширить свои газовые поставки в Германию противоречат интересам Европейского союза и могут привести к дальнейшей дестабилизации Украины - такой вывод, одновременно антироссийский и антинемецкий, содержится в письме, которое направили на днях в Еврокомиссию правительства десяти государств Центральной и Восточной Европы: Болгария, Чехия, Эстония, Греция, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния и Словакия.

Что так напугало десяток европейских кабинетов? Напугало Соглашение акционеров по созданию газопроводной системы «Северный поток-2» мощностью 55 млрд кубометров газа в год из России в Германию по дну Балтийского моря, которое подписали в сентябре «Газпром» и пять крупных европейских энергетических компаний - BASF, E.ON, ENGIE, OMV и Shell.

По имеющейся информации, демарш европейской «десятки» был приурочен к состоявшейся 27 ноября в Санкт-Петербурге рабочей встрече председателя правления РАО «Газпром» Алексея Миллера и члена правления E.ON SE Клауса Шефера. В ходе этой встречи представители России и Германии отметили успешную работу газопровода «Северный поток» и обсудили дальнейшие шаги по реализации проекта «Северный поток-2», который, по их общему мнению, значительно повысит надежность газоснабжения европейских потребителей.

Однако у центральноевропейцев вдруг возникло на этот счёт иное мнение. В письме в Еврокомиссию они заявили, что проект «Северный поток-2» необходимо подвергнуть тщательному анализу, и призвали к его «всестороннему обсуждению» на декабрьском саммите ЕС. Аналогичное письмо было направлено председателю Совета ЕС Дональду Туску. «Самое влиятельное государство ЕС поставило свои собственные экономические нужды выше общей энергетической безопасности», - считают главы правительств ЦВЕ, имея в виду Германию.

При этом в письме подчеркивается, что «позиция Европейской комиссии по проекту «Северный поток-2» серьезно повлияет на восприятие общей внешней политики и политики в сфере безопасности ЕС основными союзниками и традиционными партнерами». В частности, авторы письма заявляют, что «сохранение поставок через территорию Украины является стратегическим интересом Евросоюза в целом не только с точки зрения безопасности поставок, но и с точки зрения укрепления стабильности в восточноевропейском регионе… Украина – это безопасный транзитный маршрут. Газ должен идти через территорию Украины».

Главным здесь является та настойчивость, с какой инициаторы этого письма отстаивают ту точку зрения, согласно которой в интересах Европы сохранить транзит российского газа через территорию Украины, хотя как раз с украинским транзитом Европа имеет драматический опыт. В 2008-2009 годах в результате отказа Украины платить России за газ и одновременного отбора Киевом газа из транзитной трубы многие европейские страны лишились всех ранее согласованных объемов российского голубого топлива. Конкретно это выглядело следующим образом: Австрия по состоянию на 6-7 января 2009 года (в разгар зимы) недополучила 90% российского газа, Босния и Герцеговина - 100%, Болгария - 100%, Венгрия - 100%, Германия - 100% ( в данном случае импорт газа был оперативно переключен на трубы, проходящие через территорию Белоруссии), Греция - 100%, Италия - 90%, Македония - 100%, Молдавия - 100%, Польша - 90% (сработал тот же вариант, что и в случае с Германией), Румыния – 100%, Сербия - 100%, Словакия - 100%, Словения - 100%, Турция - 100% (импорт газа был переключен на газопровод, проходящий по дну Черного моря), Франция - 70%, Чехия - 75%, Хорватия 100%.

Разумеется, никто не станет подозревать глав правительств Чехии, Словакии или Венгрии в забывчивости либо в политической наивности. Они прекрасно понимают всю ненадёжность Украины как транзитера российского газа в Европу, особенно в сложившихся условиях. Разгадку демарша «десятки», направленного против России и Германии, надо искать в другом.

Ключ к разгадке даёт лондонская The Financial Times. Газете стали известны рекомендации, сделанные американскими экспертами для президента США Барака Обамы применительно к украинской экономике. В частности, они заключаются в том, что американская администрация в случае прекращения транзита российского газа через Украину должна будет взять на себя компенсацию финансовых потерь Киева на сумму 2 млрд долларов в год.

Естественно, что в условиях разворачивающей предвыборной президентской кампании, которая обещает быть самой скандальной и непредсказуемой за последние полтора десятка лет, подобное обязательство перед Украиной для действующей администрации США – как ярмо на шее. Вот и понадобилось организовать «инициативу снизу» стран Центральной и Восточной Европы. Тут механизм простой: Вашингтону стоит только обозначить, чего он хочет.

http://www.fondsk.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter