Кризис? Ах, увольте! » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Кризис? Ах, увольте!

26 февраля 2016 banki.ru
Крупнейшие российские банки продолжают оптимизировать персонал. По итогам IV квартала прошлого года большинство кредитных организаций из топ-50 сократили штат сотрудников. Наиболее заметные сокращения произошли у розничных игроков и банков, находящихся на санации. В 2016 году эта тенденция может продолжиться, полагают эксперты.

У одних убыло, у других прибыло

Портал Банки.ру проанализировал данные по численности персонала в топ-50 крупнейших по активам банках (по данным появившихся в середине февраля ежеквартальных отчетов эмитентов. – Прим. ред.). Из 41 банка-эмитента, предоставившего отчетность, в IV квартале прошлого года по сравнению с IV кварталом 2014-го численность персонала сократили 28. Другие 13, напротив, расширили штат. Не выпускали отчеты банки «Нордеа», «Югра», «Россия», Ситибанк и находящийся под санацией Рост Банк.

Лидерами по сокращению персонала стали розничные банки и банки, находящиеся на санации. Среди них Московский Областной Банк, «Русский Стандарт», Хоум Кредит Банк, «Траст», Восточный Экспресс Банк. В частности, средняя численность работников Мособлбанка сократилась с 1 января 2015 года по 1 января 2016-го на 55% — с 6 209 до 2 782 человек, «Русского Стандарта» — на 48%, до 8 921 человека, банка «Траст» — на 45%, до 3 643 человек, Восточного Экспресс Банка — на 44%, до 4 929 человек, Хоум Кредит Банка — на 37%, до 16 398 человек, Уральского Банка Реконструкции и Развития (УБРиР) — на 31%, до 4 682 человек.

Также «урезали» штат ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк, ВТБ 24, Альфа-Банк, «Уралсиб», Промсвязьбанк, Росбанк, Банк Москвы, Абсолют Банк, МТС-Банк, МДМ Банк, «Возрождение», Райффайзенбанк, «Ак Барс», Связь-Банк, Транскапиталбанк, «Зенит», Татфондбанк, Совкомбанк, Новикомбанк и ИНГ Банк (см. таблицу).

Но есть и кредитные организации, которые, напротив, в IV квартале прошлого года расширили штат. Например, Сбербанк увеличил количество работников на 8 390 человек, «ХМБ Открытие» – на 1 372. Среди тех, кто набирал больше сотрудников, чем увольнял, также банки «Санкт-Петербург», Тинькофф Банк, СМП Банк, «ФК Открытие», Московский Кредитный Банк, Московский Индустриальный Банк, ЮниКредит Банк.

«Сбросить лишний вес»

Розничные банки, сократившие численность персонала, комментируют данную тему крайне осторожно. В «Русском Стандарте» на запрос Банки.ру не ответили.

Как сообщили в Хоум Кредит Банке, кредитная организация приводила численность персонала в соответствие с объемами бизнеса на протяжении всего прошлого года. Среднесписочная численность сотрудников Хоум Кредит Банка, по данным ежеквартальных отчетов, за IV квартал 2014 года составляла 26 012 человек, за II квартал 2015 года – 18 324, за IV квартал 2015-го – 16 398. В пресс-службе банка подчеркнули, что основная часть сокращений пришлась на первое полугодие 2015 года, а темпы оптимизации постепенно снижались. Ранее в интервью Банки.ру вице-президент по управлению персоналом Хоум Кредит Банка Галина Вайсбанд сообщила, что всего за этот кризис банк сократил порядка 30% персонала. «Еще в 2013 году мы одними из первых на рынке начали думать об оптимизации, уменьшении затрат различными способами. В том числе и о сокращении сотрудников. Нам было очень сложно объяснять людям, почему мы это делаем, ведь рынок еще не ощутил явных проявлений кризиса. Это позволило нашим сотрудникам, с которыми мы прощались, быстро найти работу. А нам это дало возможность очень быстро «сбросить лишний вес», — говорила Вайсбанд.

Заместитель председателя правления Промсвязьбанка Алексей Иодко заявил, что банку удалось оптимизировать расходы, в том числе на персонал, за счет вовремя принятого решения о централизации большинства бэк-офисных функций на базе центра сопровождения клиентских операций в Ярославле, а также автоматизации многих процессов, которые до этого существовали в ручном режиме. «Для ПСБ, как и для всех коммерческих банков, вопрос повышения эффективности без ущерба для бизнеса всегда был одним из ключевых, и, безусловно, в прошлом году он стоял особенно остро», — признается Иодко.

Альфа-Банк принял решение не заполнять и оптимизировать часть вакансий, которые освободились за счет естественной текучести кадров, а также перераспределил функции между действующими сотрудниками во фронт-офисе, сообщили в пресс-службе кредитной организации.

Росбанк в 2015 году сократил численность персонала на 15%, при этом расходы на персонал увеличились на 6%, сообщила директор по персоналу кредитной организации Мария Мосина. Увеличение расходов на персонал в Росбанке объясняют необходимостью пересмотра системы мотивации персонала с целью увеличения эффективности, производительности и улучшения качества оказываемых услуг, а также необходимостью удержания ключевых работников банка. «В условиях инфляции и снижения рентабельности нашей основной целью было и остается управление себестоимостью бизнеса», — говорит Мосина. По ее словам, уменьшение численности было вызвано в том числе передачей ипотечного бизнеса и автокредитования в точках продаж в дочерние банки.

В Уральском Банке Реконструкции и Развития также подробно рассказали о мерах по сокращению штата. «Стратегия работы банка в 2015 году была направлена на повышение эффективности деятельности, поэтому наряду с другими мерами по оптимизации бизнес-процессов мы меняли структуру организации продаж в наших банковских отделениях», – сообщила руководитель дирекции управления персоналом УБРиР Наталья Князева. В частности, банк свернул так называемую легкую сеть офисов, которые располагались в торговых центрах и были ориентированы только на продажу кредитных продуктов, и перевел продажи в полноформатные офисы. «Банковский офис не всегда может достигать запланированных значений по количеству клиентов, объему продаж. И решение о закрытии или переносе офиса – часть обычного рабочего процесса», — пояснила Князева. На протяжении всего 2015 года УБРиР закрыл 192 офиса в разных городах, из них два полноформатных и 190 офисов «легкого» формата. Основное сокращение персонала, по словам Натальи Князевой, как раз вызвано оптимизацией. Параллельно в 2015 году банк открывал новые отделения.

«Оптимизация избыточной сети»

В банках, находящихся на санации, объясняют сокращение персонала необходимостью повышения эффективности. «Уралсиб» (санируется Владимиром Коганом. – Прим. ред.) планомерно в течение нескольких лет сокращает свои операционные издержки в рамках комплексной программы повышения эффективности бизнеса, сообщили в пресс-службе кредитной организации. «В результате пересмотра и оптимизации бизнес-процессов, нормирования, централизации функций, снижения уровней управления и закрытия неэффективных точек продаж мы планируем приблизиться к группе самых эффективных участников банковского рынка. В 2016 году в рамках утвержденного бизнес-плана и процедуры финансового оздоровления мы продолжим эту работу», — прокомментировали в пресс-службе.

В СМП Банке, который санирует Мособлбанк, связывают сокращение персонала в Мособлбанке в первую очередь с закрытием большого количества убыточных офисов региональной сети. «Число точек, которое существовало до начала санации, абсолютно не соответствовало объему реального бизнеса банка и было неоптимально», — прокомментировали в СМП Банке.

Санатор «Траста» банк «Открытие» также обосновал необходимость сокращения персонала наличием неоправданно большого штата. «Одной из причин того, что «Траст» пришлось санировать, была неверно избранная стратегия. В результате в банке было большое количество персонала, осуществляющее продажи и поддержку продуктов, не востребованных в текущей экономической ситуации. В рамках пересмотра стратегии была произведена оптимизация избыточной сети и было сокращено около 50% сотрудников, что привело к аналогичному снижению расходов на фонд оплаты труда», — пояснили в «Открытии».

«Ищем терпеливых молодых людей с правильной речью»

В пресс-службе Сбербанка заявили, что ситуация с фактической численностью персонала в кредитной организации обратная той, что указана в отчетности, – в 2015 году в банке произошло не увеличение, а снижение численности сотрудников на 1,7%. Как полагают эксперты информационно-аналитической службы Банки.ру, это может быть связано с разными методиками подсчета. Вероятно, Сбербанк апеллирует к отчетности по МСФО.

В Тинькофф Банке, который расширял штат сотрудников, связывают набор персонала с развитием существующих продуктов и проектов и запуском новых. «Чтобы развивать продукты, мы нанимаем квалифицированных IT-специалистов, мобильных и интернет-разработчиков. Также мы с радостью берем на работу молодых специалистов с аналитическим складом ума и выпускников технических вузов страны. Для поддержки клиентов мы нанимаем сотрудников в контактный центр Тинькофф Банка. Мы ищем доброжелательных и терпеливых молодых людей с правильной речью, способных быстро усваивать большое количество информации», — рассказали в банке.

Говоря о ближайших планах, практически все опрошенные Банки.ру представители кредитных организаций заявили, что в 2016 году существенных шагов по сокращению персонала не будет. Первый заместитель председателя правления Сбербанка России Лев Хасис ранее также заявлял журналистам, что масштабных сокращений в крупнейшем банке страны не ожидается. «Мы будем идти в рамках того тренда, который у нас был, но будем избегать резких движений, будем действовать эволюционно и плавно», — прокомментировал он.

В Росбанке планируемая оптимизация численности персонала в 2016 году составит около 5%, расходы на оплату труда банк сокращать не планирует.

Ждать ли новой волны сокращений?

Набор сотрудников в банковской сфере был более сдержан в течение всего 2015 года, чем в 2014-м, свидетельствует анализ активности работодателей на портале Superjob.ru. Существенный спад активности пришелся на конец I квартала 2015 года – количество вакансий сократилось на 17% по сравнению с началом года. Затем к сентябрю – ноябрю количество вакансий возросло до уровня начала года и стабилизировалось.

Представители HR-отрасли считают, что абсолютные цифры по количеству резюме в банковской сфере сравнивать год к году некорректно. Дело в том, что предложение от того или иного работодателя, размещаемое на рекрутинговых порталах, не говорит о реальном количестве сотрудников, которые будут набраны на данную должность, если речь идет о массовых позициях. К тому же претенденты на массовые позиции легко принимают предложения и в других сферах. Следовательно, неправильно считать их стопроцентными претендентами на вакансию в банке. «Сотрудники с относительно низкой квалификацией, начальных позиций практически не привязаны к банковской отрасли как таковой. Проще говоря, если закрывается конкретное отделение, то сотрудник фронт-офиса, как показывает анализ активности соискателей на Superjob.ru, может рассматривать вакансии и в других сферах. Например, «Административный персонал», «Продажи», «Поддержка клиентов» и другие», — поясняет руководитель направления исследований Superjob.ru Павел Лебедев.

Между тем тенденция к сокращению персонала в течение последних лет наблюдается у всех розничных банков в условиях сжатия рынка потребительского кредитования. По данным ЦБ, за 2015 год кредитование физических лиц российскими банками сократилось на 5,7%. «Русский Стандарт» и «Хоум Кредит» – розничные «монолайнеры», испытывающие самое серьезное давление в связи с падением розничного кредитования. Расходы на персонал в розничных банках традиционно выше, чем у корпоративных банков, поэтому вполне естественно, что в кризис именно розничные банки сильнее всего сокращают персонал», — отмечает директор аналитического департамента Национального рейтингового агентства (НРА) Карина Артемьева.

Директор центра экономических исследований университета «Синергия» Андрей Коптелов напоминает, что активное сокращение персонала банков «Русский Стандарт» и «Хоум Кредит» идет уже достаточно давно и связано с минимизацией убытков розничного бизнеса в связи с падением этого сектора российского рынка.

Как предполагает Андрей Коптелов, несмотря на заявления банкиров, в 2016 году многие кредитные организации продолжат оптимизировать численность своего персонала, поскольку на рынке уже существуют эффективные модели дистанционного банковского обслуживания. «Аналитика результатов перевода взаимодействия с клиентом в онлайн показывает возможность серьезного сокращения затрат. По факту иногда затраты могут сокращаться в десять и более раз по сравнению с классическим подходом к оказанию услуг», — считает эксперт.

Карина Артемьева придерживается другой точки зрения. Она полагает, что новой волны массовой «оптимизации» не будет. «С одной стороны, основная масса сокращений уже прошла, и сейчас банкам необходимо оценить их последствия для клиентского сервиса в части доступности и эффективности предоставления услуг гражданам. С другой стороны, при прохождении определенного порогового значения в той корпоративной структуре, которая сейчас принята в банках, дальнейшее сокращение персонала будет уже серьезно давить на операционную эффективность, репутацию банка у клиентов и увеличивать регуляторные риски, так как повышенная нагрузка на персонал увеличит процент ошибок, неточностей в работе, за которые сейчас регулятор спрашивает очень жестко», — говорит Карина Артемьева. Что касается розничных «монолайнеров», в них сокращения могут прекратиться или серьезно замедлиться, если темпы розничного кредитования покажут положительную динамику.

По мнению аналитиков, в рассматриваемых банках программы по оптимизации персонала не будут однотипными и соразмерными по масштабам. Судьба санируемых банков неясна. Поэтому вполне ожидаемо численность персонала там резко снижается, указывает Артемьева.

Средняя численность сотрудников крупнейших банков по данным ежеквартальных отчетов

Кризис? Ах, увольте!

Кризис? Ах, увольте!

Кризис? Ах, увольте!

Кризис? Ах, увольте!

http://www.banki.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter