«Возможную прибыль я никогда не подсчитываю, зато потенциальный убыток — постоянно» » Элитный трейдер
Элитный трейдер


«Возможную прибыль я никогда не подсчитываю, зато потенциальный убыток — постоянно»

11 января 2016 Financial One

Победителю прошедшего ЛЧИ Роману Серпенинову (ник cge15) 27 лет, он работает менеджером по работе с VIP-клиентами в иностранном банке, за плечами – диплом РЭУ им. Плеханова и несколько лет активной торговли.

Подняться на биржевой пьедестал нашему герою удалось лишь с пятой попытки. Результаты прошлых лет были не самыми удачными, зато в 2015-м Роману наконец-то удалось сорвать куш. Трейдер взял «золото» не только в основной номинации «Лучший частный инвестор» (доходность 870,84%, или 435 419,20 рублей), но и в нескольких дополнительных: «Лучший инвестор на срочном рынке», «Лучший опционный трейдер» и «Ветеран ЛЧИ». Financial One побеседовал с победителем и выяснил, как с помощью подбрасывания монетки можно выиграть главное биржевое состязание страны.

Роман, участие в ЛЧИ стало для вас доброй традицией. Можете вспомнить, почему впервые решили попробовать свои силы в конкурсе?

Впервые я принял участие в ЛЧИ в 2011 году. На тот момент мне было 23 года, и я работал аналитиком в одной из брокерских компаний. Почему решил участвовать? Мне нравится сам конкурс, его соревновательный дух, да и в целом сфера инвестиций.

А как вы вообще пришли на фондовый рынок?

Трейдингом я заинтересовался на четвертом курсе университета. Сначала торговал акциями. Затем перешел на другие площадки, на которых мне удалось от минимальной стартовой суммы показать доходность существенно выше, чем на прошедшем конкурсе, – около 30000% за полгода. Половину денег я тогда вывел, а оставшуюся половину потерял, потому что перестал должным образом контролировать риски.

Изначально у меня была четкая стратегия, учитывающая контроль убытков. Я торговал в определенном тренде, предполагал, что актив придет из одной точки в другую. Когда рынок шел в мою сторону, я сокращал позицию, когда движение шло против меня – увеличивал. Эта стратегия дала возможность заработать как при движении в боковике, так и при движении в мою сторону. У меня были stop loss’ы, но потом я начал их игнорировать, вернее, стал открывать позиции снова в том же направлении. Уже «намечтал» себе в уме миллионы заработанных долларов, это и стало фактором, который повлиял на мой итоговый результат…

Судя по всему, вы испытывали проблемы с учетом рисков?

В спекулятивной торговле есть определенные психологические ловушки. Когда мы оцениваем потенциальную прибыль, то можем начать мысленно реализовывать какие-то планы, то есть «тратим» в голове то, что еще не получили. В таком случае, если рынок идет в противоположную сторону, мы остаемся заложниками своих грез, неготовыми к тому, что может быть убыток. Не знаем, как поступить. Часто это приводит к увеличению плеча, человек берет больший объем и в случае просадки начинает борьбу со своей позицией, ожидая, что рынок отскочит. Последствия таких действий могут быть весьма печальными. Поэтому многие доверяют роботам, которые могут зафиксировать убытки. Хотя торговля – дело сугубо индивидуальное: кто-то боится рынка и фиксирует даже незначительную прибыль, теряя контроль над убытками, кто-то – наоборот. И то, и другое может привести к нехорошим последствиям, должен быть некий баланс.

А вы сами используете роботов?

Нет, я никогда их не использовал. Своих роботов создавать не хочу: мне нравится все делать руками, поскольку психологические факторы могут как навредить трейдеру, так и сыграть в плюс. Допустим, если на рынке исчезнет ликвидность, робот может испытать проблемы, а человек быстро сориентируется, например, перекрыв позицию другим инструментом. Это если в общих чертах, но я не говорю обо всех роботах, поскольку сам в эту тему не углублялся.

Как вы контролируете собственную психологию?

Я хорошо считаю в уме – определяю, каким может быть убыток, если рынок пойдет против меня. Прибыль потенциальную я не считаю, разве что совсем «на глаз», а размер убытка прикидываю всегда, причем стараюсь делать это точно. Лучше знать, сколько можешь потерять, потому что нет смысла загонять себя в психологическую ловушку подсчета потенциальной прибыли, которой может и не быть.

Получается, вы – смесь трейдера и аналитика?

Да, аналитика, трейдера и инвестиционного консультанта. Раньше я мечтал о том, чтобы спекуляции были основным источником моего дохода, но сейчас я уже этого не хочу. Дело в том, что время, затраченное на анализ рынка, не всегда превращается в прибыль. Можно отводить пять минут в день на торговлю, и сутки – на анализ всей ситуации. И тот, кто тратит на торговлю пару минут, может быть успешнее в моменте. В этом чувствуется некая неблагодарность. Поэтому я предпочел рассказывать людям о том, что происходит на рынках, и составлять инвестиционные портфели под их нужды и согласно их ожиданиям, рискам, горизонту инвестирования, необходимой ликвидности активов и т.д. А торговать спекулятивно готов только на свои личные деньги.

Сколько времени в день у вас уходит на торговлю?

На мои собственные сделки – минут 20 в день, наверное. Анализирую рынки я постоянно в рамках работы.

Для вас это способ заработка или просто занятие в свободное время для поддержания «формы»?

Для меня это способ управления моими накоплениями. Я как физическое лицо формирую для себя портфель, где есть доля спекулятивных операций, и она составляет не более 10%. У меня не так много сбережений в силу возраста, и я не хотел бы много вкладывать в спекулятивную торговлю – очень высокий риск.

Почему вам удалось выиграть ЛЧИ лишь с пятой попытки?

Чтобы выиграть ЛЧИ – если мы говорим о тех, кто «торгует руками», – необходим элемент везения, плюс некий опыт в плане выбора активов. На предыдущих конкурсах – даже не буду озвучивать ники, которые у меня были, – я выбирал очень рисковые стратегии; определенной тактики у меня не было. В прошедшем состязании я выбрал фьючерсы и опционы и стремился максимизировать потенциальную прибыль, ограничивая при этом убыток. Раньше я об ограничении убытка не думал – просто определял, что рынок пойдет в ту или иную сторону. Поэтому предыдущие конкурсы прошли для меня не так хорошо, как этот.

Получается, на протяжении четырех лет вы пробовали высокорисковые стратегии. А сейчас?

Сейчас стратегия тоже была рискованная, просто более продуманная. Направление движения рынка я выбираю интуитивно: у меня есть собственный взгляд на происходящее, основанный не на фундаментальном и не на техническом анализе, хотя отчасти я и рассматриваю фундаментальные параметры. Я определяю, что цена пойдет в ту или иную сторону, и в рамках этого взгляда распределяю набор инструментов.

Этот конкурс вам показался тяжелее предыдущих?

Я бы не рассматривал его в разрезе «тяжелее-легче», поскольку предыдущие конкурсы были для меня неудачными, а этот оказался удачным. Есть разочарование из-за того, что я показал столь низкую доходность по сравнению с победителями предыдущих лет. В профессиональном сообществе, на некоторых сайтах меня за это критикуют. То есть, с одной стороны, доходность можно было показать и больше. Но, с другой, – если вы заметили, последние полтора месяца я не совершал практически никаких сделок. Исходя из движения остальных участников, я подсчитал, что достигнутого уровня будет достаточно для победы. Другие трейдеры, за несколькими исключениями, ко мне не приближались, поэтому у меня просто не было стимула увеличивать риск.

Да, многие отмечают, что в этом году были показаны не такие высокие доходности. По-вашему, с чем это может быть связано?

Может быть, нынешним спекулянтам рынок кажется сложным... Хотя я не знаю, когда он был легким. Допустим, человек привык ловить какие-то тренды, а тренда не было. Рынок был в определенном диапазоне – соответственно, больше шансов было у тех, кто привык торговать в боковиках. Но, видимо, не было тех, кто извлек бы из этого максимальную выгоду с высоким риском.

Сколько времени в день вы уделяли торговле в ходе конкурса?

Я торговал только вечером, после работы. Количество сделок, совершенных мной в дневное время, было минимально.

Стратегия, которую вы использовали на конкурсе ЛЧИ, была уже отработанной, или, наоборот, принципиально новой? Вот ваши сделки: пару дней была просадка, которая доходила до -20%, а потом депозит вырос на 800%...

Максимум было около 1300%, зафиксированных в конкурсе. На самом деле у меня было не 50 тысяч рублей, которые считаются минимальным депозитом на ЛЧИ, а около 25 тысяч. Это был осмысленный шаг. Допустим, при капитализации портфеля – при условии, что большую часть времени я отсутствую и выпадаю из торгов, – может быть некая просадка и «маржин-колл», когда увеличивается размер стартовой позиции. Чтобы портфель не увеличивался, я оставил некую кэшевую прослойку, которая чисто технически не может быть увеличена. То есть когда счет с 25 тысяч вырос до 300 тысяч, я знал, что имею полную загруженность по гарантийному обеспечению и на фьючерсах могу потерять не более 20 тысяч рублей. Это важный момент, поскольку, по правилам конкурса, при увеличении стартовой позиции доход пересчитывается. Это условие многие критикуют, хотя я считаю его абсолютно логичным. Подсчет, который требуют на некоторых профессиональных сайтах внедрить на конкурсе, с точки зрения сложения всех затрат и комиссий брокера почти невозможен.

Таким образом, у меня стартовая сумма была 25 тысяч рублей, и я понимал, что могу все потерять, но это конкурс и, соответственно, риск. Не советую заниматься активными спекуляциям с целью многократного увеличения счета.

Поясните: стратегия, использованная на ЛЧИ, – это ваша стандартная стратегия, но с увеличенным риском?

Нет. Как я уже сказал, направление движения я выбираю чисто интуитивно, допуская, что следующая сделка будет в плюс или минус. Это как подбрасывание монетки. Я оцениваю шансы того, насколько сделка будет удачной. И здесь самое главное – это распределение позиций на часть с неограниченным убытком (фьючерсы) и рискованную часть с ограниченным убытком (купленные опционы).

На конкурсе вы использовали рыночные неэффективности или определяли будущую позицию только «подбрасыванием монетки»? Вы же ничего не хеджировали?

Я ничего не хеджировал. С такой стратегией, на мой взгляд, невозможно выиграть, потому что там не будет высоких доходностей. А неэффективности, как мне кажется, используют создатели роботов. Я сам не пытался ничего такого искать, да и не стоит недооценивать других участников рынка, которые видят все то же самое, и если такая возможность и появляется, то она будет жить лишь определенное время.

Но нельзя ведь подбросить монетку и выиграть ЛЧИ?

Можно. Самое главное – это контроль риска. Открывая позицию, я думал, что с ней будет, если она окажется убыточной, и не подсчитывал возможную прибыль. Анализировал, сколько я мог позволить себе убыточных сделок подряд.

Самое главное – это найти баланс в двух рискованных инструментах. Если взять мой счет на ЛЧИ за 100%, то я открывал позиции на 80% во фьючерсах, на 20% - в опционах. Если рынок двигался против меня, и я считал, что все останется в рамках какого-то диапазона, я уменьшал объем фьючерсов в портфеле и добавлял опционы. Тем самым увеличивал потенциальное плечо своей позиции и ограничивал потенциальный убыток. У меня была такая ситуация: я не следил за рынком, и он пошел против меня. По фьючерсам у меня сработал stop loss, а опционы просто остались. Индекс тогда пошел еще ниже, а я, в соответствии со своей стратегией, позднее добавил еще опционов. Мне кажется, такая стратегия за счет двух рискованных инструментов и баланса помогает при одинаковом количестве выпадений «орел/решка» получить плюс.

Допустим, в какой-то момент вы неправильно определили позицию, а у вас 50% во фьючерсах...

Вот здесь и срабатывает психологический фактор: надо просто закрыть позиции. Чтобы не сталкиваться с этой психологической проблемой, я примерно полтора месяца не торговал – уже после достижения определенного уровня доходности.

Какой параметр еще, помимо, условно говоря, подбрасывания монетки, использовали?

Параметр «монетки» – абсолютно абстрактный. Самое главное – это понимать, что не все сделки могут выйти в плюс, просчитывать, насколько вы можете уйти в убыток, – и контролировать это. Прибыльные сделки – это тоже определенный психологический момент, и с ними люди совершенно по-разному работают.

А каков параметр выхода из прибыльной сделки?

Опять же, интуитивный, плюс некие ожидания, какую доходность может мне дать этот актив. Если я покупал опцион, то считал, что могу потерять 100% его стоимости (но и заработать не меньше 300%), плюс к этому я прибавлял определенный размер «стопа» по фьючерсу, даже в случае если он не сработает, – примерно так выглядела моя логика при открытии позиций.

Можете поподробнее рассказать, что вы вкладываете в понятие «интуитивная торговля»?

У меня открыт график индекса РТС, часовики и четырехчасовики. Я думаю, куда может пойти рынок, каждый раз предполагаю, у кого какие шансы в той или иной позиции, с кем мне проще встать на одну сторону в рамках временного интервала, в котором я торгую. Если говорить об уровнях, то я не строю каких-либо линий на графике, просто смотрю, где могла набираться позиция более весомым игроком, возможно группой трейдеров. На мой взгляд, она аккумулируется не по определенной цене, а по какому-то среднему значению. Плюс, я считаю, что некоторые уровни или диапазоны могут обороняться крупными игроками. Мне проще понять, с кем встать в одну сторону. Какие действия будут совершать участники торгов, кто со мной в одинаковой позиции.

То есть вы на графике ищете следы сильных денег?

Мне не нравится это определение. Распространенный трейдерский сленг про «кукловодов» мне тоже не нравится. Будем считать, что ищу профессионалов, которые контролируют свои позиции, и стараюсь встать в одном направлении с ними.

То есть вы пытаетесь угадать, у какой их сторон больше потенциал. А если напарываетесь на «флэт»?

В принципе, во время конкурса на фьючерсе на индекс РТС флэт и был, но восходящий. Мы находились в диапазоне, из которого, как я предполагал, рынок какое-то время не будет выходить. У меня есть свои размышления на этот счет. Допустим, произошло резкое движение в определенном активе, которого долгое время не было. Например, как в облигациях российских эмитентов в 2014 году. В 2012-2013 годах некоторые брокеры предлагали покупать бонды с плечом. Люди соглашались и в итоге сильно обожглись. Им пришлось либо добавлять деньги на счет, либо сокращать позицию.

Инвесторы и спекулянты помнят недавние движения цен, и если произошел всплеск волатильности, то они будут готовиться к росту волатильности и дальше. На мой же взгляд, более высоки шансы, что после сильных скачков, наоборот, возможен этап стабилизации, и цена начнет колебаться в диапазоне – просто потому, что большинство станет лучше контролировать свои риски, осторожничать. То же самое и в обратной ситуации: этап низкой волатильности расслабляет, побуждая многих использовать большие плечи. Можно сказать, что эти процессы цикличны.

В ходе конкурса мне казалось, что люди, которые покупали российский рынок, делают это аккуратно, как и те, кто его шортил, – это один из способов легко определить будущий диапазон колебаний цены. Без скользящих средних, объемов и прочих индикаторов.

Интуиция – это, конечно, хорошо, когда тренд угадан верно. А если нет?

Сейчас, когда я торговал в рамках конкурса и вставал в шорт по индексу РТС, у меня почти постоянно было ощущение, что мы дойдем до нижней границы диапазона и сможем ее пробить. Я готовился к минимальному, но ожидал большего движения. Когда же видел, что это движение угасает, менял позицию на противоположную. То есть я каждый раз хотел поймать какой-то тренд. Не скажу, что это на 100% везение: тут играют роль опыт и стратегия по контролю рисков. Но в то же время не ручаюсь за то, что она сработает и в следующий раз.

А почему вы не торгуете на валютной секции?

Мне это не очень интересно. Торговать можно чем угодно, если речь идет о спекуляциях. Я торгую самыми ликвидными инструментами: фьючерсами на индекс РТС и на пару доллар-рубль, а также на «Газпром», Сбербанк, «ЛУКОЙЛ», ВТБ. Нефть мне не нравится – у нее только ближние контракты ликвидные.

Можете посоветовать книгу по трейдингу?

Я читал некоторые книги, но рекомендовать их не хотел бы, поскольку в них пишут почти одно и то же. Советы, которые есть в популярной литературе по биржевой торговле, в принципе, верны, но люди не пользуются ими в силу психологических факторов.

Уже решили, как распорядитесь выигранной суммой? Пустите в торги?

Подумаю. Если и направлю на рынок, то это будут не спекуляции, а что-то консервативное.

А если кто-то из друзей обратится к вам с вопросом о том, стоит ли ему заняться трейдингом?..

Я посоветую ему трейдингом не заниматься.

В следующем году будете участвовать в ЛЧИ?

Да, но сомневаюсь, что смогу победить.

Почему?

Потому что у всех людей, и трейдеров в том числе, есть как удачные этапы, так и неудачные. Эти три месяца с сентября по декабрь были удачными для меня, но вероятность повторения такого же сценария не очень высока. Тем не менее я попытаюсь. Мне интересно поучаствовать.

Будете использовать ту же стратегию?

Ту же. В предыдущие годы я неправильно распоряжался пропорциональной разбивкой фьючерсов и опционов. Полагался на уверенность в том, что «точно» знаю, куда пойдет рынок, а рынок поступал по-своему. Вот и заканчивалось все не так хорошо, как в этом году. Надеюсь, что и в следующем конкурсе смогу показать достойный результат.

Беседовали Татьяна Ломская и Константин Полтев.

http://fomag.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter