Ресурсное проклятие » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Ресурсное проклятие

7 февраля 2016 Живой журнал | Архив
Таблица из работы «Перспективы роста торговли с точки зрения Африки» за авторством О. Песке и др. (стр. 279-302 сборника The Global Trade Slowdown: A New Normal?). Показаны доли различных товарных групп в экспорте Африки.
Первая строка – сырье, за исключением топлива. Вторая строка – топливо. Третья – продукция обрабатывающей промышленности.

Ресурсное проклятие


Вопрос: что изменилось за 4 века?

Изменилась структура глобального спроса.

Раньше дефицитом была рабочая сила. Потому что глобального рынка труда не существовало. А глобальный рынок товаров – уже был. Приходилось замещать первое элементами второго. Впрочем, «приходилось» - не совсем подходящее слово. В рамках существовавшего тогда уровня экономики эти институты работали сверхэффективно.

В конце 17 века на западном побережье Африки одна душа стоила 3,5 британских фунта стерлинга, плюс-минус в зависимости от физических характеристик. На Карибах она продавалась в среднем за 15 фунтов. В пути часть товара помирала, не без этого, но умелая команда могла удержать транспортные потери в пределах 25%.

Полцентнера сахара-рафинада стоили 2,1 фунта стерлинга. Неквалифицированный работник в Англии в год мог заработать 15 фунтов. Вдобавок этот работник был совсем не мобилен. Я уже не говорю про разницу в годовом фонде рабочего времени.

Арифметика несложная. Как сейчас модно говорить, система «решала вызовы, стоящие на глобальной повестке дня». Впрочем, мы можем сказать проще: она давала высокий PROFIT. Благо тогда не было нужды скрывать суть за красивой словесной шелухой.

В 2013 году дефицитом еще была энергия. И Африка старалась отвечать на «вызовы глобальной повестки» так, как могла. А что ей еще оставалось делать?

Благо транспортировка «черного золота» из (будущей) Нигерии к восточному побережью Америки была отработана еще тогда, 4 века назад. Только раньше черные путешествовали на запад отдельно (в трюме), а золото – отдельно (в капитанском сундуке). Зато теперь и с транспортными издержками попроще – сколько груза залили в танкер, столько и придет в порт назначения. Прогресс. Эффективность.

Самое интересное, что ответ на новые «вызовы» тоже был сопряжен с немалым PROFIT-ом. И – здесь еще одно отличие – на этот раз PROFIT шел прямо в саму Африку. Ниже график из той же работы, показывающий рост стоимости экспорта по сравнению с ростом физ. объема:

Ресурсное проклятие


Но сейчас уже не 2013, и ситуация явно меняется. Даже тогда, два года назад, было заметно, что привычный торговый маршрут теряет значимость.

Ресурсное проклятие


Да и новые направления («диверсификация» - еще одно модное слово) теряют обороты.

Ресурсное проклятие


Интересно, что будет дальше? Очевидно, что структура глобального спроса продолжает меняться. Конечно, я далек от мысли, что дефицит энергии больше не является проблемой. Но всё-таки лучше сосредоточиться на будущих новых вызовах. Что они из себя будут представлять?

Цитата из указанной статьи подсказывает любопытное направление: «численность рабочей силы составляла 460 млн. в 2010; ожидается, что она достигнет почти 800 млн. к 2030». И вроде рисуется красивая картинка: в (развитом) Китае рабочая сила сильно подорожает – почему бы не перенести производства в бедную Африку? По времени – тоже неплохо, до 2030 актуальнее будет тема Индии, а роботизация по идее будет еще не такой сильной...

Опять же, такой сценарий повторяет уже отработанные практики. Запад обеспечивает техническую сторону вопроса (оружие и кандалы 4 века назад, горнорудное и нефтесервисное оборудование сейчас), Африка выступает ресурсной базой. Этакий возврат к истокам, только на более цивилизованном уровне.

И всё же этот вариант видится сомнительным. Во-первых, мне трудно представить, что именно человеческий труд будет ограничивающим фактором в развитии мировой экономики. Разница в стоимости труда могла быть глобальным фактором в 1990-е, и даже в нулевые, но в 2030-е влияние этого фактора сильно снизится. Это будет работать, но «менять правила игры» это уже не сможет.

Кроме того, к 2030 г. определять условия переноса производств будет уже не Запад, а Китай. Именно эта страна будет глобальной индустриальной сверхдержавой, занимая вполне определенное положение в мировом разделении труда. «Оффшоринг» промышленности начался по инициативе Запада. Захочет ли Китай идти по тому же пути – вопрос. Однако, если по тем или иным причинам Китай будет осуществлять такую стратегию, шансы на реализацию описанного сценария значительно повышаются.

Наконец, институты. В статье отмечается, что число военных конфликтов на африканском континенте существенно сократилось по сравнению с недавним прошлым. Мы добавим – потому что военные действия шли вразрез с получением PROFIT-а. Когда военные действия генерировали PROFIT (как в 16-19 веках) – система работала не менее эффективно. А сейчас, надо полагать исходя из цен на сырье, PROFIT неслабо сократился. И вряд ли это будет способствовать миру.

800 млн. душ рабочей силы – это само по себе является глобальным вызовым. И одновременно ресурсом. Современные институты (миграция, см. пример Европейского Союза) вряд ли способны эффективно пользоваться этим ресурсом и отвечать на эти вызовы. Значит, должны появиться новые. И оффшоринг производств не выглядит слишком перспективным направлением в случае Африки.

Но схема «ресурсной базы» - по-прежнему наиболее актуальна. Хотя есть и небольшой шанс избавления от «ресурсного проклятия». Действительно небольшой.

/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter