Зам. министра финансов: "Обанкротить США нельзя по определению" » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Зам. министра финансов: "Обанкротить США нельзя по определению"

Кризис, который разразился из-за проблем с ипотекой в США, грозит перерасти в глобальный. Постоять в стороне от него не получится ни у одной страны. Россия - не исключение. Все свои "заначки" мы храним в иностранной валюте. И если с ней что-то случится, то мы растеряем весь свой "жировой запас", который бережно откладывали на черный день. Министры финансов стран АТЭС недавно собрались в Австралии, чтобы обсудить угрозы мировой экономике и как из них выбираться всем вместе и каждой стране по отдельности. Так что же будет с Россией в условиях масштабного кризиса? Спасут ли нас Стабфонд и золотовалютные резервы? В рамках экономического клуба "Известий" об этом нам рассказал заместитель министра финансов РФ Сергей Сторчак.


вопрос: Вы только вернулись со встречи министров финансов АТЭС в Австралии. Какие вопросы волнуют министров сейчас?


ответ: Австралийцы выбрали четыре ключевых темы в качестве повестки дня. Это - развитие финансовых рынков, энергетика и изменение климата, дефицит прямых инвестиций в регионе, финансовая устойчивость государства. Дискуссии проходили динамично и интересно. В этом особенность АТЭС, объединяющей и крохотные (Бруней), и огромные (США, Китай) экономики. И всё же обмен мнениями по инвестициям оказался наиболее важным не только с финансовой, но и с политической точек зрения. Это связано с тем, что Соединенные Штаты приняли закон, усиливающий процесс администрирования допуска иностранных инвестиций в американскую экономику. В Европейском союзе разворачивается работа по принятию аналогичного закона. Не стоит на месте и Россия: мы также намерены упорядочить отношения в этой сфере и уже готовим закон, который будет регулировать приток иностранных инвестиций в экономику страны.


 


"Мы просто-напросто хотим хорошо заработать"


в: Американцы и европейцы вводят дополнительные требования для госкомпаний. Такое ощущение, что они сознательно препятствуют российским и другим иностранным инвестициям...


о: Америка - страна, выросшая на иностранных инвестициях. Противодействовать этой национальной идее никто не собирается. Но в то же время администрация заявляет, что хотела бы понимать и видеть, как будут работать на национальном рынке суверенные фонды (такие, как наш Стабфонд. - "Известия"). Американцы подготовили и распространили в ходе заседания АТЭС небольшое исследование на эту тему, которое я лично оценил как излишне "алармистское". Российская позиция по этому вопросу состоит в том, что идет нормальный процесс: мы расширяем наше участие в международном перетоке капитала. Мы используем те принципы инвестирования, на которых делают бизнес и остальные участники рынка. В первую очередь это касается управления средствами Стабфонда. Резервный фонд, который появится с 1 февраля, будет также ориентироваться в своей деятельности на стандартные рыночные правила, включая излюбленную американцами тему прозрачности инвестиционной политики.


в: Но есть мнение, что Россия начнет чуть ли не захватнические действия на иностранных рынках, если распечатает Стабфонд.


о: Наш Стабфонд призван решить две задачи: сохранить ресурсы для страны и по возможности принести прибыль. Образно говоря, мы просто-напросто хотим хорошо заработать. И не стесняемся этой позиции. Мы ее активно отстаиваем и говорим: никаких планов по захвату секторов экономики или крупных промышленных предприятий у нас нет, и такие планы не появятся хотя бы уже потому, что мы базируемся на опыте той же Норвегии, где Государственному нефтяному фонду нельзя купить более 3% акций крупной компании. Такие же лимиты скорее всего мы установим и для себя. Понятно, что при подобных вложениях наши инвестиции не могут нести какую-то угрозу национальным интересам какой бы то ни было страны.


"В тяжелые времена в российском бюджете всегда найдутся средства"


в: Мировые финансовые рынки лихорадит. Все говорят о необходимости обеспечения финансовой стабильности. Но что за этим стоит?


о: В одном вопросе вы сумели одновременно обозначить сразу две темы министерской встречи АТЭС: развитие финансовых рынков и устойчивость баланса государства. Начну с последней. В Кулуме ее стержнем стала проблема условных финансовых обязательств государства: как всем известных - гарантии, государственные пенсии и бюджетные обязательства субъектов (регионов), так и пока мало изученных, по крайней мере, в России - обязательства, выходящие из контрактов, финансируемых по схеме частно-государственного партнерства, а также обязательства государственных (или с участием государства) предприятий.


Чтобы проиллюстрировать, насколько это важно для России, приведу пример из нашей практики. Уже сейчас компании - потенциальные участники строительства платных автомагистралей поднимают вопрос о том, чтобы загодя иметь государственные гарантии получения определенной доходности на вложенный капитал. Не думаю, что надо объяснять, насколько сложным и ответственным является положительное решение на этот счет. В Кулуме состоялся обмен информацией о подводных камнях, на которые наталкиваются министерства финансов, принимая на государство соответствующие обязательства. Но это - отдельная тема для разговора.


в: А растущая внешняя задолженность компаний с государственным участием - это не риск, на ваш взгляд?


о: Риск, конечно. Сколько бы мы ни говорили, что Россия не является ответчиком по обязательствам госкомпаний, что наши балансы разведены, но тем не менее рынок есть рынок. Его участники убеждены, что в тяжелые времена в российском бюджете всегда найдутся средства, чтобы "спасти" предприятия, имеющие стратегическое значение для экономики страны.


в: Госкомпании все больше занимают денег за границей. Может, стоит их уже остановить?


о: У нас есть поручение правительства организовать мониторинг заимствований и соответственно задолженности предприятий с участием государства. С точки зрения макроэкономики каких-то тревожных признаков и угроз нет. Долговые коэффициенты страны свидетельствуют о долговой устойчивости государства. В этом отношении мы выглядим лучше большинства стран АТЭС.


в: Если говорить о конкретных рисках в данный момент, повторение китайского кризиса возможно? Может ли случиться так, что инвесторы побегут с российского рынка?


о: Пока я не вижу сильной зависимости России от иностранных инвестиций. Думаю, что все-таки в основном инвестиции осуществляются национальным капиталом, хотя в условиях глобализации финансовых рынков не так легко понять, какие - иностранные или все-таки наши, российские, - инвестиции приходят в страну, так как нередко наши же компании осуществляют под флагом зарубежных "дочек" экспорт капитала в Россию.


Возьмем, к примеру, Китай. Много говорится о буме китайского экспорта в США. Но посмотрите, какая доля американских компаний в этом экспорте - 20%. Пятая часть поставок осуществляется предприятиями, в которые вложились американские компании. Так кто в итоге производитель? И кого надо винить в одном из двух основных глобальных дисбалансов?


в: Американский ипотечный кризис может у нас аукнуться? Есть ли риск для Стабфонда?


о: Риска банкротства Соединенных Штатов не существует по определению. В ходе встречи министров финансов АТЭС мы обсуждали эту проблему, и все отнеслись к ней спокойно. Поэтому каких-то особых мер - например, уменьшения доли доллара в валютной структуре Стабилизационного фонда - мы не планируем. Мы считаем, что у нас сбалансированная валютная структура фонда с точки зрения наличия в ней двух основных резервных валют. Может быть, когда-нибудь мы скорректируем эту структуру - например, разместим часть средств в некой "четвертой" валюте, но пока это на уровне общих рассуждений.


"Биотопливо - это удовольствие для богатых"


в: После председательства России в "восьмерке" тема энергобезопасности стала едва ли не самой популярной на саммитах. Ваши коллеги не боятся энергозависимости от России?


о: В Кулуме, как, впрочем, и в Санкт-Петербурге, наш основной тезис состоял в том, что есть прямая зависимость между энергетикой и экономическим развитием, между энергетикой и изменением климата. Но нужно понимать, что меры, принимаемые на глобальном уровне по борьбе с последствиями воздействия энергетики на климат, не должны лишать развивающиеся страны перспектив экономического роста. Впервые за сотни лет большая группа развивающихся стран, в том числе Китай, Индия, Вьетнам, страны Латинской Америки, получила реальную возможность выбраться из нищеты не за счет международной помощи, а в результате развития национальных экономик.


Нельзя не учитывать, что для миллионов, если не миллиардов людей нет альтернативы традиционным видам энергии - углю, нефти и газу. Конечно, хорошо, если была бы возможность за счет биотоплива покрывать спрос на электричество и бензин. Но пока это скорее удовольствие для богатых, а не для тех, кто только становится на ноги.


в: Ну и что делать? Позволить этим странам увеличивать выбросы и дальше?


о: Важно, что складывается консенсус в отношении того, что нужно бороться с климатическими изменениями, но с учетом тех обстоятельств, о которых мы говорили. Россия не стоит в стороне от этих вопросов, образно говоря, прячась за огромными возможностями, связанными с использованием экологически чистой газовой и ядерной энергетики.


К тому же у нас есть одно большое преимущество перед другими странами в части борьбы с парниковым эффектом: мы можем еще лет 15 работать только по теме повышения энергоэффективности, а не заниматься исключительно строительством дополнительных генерирующих мощностей.


в: Экономить электроэнергию мы все равно не научились...


о: Пока не научились. Но готовятся государственные решения, призванные обеспечить резкий сдвиг в этой области. Ведь достаточно лампочки заменить, и уже будет существенная экономия. В Германии, кстати, на "восьмерке" министры финансов попытались договориться о том, каким образом за счет применения финансовых инструментов повысить энергоэффективность и уменьшить вредные выбросы в атмосферу. Договориться не удалось. Анализ ситуации в разных странах показал, что инструменты, которыми располагают финансовые власти (они в основном связаны с налоговой политикой и субсидиями), очень разные. Как следствие - общий тренд в части принятия мер политики выстроить сложно. Однако руки никто не опускает. Уже в декабре министры финансов 41 страны встретятся в Индонезии, чтобы запустить под эгидой ООН новый механизм координации мер в рассматриваемой области. Очень рассчитываю, что на этот раз российскую делегацию возглавит министр А. Кудрин.


в: Часто складывается впечатление, что подобные международные встречи - это скорее бизнес-туризм, а не решение конкретных вопросов. Так в чем для наших граждан реальная выгода?


о: В таких встречах цель участия у всех одна - опираясь на международный опыт, принести для себя, для своей страны что-то полезное. Если брать конкретно Минфин России, то, что полезного мы извлекли из этих поездок? Можно привести достаточно много примеров. Но, думаю, хватит и двух, причем напрямую связанных со встречей министров финансов в Кулуме. Во-первых, полученная информация окончательно убедила нас в том, что необходимо больше внимания уделять вопросам синхронизации развития государственного и частного сегментов национального долгового рынка. Уже осенью текущего года будут приняты решения о создании при Минфине России Консультационного совета по финансовым рынкам. Во-вторых, мы намерены добиться того, чтобы именно в Минфине России была создана система учета условных обязательств государства и управления возникающими в этой связи рисками. Подготовленный специально к встрече министров финансов АТЭС экспертами казначейства Австралии доклад на эту тему должен стать, как мы рассчитываем, "точкой отсчета" для всех членов правительства.

Что угрожает нашей экономике


Евгений Ясин,
научный руководитель Высшей школы экономики:


Самая большая угроза, которая сейчас существует для экономики, - это избыточное госвмешательство и избыточные госрасходы. Большой приток иностранного капитала создает определенные угрозы, если речь идет не о прямых инвестициях, а о портфельных вложениях или кредитах. Это все будет провоцировать инфляцию. А одновременное вмешательство государства приведет к снижению деловой активности.


Ярослав Лисоволик,
главный экономист Дойче Банк Россия:


В свете последних тенденций в глобальной экономике один из возможных рисков для нас - замедление темпов экономического роста в Соединенных Штатах Америки. Это вызовет замедление роста мировой экономики, что негативно отразится на ценах на энергоносители, металлы. А у нас скажется на профиците бюджета и торговом балансе. При оттоке капитала возможно даже резкое снижение курса рубля.


Михаил Зак,
начальник аналитического отдела ИК "Велес-Капитал":


Беспокоят цены на сырье. Если они резко упадут, то придется нелегко. Еще можно назвать внутренние политические катаклизмы в свете надвигающихся выборов. Конечно, у нас есть определенные накопления, тот же Стабфонд. Но его хватит на 2-3 года. А если кризис, начало которого мы сейчас наблюдаем, будет классическим, то затянется лет на семь. Тогда нам не избежать проблем.

СПРАВКА "ИЗВЕСТИЙ"


Из истории Стабфонда


Стабилизационный фонд был сформирован в 2004 году. Его основное предназначение - вывести из экономики излишнюю денежную массу, чтобы сдержать инфляцию. Сейчас в Стабфонд поступают "излишки" таможенной пошлины, если цена на нефть российского сорта Urals превышает $27 за баррель. Эти деньги "складируются" до тех пор, пока не накопится 500 млрд рублей - это минимум, который можно потратить только в одном случае - при возникновении бюджетного дефицита. Средства Стабфонда сейчас размещены на валютных счетах Центробанка. Они номинированы в трех основных мировых валютах: по 45% в долларах США и евро, еще 10% в английских фунтах.


В послании Федеральному собранию президент предложил разделить Стабфонд на две основные части - Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (ФНБ). Предполагается, что первый фонд будет тратиться только на покрытие дефицита бюджета. В ФНБ "залезут" уже со следующего года для финансирования новых институтов развития. Это Банк развития, Инвестиционный фонд, Российская венчурная компания, Корпорация нанотехнологий.


Что такое АТЭС


Азиатско-Тихоокеанский форум экономического сотрудничества (АТЭС) (Asia-Pacific Economic Cooperation Forum) - международная экономическая организация, созданная для развития интеграционных связей между странами бассейна Тихого океана. В настоящее время объединяет экономики 21 страны. В странах - участницах АТЭС проживает более 1/3 населения мира, в них производится около 60% мирового ВВП. На долю стран АТЭС приходится около 50% мировой торговли. Эта организация является одним из трех (наряду с ЕС и НАФТА) наиболее влиятельных в мировом хозяйстве интеграционных блоков. Сотрудничество в блоке ведется только в экономической сфере.


Елена Шишкунова