Новый НЭП: лекарство от "нефтяной иглы" » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Новый НЭП: лекарство от "нефтяной иглы"

25 марта 2016 Вести Экономика
В конце февраля ВЦИОМ опубликовал данные опроса, демонстрирующие поддержку 65% россиян необходимости разработки новой экономической политики (НЭП).

А затем Правительство России сообщило, что на реализацию антикризисного плана потребуется около 130 млрд руб. из 342 млрд руб. президентского резерва, сформированного за счет замораживания пенсионных накоплений.

В настоящее время у России есть все предпосылки для экономического роста: собственное сырьё, дешёвый рубль, позволяющий отечественной продукции конкурировать на международных рынках, дешевая «рабочая сила», обеспеченность энергоресурсами, да и в конце концов - выгодное расположение между Европой и Азией и огромные неосвоенные территории.

Но одних только удачных условий для роста мало. Нужны конкретные меры и шаги, реализация которых в результате позволит перейти от сырьевой к постиндустриальной экономике. В качестве плана выхода России из нынешнего кризиса, концепцию «Нового НЭП» - национальной экономической политики, не требующую дополнительных бюджетных расходов, предлагает известный эксперт-экономист, директор Института актуальной экономики Никита Исаев.

Документ состоит из трех блоков и представляет собой «дорожную карту» с предложениями конкретных мер и шагов, результатом реализации которых, по мнению разработчиков, станет переход от сырьевой модели экономики к высокотехнологичной инновационной.

Суть концепции

1 блок - Антикризисный план, не требующий дополнительных расходов бюджета. Ревизия неэффективных расходов по всем отраслям экономики.

По предварительной оценке экспертов Института актуальной экономики, около 20% государственных расходов не эффективны.

Прежде всего, это госзакупки на 25 трлн рублей, субсидии госкорпорациям, неэффективное управление и ненужное посредничество. В общей сложности, высвободить здесь можно порядка 5 трлн рублей.

Сокращение этой суммы неэффективных расходов как раз позволит покрыть дефицит бюджета, восстановить социальные обязательства перед населением, направить деньги в реальный сектор экономики.

От неэффективных расходов должна быть избавлена и социальная сфера – сейчас десятки миллиардов рублей уходят не на развитие системы здравоохранения или улучшение ЖКХ, а на содержание посредников, не приносящих реальной пользы.

Например, обязанности страховых медицинских организаций, не приносящих реальной пользы целесообразнее передать территориальным ФОМС. Эта мера позволит перераспределить на поддержку доступности медицины до 20 млрд рублей.

Это конкретные меры, реализовав которые, уже к концу 2016 года можно будет получить экономию 82,5 млрд рублей и возврат еще до 80 млрд рублей средств, выделенных в рамках предоставления субсидий госкорпорациям.

А за счет сокращения неэффективных расходов госкорпораций можно будет получить к началу 2017 года высвобождение до 200 млрд рублей.

Выдержка из проекта
Сокращение неэффективных расходов

Расходная часть бюджета на 2016 год запланирована в объеме 16,098 трлн рублей, расходы в рамках госзакупок в 2015 году оцениваются в 24,5 трлн рублей, вложения в гособлигации США – 88 млрд долларов США.

Коррупционная составляющая, непрофессионализм управляющих, отсутствие заинтересованности дотационных госкорпораций в получении прибыли, а также несовершенство законодательства приводят к тому, что в структуре государственных расходов высокий удельный вес доли неэффективных расходов, не работающих ни на развитие экономики, ни на социальную поддержку.

Сокращение неэффективных расходов – источник избавления и от дефицита бюджета, и финансирования будущих программ развития экономики и выполнения социальных обязательств. Сокращению неэффективных отраслевых расходов

Определение критериев установления «неэффективных расходов» Проведение аудита 30 отраслей экономики с целью выявления и последующего отказа от неэффективных расходов.

Сокращение неэффективных расходов госзакупок

В 2015 году выявлено нарушений законодательства о закупках на 34,2 млрд рублей. Однако действующее законодательство, определяемое положениями 44-ФЗ и 223-ФЗ, позволяет проводить необоснованные закупки на общую сумму, многократно превышающую стоимость выявленных нарушений.

Согласно Программе «Нового НЭПа» внедрение стандартизации, системы нормирования и адресного реестра выполненных работ позволят перекрыть большую часть мошеннических схем и необоснованных расходов, а также решить проблему недостаточной квалификации контрактных управляющих.

Прекращение предоставления субсидий госкорпорациям

В федеральном бюджете на 2016 год запланировано 82,5 млрд рулей на предоставление субсидий госкомпаниям. Однако у последних имеются неиспользованные остатки субсидий за 2015 год – в сумме более 80 млрд. рублей.

Программа «Нового НЭПа» предлагает прекратить предоставление субсидий госкомпаниям с возвратом неиспользованного остатка без права повторного перечисления. Определение и внедрение критериев отбора банков, нуждающихся в докапитализации.

На данный момент в программу докапитализации попадают банки, допущенные к обслуживанию интересов госкорпораций. Объѐм докапитализации 27 банков в 2015 году составил 1 трлн. рублей.

Согласно Программе «Нового НЭПа» возможнадокапитализация только тех банков, которые предоставляют целевые кредиты субъектам малого и среднего предпринимательства.

Организация контроля за сокращением неэффективных расходов госкорпораций

Обязательная публикация в открытом доступе в конце финансового года отчетности по назначению потраченных средств.

Продажа государственных облигаций США

В 2015 году вложения России в Государственные облигации США по данным Министерства финансов США выросли с 66,5 млрд долларов до 88 млрд долларов (порядка 6,5 трлн рублей по состоянию на 1 марта 2015 года) по состоянию на ноябрь 2015 года.

Необходимо перестать вкладывать средства в экономику других стран, а направить освободившиеся средства на развитие высокотехнологичной промышленности в России.


2 блок - Мобилизационный план: дальнейшее сокращение неэффективных расходов, справедливое распределение нефтегазовых доходов, выявление наиболее перспективных отраслей отечественной экономики, пакет экономических и административных мер по стимулированию производства товаров и услуг во всех регионах РФ с упором на малые города, внедрение ключевых показателей эффективности (КПЭ) для ответственных органов исполнительной власти в натуральных показателях.

В дополнение к антикризисному, нужен Мобилизационный план на трехлетний период.

Мобилизация обеспечит поддержку мер антикризисного плана и трансформацию стагнации в устойчивый рост экономики.

На этом этапе должны быть созданы базовые условия для дальнейшего роста: в первую очередь, за счет продолжения сокращений неэффективных расходов и справедливого распределения нефтегазовых доходов.

Для этого необходимо провести национализацию добывающих компаний нефтегазового сектора и всю прибыль направлять в бюджет. Центробанк Российской Федерации в обязательном порядке также должен быть национализирован.

Нужны поддержка высокотехнологичного сектора и выявление действительно перспективных отраслей отечественной экономики. Таковой, например, является внутренний и въездной туризм.

Пора перестать смотреть на туризм лишь с точки зрения развития и сохранения социально-культурного наследия. Эта отрасль сегодня имеет потенциал стать драйвером российской экономики.

Выдержка из проекта
Оборонно-промышленный комплекс

Оборонно-промышленный комплекс – драйвер технологического развития. ОПК обеспечивает технологический прогресс России, сильные позиции на внешнеполитической арене, а также определяет важные социальные функции.

Сохранение ОПК в руках государства позволит гарантировать социальную стабильность, а рыночные механизмы формирования прибыли – успешное развитие предприятий, занятых в области ОПК.

В рамках гособоронзаказа за 2015 год было израсходовано 1,8 трлн рублей.

Несмотря на внушительный объем средств, они не позволяют предприятиям успешно функционировать из-за ряда ограничений, в первую очередь установленных в рамках 275-ФЗ на формирование цены и условий получения средств за выполнение гособоронзаказа.

Цель предлагаемых мероприятий «Нового НЭПа» - сделать оборонные предприятия самодостаточными, эффективными и независимыми от дорогих кредитов. Предприятия ОПК должны стать драйвером технологического прогресса и обеспечивать достойный уровень жизни сотрудников.


3 блок - Долгосрочный план "2100" - на 80 лет. Переход к "новым пятилеткам"

Аналогичные планы есть и в США, и в Китае. Формируются они действительно на достаточно долгий отрезок времени – около 80 лет. Так почему бы и нам в России не принять соответствующую долгосрочную стратегию?

Пусть это будет «Стратегия 2100». В ее рамках как раз может быть осуществлен переход к «новым пятилеткам».

Такой подход может дать ощутимые результаты уже в первые три «пятилетки».

Вполне реально добиться роста доли малого и среднего бизнеса в ВВП до 40%, а роста его доли в экспорте - до 5% за счет программ льготного кредитования, предоставления особых условий высокотехнологичным производителям и экспортерам.

В рамках «пятилеток» - создать новую налоговую систему. Сейчас большая часть налогов идёт в центр, а «на местах» нет ни средств, ни стимулов к развитию территории, поэтому должно произойти изменение распределения налоговых отчислений в пользу региональных и муниципальных бюджетов.

При этом налоговая система должна быть гибкой и поощрять создание новых рабочих мест, особенно в малых городах.

Выдержка из проекта
Программа поддержки малого и среднего предпринимательства

По данным Минэкономразвития России на сентябрь 2015 года доля малого и среднего предпринимательства в ВВП России составляет 20%, в то время как в развитых странах этот показатель достигает более 60%.

Согласно Программе «Нового НЭПа», наибольший потенциал развития российской экономики заложен именно в развитии сегмента малого и среднего предпринимательства.

Повышение доступности кредитов путем предоставления субсидий на погашение кредитов, выданных на организацию нового или расширение существующего бизнеса, в размере 50% ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации на период до снижения ключевой ставки до целевого показателя в 6%.

Создание системы повышающих и понижающих коэффициентов налога на прибыль в зависимости от численности сотрудников, численности населения региона и отрасли, в которой функционирует предприятие.

Создание краудфандинговой платформы для привлечения доступного финансирования с единой базой предпринимателей.

Данная мера позволит ускорить процесс получения финансирования и снизить затраты предпринимателей.

В мире уже существуют успешные примеры: ASSOB в Австралии. На этой платформе было привлечено 129 млн. долларов США для 176 компаний. 86% из числа этих компаний – успешные, а 63% инвестиций были сделаны не аккредитованными инвесторам


Контроль проведения реформ
А для контроля проведения реформ должен быть создан «Новый ЧК». Именно он должен отрегулировать правила свободного рынка для малого и среднего бизнеса, установленные государством.

Современный ЧК - не орган массовых репрессий, его задача - следить за выполнением показателей по улучшению условий ведения бизнеса, за выполнением чиновниками их целевых показателей, выраженных в росте ВРП, числе рабочих мест, средней заработной платы, и принимать соответствующие меры - вплоть до отставки чиновников, не выполняющих эти показатели.

Новый НЭП при условии его реализации, позволил бы к 2034 году добиться перехода к постиндустриальной экономике, вывести производительность труда на уровень, сопоставимый с количественными показателями стран-лидеров, обеспечить стабильный экономический рост на 5% ежегодно, рост уровня благосостояния населения по всей территории Российской Федерации и достойное социальное обеспечение на уровне стран-лидеров.

Результатами первых трех пятилеток в 2034 году должны стать:

- рост доли МСП в ВВП до 40% и рост доли МСП в экспорте до 5%;

- понижение коэффициента смертность/рождаемость до 0,95;

- снижение реального уровня безработицы до 10%;

- Рост ВВП до 15 500 долларов США на душу населения;

- Снижение доли нефтегазовых поступлений в структуре доходов российского бюджета в 30% с нынешних 45% за счет развития несырьевого сектора экономики;

- Рост заработной платы на 70% в ценах 2016 года;

- Преобразование «утечки мозгов» за рубеж в их приток.

«Мы видим, что существует общественный запрос на новый курс экономической политики. Люди ждут новой индустриализации, ждут, что власть предложит понятную и эффективную стратегию развития экономики страны и пути выхода из кризиса.

Однако Правительство не спешит ее представить, вероятно, испытывая затруднения в выборе окончательного варианта антикризисного плана и его «цены».

«Новый НЭП» начал разрабатываться Институтом актуальной экономики еще в ноябре прошлого года, и как показал нынешний опрос ВЦИОМ – очень своевременно.

Экспертное сообщество готово помочь кабинету министров и предложить готовую концепцию национальной экономической политики, позволяющей перейти от сырьевой модели экономики к инновационной.

При этом ее реализация не потребует ни рубля дополнительных денег из бюджета» - пояснил директор Института актуальной экономики Никита Исаев.

http://www.vestifinance.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter