Смерть "медвежьему" рынку, или о двух самых страшных "медведях" » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Смерть "медвежьему" рынку, или о двух самых страшных "медведях"

Когда рынки валятся в пропасть, то возникает соблазн распродать все, что можно, а на оставшиеся деньги купить что-нибудь для себя. Если верить некоторым прогнозам предела падения российского рынка, то для себя останется самая малость - возможно, сумма на покупку пивной кружки. Однако история говорит о том, что даже самые страшные "медведи" выдыхаются и позволяют "быкам" стать еще сильней
9 октября 2008 Нефть России | Архив
Когда рынки валятся в пропасть, то возникает соблазн распродать все, что можно, а на оставшиеся деньги купить что-нибудь для себя. Если верить некоторым прогнозам предела падения российского рынка, то для себя останется самая малость - возможно, сумма на покупку пивной кружки. Однако история говорит о том, что даже самые страшные "медведи" выдыхаются и позволяют "быкам" стать еще сильней.

Инвесторы во всем мире переживают панический страх относительно краха мировой финансовой системы. Финансовые компании становятся банкротами или национализируются государством, а рынки акций падают без какой-либо надежды на остановку или рост. Даже удачливый и мудрый инвестор Уоррен Баффет (Warren Buffet) уже потерял деньги после того, как инвестировал $8 млрд. в акции Goldman Sachs и General Electric. Впрочем, для него это скорее стратегические инвестиции по тем ценам, которые его устраивают, а не краткосрочные спекуляции.

Власти США смогли протолкнуть план спасения финансовой системы стоимостью $700 млрд., но лишь потери фондового рынка США за вторник, 7 октября, снизили общую капитализацию рынка на $700 млрд. ФРС готовится снизить ключевую ставку до минимальных за многие годы значений. Более того, Центральный банк США сам становится кредитором компаний, которые испытывают сложности с размещением краткосрочных векселей. Одновременно с этим растет недоверие банков друг к другу и ставки по кредитам на рынке МБК. Кажется, что все катится в пропасть и нет от этого спасения.

Однако история предлагает совершенно иные сценарии развития ситуации. Можно верить или нет, но неумолимая статистика показывает, что у каждого самого страшного "медведя" есть свой конец. Безусловно, если не считать особые случаи мировых войн и исчезновения государств, то любые периоды падения на фондовых биржах заканчиваются достаточно быстро.

Американский индекс широкого рынка Standard & Poor's 500 вступил на "медвежью" территорию 9 июля, а 7 октября упал на 60,66, или 5,74%, до 996,23 пункта. Падение с максимального значения в 1560 пунктов в октябре прошлого года составляет уже 36,14%. Индекс Dow Jones обвалился на 33,3% со своего максимального значения закрытия на отметке 14164,53 пункта. Фактически, оба американских индекса уже давно общаются с биржевым "медведем" и сила этого медведя явно превышает средний показатель. Пожалуй, что лишь дважды за более чем полувековую историю рынки демонстрировали столь же ужасающие последствия.

В иных случаях рынок быстро восстанавливался и радовал инвесторов отличными доходами. К примеру, с 1956 г. до 2001 г. индекс S&P 500 пережил девять "медвежьих" рынков. В среднем рынки теряли около 31% капитализации на минимальной точке падения.

При этом вскоре после регистрации "медвежьего" рынка индексы довольно быстро приходили в себя и возвращались к росту. Согласно данным из различных источников, во время девяти "медвежьих" рынков индекс S&P 500 после снижения на 20% вырастал в среднем на 3% всего через месяц. Через два месяца индекс вырастал в среднем на 6%, через три - на 5%, а через полгода S&P приносил доход в 7%. Уже через год после регистрации "медвежьего" рынка индекс вырастал в среднем на 17%.

В теории рынка существует такое понятие, как фаза V. Этот период "медвежьего" рынка характеризуется резким падением индексов, что мы наблюдаем повсеместно, но затем столь же резким поворотом, который отбивает охоту у насытившихся "медведей", если, конечно, их когда-либо можно насытить. В завершающей фазе происходит капитуляция рынка, когда на нем почти отсутствуют покупатели тех акций, которые желают продать "медведи". Тогда происходит разворот и сами "медведи" вынуждены стать покупателями, чтобы не стать жертвой своей стратегии.

Знакомые трейдеры одной управляющей компании пошутили, что будут давать комментарии для СМИ на фоне стола, на котором стоит штоф российского национального напитка, относящегося к крепким, и табличка РТС-500. Именно так они определили уровень, когда их уже ничего не будет интересовать. Для большинства населения фондовый рынок перестал существовать тогда, когда акции "народных IPO" подешевели на 50% от цены размещения.

Все признаки указывают на то, что текущий "медведь" гораздо сильней многих предыдущих. Хотя бы падение индекса S&P 500 оказалось более значительным, чем в среднем за девять "медвежьих" рынков. Дважды за полвека американский рынок познакомился с "медведями", которые оказались весьма крупными. В ходе обвала 1973-1974 г.г. индекс S&P 500 остановился лишь тогда, когда потерял 43%, а в 2000-2002 г.г. он прекратил падение после снижения на 47% (падение приводится с учетом дивидендной доходности акций). Эти "медвежьи" рынки также оказались продолжительней, чем обычно. Через год после 1973-1974 г.г. рынок находился в 27-процентном минусе. В 2000-2002 г.г. после регистрации медвежьего рынка S&P 500 показал снижение на 1,2% через год. Однако это были лишь два случая с 1956 г., когда S&P 500 завершал год после встречи с "медведем" еще большим падением.

Если говорить о тех двух случаях, то нынешняя ситуация заметно отличается. В 1973-1974 г.г. в США существовали двухзначные темпы роста инфляции, а также страна переживала кризис из-за нефтяного эмбарго арабских стран. Автомобилестроительные компании стояли на грани банкротства. В 2000-2002 г.г. США столкнулись с неожиданным фактором, который значительно изменил представления инвесторов о безопасности страны - 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке террористы уничтожили Всемирный торговый центр, в результате чего погибли более 3 тыс. человек.

Кроме того, оценка стоимости акций в те периоды не идет ни в какое сравнение с текущими. Показатель цена/прибыль индекса S&P 500 перед обвалом 1973 г. был на уровне около 40 и около 35 перед обвалом 2000 г. На рынке наблюдалась форменная истерия, выражавшаяся в непоколебимой уверенности дальнейшего роста котировок акций. В 1999 г. даже была опубликована книга "Dow 36000". Однако на пике предыдущего "бычьего" рынка, который пришелся на 9 октября 2007 г., о таких заоблачных оценках не могло быть и речи, поскольку P/E индекса S&P 500 равнялся около 19, что вполне приемлемо для динамичного рынка, хотя и несколько вызывающе. При этом до 9 июля 2008 г. рынок вел себя вполне в соответствии со средним "медвежьим" рынком, зарегистрировав наступление "медведя" через девять месяцев после пика.

Инвесторы часто преувеличивают текущие проблемы, что приводит к повышению волатильности и резким колебаниям на рынке. В предыдущие "медвежьи" рынки инвесторы были столь же нервозны и полагали, что "конец света" где-то за углом Wall Street. Вспоминаются картинки с Нью-Йоркской биржи 1987 г.: взъерошенные трейдеры смотрят на табло, где индекс Dow Jones обвалился на 22,6% всего за один день. Многие тогда предрекали конец фондового рынка, а легендарный Уоррен Баффет сделал неудачные инвестиции в финансовую компанию Salomon Brothers. Поговаривали даже о начале новой депрессии. Однако уже через два месяца рынок коснулся дна и перестал падать.

Кажется, что на сей раз история будет иной. Банки разоряются, кредитный рынок застыл, рынок недвижимости также оказался в западне ипотечного кризиса, а страхи безработицы и спада в экономике мешают думать о светлом будущем. Однако можно вспомнить слова знаменитого инвестора Сэра Джона Темплетона (John Templeton), пионера инвестиционных фондов на зарубежных рынках, который умер за день до регистрации "медвежьего" рынка в текущем году, прожив 95 лет. "Самые опасные четыре слова для инвестора это "сейчас совсем все иначе"", - говорил он.

В самом деле, история любит повторяться, но всегда иначе. Поэтому ситуация в чем-то похожа на предыдущие "медвежьи" рынки, но и чем-то отличается. Одно можно сказать с полной уверенностью: текущие оценки активов далеки даже от мечтаний самых оптимистичных инвесторов, если не в США, то хотя бы в России. Приведем лишь немного цифр показателя капитализации и P/E для некоторых российских бумаг: Сбербанк = $24,1 млрд. Кап., 4,84 P/E; ОАО "Газпром" = $106,29 млрд. Кап., 3,78 P/E; а теперь самое неожиданное: ОАО "ЛУКОЙЛ" = $30,195 млрд., Кап., 2,63 P/E. Даже на фоне текущих снизившихся цен на нефть и замедления темпов развития российской экономики сложно представить, что подобные оценки могут когда-либо оказаться в поле зрения инвесторов. Показатель P/E для всего российского рынка после очередного обвала 8 октября упал ниже 4, что предоставляет инвесторам возможность вновь получить шанс, который бывает лишь раз в жизни, но Россия может предоставить такой шанс вновь. Впрочем, как метко заметил один из аналитиков в утреннем комментарии 8 октября: у рынка еще сохраняется потенциал падения на 99,9%, все же вряд ли акции будут распространять бесплатно. Решение об инвестировании в ту или иную бумагу каждый принимает сам, но на фондовом рынке страны, которую принято ассоциировать с медведями, нет недостатка в привлекательных объектах инвестирования, которые могут принести до 200-300% в течение года или двух.

Андрей Кочетков, аналитик ИА "РосФинКом".

http://oilru.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter