Программа Obamacare поддержит акции биотехнологических и фармацевтических компаний США » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Программа Obamacare поддержит акции биотехнологических и фармацевтических компаний США

31 декабря 2015 Состоятельный инвестор | Архив Семенов Дмитрий
В 2012-2014 годах одним из основных драйверов роста рынка ценных бумаг США были акции биотехнологических и фармацевтических компаний. Так, с 2012 года отраслевой индекс NASDAQ Biotech к весне 2015 года взлетел на 240%. Для сравнения индекс – NASDAQ-100 (учитывает котировки крупнейших высокотехнологичных компаний) подрос всего лишь на 80%.

Но этим летом «устойчивая стабильность» для компаний фармацевтического сектора осталась в прошлом. В июле и сентябре котировки лидирующих компаний отрасли падали разом более чем на 20%. Затем правда, стоимость ценных бумаг столь же резко восстанавливалась.

Частично на колебания фармакомпаний повлияла общая нервозность на американском рынке. Многие инвесторы, не без оснований, ждут коррекцию на рынке США. Многие «голубые фишки» NYSE и NASDAQ устойчиво росли несколько лет и сейчас, если не переоценены, то находятся на «пике» стоимости. Кроме того, ожидаемое уже около года повышение учетных ставок ФРС также окажет «сдувающее» воздействие на рынок.

Но развитие фармасектора в США имеет и свою специфику. Куда больше, чем, допустим, компании высокотехнологичного сектора, представители данной отрасли обязаны «благосклонности» чиновников. А если конкретнее, то президента страны Барака Обамы, который добился принятия программы здравоохранения Affordable Care Act (ACA), которая еще известна под названием Obamacare.

В результате принятия данного закона уже к началу 2015 года полисы медицинского страхования получило порядка 11 млн, ранее незастрахованных граждан США. В скором времени эти цифра должна увеличиться до 20 млн. Появление столь масштабного «госзаказа» фактически спровоцировало бум инвестиций в производство лекарств и сопутствующего оборудования. Именно акции компаний задействованных в данном процессе и проносили основную прибыль инвесторам. Так, в большинстве ETF, представленных в данном сегменте, порядка 35-40% стоимости пая генерируется диверсифицированными фармацевтическими компаниями, еще 25-30% - биотехнологическими предприятиями, а порядка 15% - производителями медицинского оборудования.

Благодаря резко расширившемуся рынку сбыта представители фармарынка фактически «купались» в прибылях. Так, на весну 2015 года суммарная рыночная капитализация только входящих в NASDAQ Biotech 150 компаний превышала $1 трлн.

Пользуясь обстоятельствами, все больше новых игроков ринулось на рынок. И не безуспешно. В 2014 году в США зафиксировано 102 IPO компаний, которые работают в сфере медицины, из них 71 компания занимается биотехнологиями (это каждое четвертое IPO в стране). Для сравнения, в 2013 году было зафиксировано 55 IPO медицинских компаний (в том числе 47 представителей сферы биотехнологий). При этом, средняя доходность IPO 2014 года в первый день торгов была 13%, а по итогам года в целом составила 21.

В тоже время инвесторы не стеснялись закрывать глаза на определенную уязвимость фармакомпаний. Так, весной 2015 года годовая прибыль компаний из NASDAQ Biotech оказалась куда ниже рыночной капитализации - более $20 млрд. При этом 25 компаний-лидеров заработали $30.5 млрд, а остальные зафиксировали убыток.

Это неудивительно. У многих компаний фармацевтического сектора, например, еще даже нет готовых лекарств. Они находятся лишь на стадии исследований или испытаниях 1-й или 2-й стадии (это начальные стадии исследования препаратов). Провести IPO, как выяснилось, значительно быстрее, чем согласовать сертификацию нового препарата с FDA (Управлением по контролю за продуктами питания и лекарственными средствами США). Более того, зачастую FDA непреклонна. По статистике, 97% тестовых образцов не попадет на рынок, также как и 95% лекарств, которые проходят первую стадию испытаний.

В конце весны 2015 года противники программы Obamacare добились рассмотрения ее законности в Верховном суде. Правда, здесь Барак Обама смог отстоять свое детище. В конце июня Верховный Суд США летом признал законность федеральных субсидий на медицинское страхование. Но, вероятно, эта победа не окончательная. Между тем, срок президентства Барака Обамы подходит к концу, а вечно оберегать свое детище он не сможет.

Между тем, претензии к фармакомпаниям у политиков скопились весьма серьезные. Дело в том, что Affordable Care Act требовал он бизнеса обеспечить скидки на лекарственные препараты, реализуемые в рамках госпрограммы. Но этого не произошло, и тема дорогих лекарств стала одной из главных в политических программах кандидатов на пост президента США. Так сентябрьское падение акций компаний данной отрасли было спровоцировано резкими высказываниями одного из фаворитов гонки - Хиллари Клинтон, которая возмутилась ростом цен на лекарственные препараты производства Turing Pharmaceuticals. Можно не сомневаться, что в 2016 году число таких инцидентов увеличится в разы.

На первый взгляд, инвесторам стоит без оглядки бежать из фондов, работающих с компаниями из сферы health care. Но, как ни парадоксально, это не так. В этой связи показательно, что несмотря на неурядицы 2015 года, если посмотреть на итоге деятельности наиболее крупных фондов, работающих с данными активами, с октября 2014 года по октябрь 2015, то выяснится, что все он закончили этот отрезок в серьезном «плюсе». В среднем они показали прибыль 25%-45%. А некоторые, например, Fidelity® Select Biotechnology Portfolio вовсе заработали более 60%, Prudential Jennison Health Sciences – более 55%.

На весну 2015 года суммарная рыночная капитализация только входящих в NASDAQ Biotech 150 компаний превышала $1 трлн


Политические риски 2016-17 годов также не стоит преувеличивать. Не секрет, что фармакомпании финансируют выборные компании всех кандидатов в президенты. Понятно, что образцово-показательное понижение цен им предстоит провести. Но на устойчивости прибылей лидеров отрасли это не скажется. Даже если атака на корпорации будет нарастать, на то, чтобы серьезно «умерить» их аппетиты уйдет несколько лет. «Невелики шансы, что после выборов 2016 года какая-либо из партий будет контролировать Белый дом и обе палаты Конгресса США. Да, и в этом случае, провести нужные законы проблематично. Например, несмотря на преобладание демократов в обеих палатах парламента, в 2010 году Барак Обама так и не смог провести закон, наделяющий правительство полномочиями, которые бы позволили напрямую договариваться о ценах с фармацевтическими компаниями», - вспоминает управляющий фондами сектора здравоохранения Allianz Global Investors Джон Шроер.

Помочь сектору фармацевтики может и долгожданное изменение ставок ФРС, которое спровоцирует уход капиталов из высокорисковых активов. Инвесторов привлечет как раз господдержка отрасли. «Сегмент здравоохранения в целом хорошо себя чувствует в условиях роста процентных ставок. Сектор может быть более интересен, ориентированным на защитные стратегии инвесторам, чем компании коммунальных услуг или телекомы», - признает - Русс Костерих, главный инвестиционный стратег по глобальным рынкам BlackRock.

Тем не менее, при вложениях в health care стоит проявлять известную осторожность. «Стоит сосредоточиться на компаниях, которые немного больше сосредоточены на внутреннем рынке. Повышение доллара сильно ударило по продажам транснациональных корпораций таких как Pfizer (PFE) за рубежом», - констатирует Данкан Рольф, управляющий директор Miracle Mile Advisors.

Зато дополнительную прибыль инвесторам могут принести грядущие поглощения в отрасли. Например, весь 2015 год на рынке ходят слухи, что крупнейший производитель лекарств Teva Pharmaceuticals готовит поглощение своего ключевого конкурента – Mylan.

Тем не менее, не стоит увлекаться «вторым эшелоном». Снижение цен на лекарства может ударить по устойчивости компаний с небольшой, к тому же не до конца согласованной в FDA продуктовой линейкой. Лучше ограничить вложения крупнейшими 50-60 компаниями. «Разработка новых препаратов очень дорога, а вероятность, что власти заставят предпринимателей понизить цены – существенная», - признает Раймонд Мауайнни, управляющий фондами RBC Global Asset Management.

При этом общее число венчурных займов ( с более мягкими условиями возврата) у компаний из сегмента Biotech по итогам 2014 года оказалась почти в два раза ниже, чем у высокотехнологичных компаний. Биотехнологические компании чаще кредитуются у финансовых организаций, на гораздо более жестких условиях. Значит, и угроза роста числа банкротств среди небольших фармацевтических компаний в 2016 году весьма вероятна.

http://www.wealthinvestor.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter