Нефтяной абстинентный синдром России в 1 квартале 2016 года

По данным федерального казначейства, в первом квартале 2016 г. Россия в значительной степени преодолела нефтегазовую зависимость (слезла с нефтегазовой иглы). Доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета составила всего 34%, что существенно ниже соответствующих показателей за предыдущие 10 лет. В условиях недобора доходов Минфин придерживает расходы.

В первом квартале 2016 г. доходы федерального бюджета составили 2,9 трлн рублей, на 15% меньше, чем в кризисном 2015 г. Такой результат обусловлен низкими ценами на нефть. Средняя цена нефти марки Urals в январе-марте 2016 г. составила 32,1 долл. за баррель, что значительно ниже запланированных на 2016 г. 50 долл. Цены на нефть в ноябре-декабре 2015 г., периоде формирования экспортной пошлины на нефть в январе 2016 г., в среднем составили 40 долл. за баррель, что также оказало негативное влияние на нефтегазовые доходы бюджета в 2016 г.

Из-за низких цен на нефть план по нефтегазовым доходам федерального бюджета в первом квартале 2016 г. выполнен только на 17% (в настоящее время трудно ожидать, что этот план будет выполнен по итогам года). По ненефтегазовым доходам, напротив, ситуация складывается лучше, чем в 2015 г. – годовые назначения выполнены на 30%. Тем не менее, по нашим оценкам, если средняя цена нефти в 2016 г. сформируется на уровне 40 долл. за баррель, за год бюджет недосчитается 1 трлн руб. доходов; при цене 35 долл. за баррель недобор составит 1,3 трлн руб., что неизбежно скажется и на расходах федерального бюджета.

Проценты исполнения федерального бюджета по доходам в первом квартале и доля нефтегазовых доходов в общем объеме федерального бюджета в 2013-2016 гг.

Нефтяной абстинентный синдром России в 1 квартале 2016 года


Расходы федерального бюджета в первом квартале 2016 г., по оперативным данным, составили 3,6 трлн руб., что на 12% меньше, чем в 2015 г. Исполнение плана по расходам составило 22,5%, что примерно соответствует показателям 2013 и 2014 гг. Как и в 2015 г., с опережением, по сравнению с другими разделами, проавансированы расходы на национальную оборону (правда, в 2015 году по этому направлению в первом квартале было выделено около половины запланированного годового объема ресурсов).

Поскольку цены на нефть в 2016 г. формируются на уровнях существенно более низких, чем запланированные 50 долл. за баррель, многие эксперты ожидали, что весной 2016 г. Правительство выйдет в Государственную Думу с предложениями о сокращении бюджетных расходов (как это было в 2015 г.) Однако пересмотра Закона о федеральном бюджете на 2016 г. в ближайшее время, видимо, все же не будет. Похоже, Минфин собирается действовать ситуационно, в зависимости от динамики бюджетных доходов, и выйти с предложениями о пересмотре плана по расходам ближе к концу года. Одновременно происходит усиление контроля за осуществлением расходов с учетом их эффективности (неясно правда, на какой методической основе Правительство собирается оценивать эту эффективность).

Такая тактика может помочь сэкономить расходы по каким-то направлениям и подготовить их секвестр осенью текущего года. Судя по исполнению бюджета за квартал, в частности, по очень низкому проценту освоения средств по разделу "Национальная экономика", пристальное внимание, с перспективой сокращения расходов, будет уделено отраслевым федеральным целевым программам и расходам на поддержание различных секторов экономики.

Исполнение плана расходов по разделам бюджетной классификации в первом квартале в 2013-2016 гг., в %

Нефтяной абстинентный синдром России в 1 квартале 2016 года


Дефицит федерального бюджета за первый квартал 2016 г. составил 711 млрд руб. При этом, по оперативным данным казначейства, были погашены внешние обязательства России в объеме 50 млрд руб. и выданы бюджетные кредиты на 122 млрд руб. Таким образом, на погашение дефицита, сокращение внешнего долга и выдачу кредитов было потрачено около 900 млрд руб., причем Правительство не использовало ресурсы Резервного фонда. Как же финансировался суммарный дефицит? Операции по продаже государственных ценных бумаг принесли в бюджет 89 млрд руб., что является прекрасным результатом (за весь прошлый год сальдо по операциям с ценными бумагами составило 15 млрд руб., а в первом квартале результат по этим операциям был и вовсе отрицательным (-100 млрд руб.). Основным же источником финансирования дефицита федерального бюджета, как и в первые месяцы 2015 г., стали средства на лицевых счетах распорядителей бюджетными средствами. Это означает, что значительные средства федерального бюджета в первом квартале были выделены различным ГРБС, но "реальные" расходы не осуществлялись. Это относится, в том числе, и к расходам по разделу "Национальная оборона". Отсюда вытекает, что в первом квартале федеральный бюджет вообще не был дефицитен, если учитывать расходы как поступление средств конечным бюджетополучателям.

В заключение, вновь отметим успехи в мобилизации ненефтегазовых доходов федерального бюджета в первом квартале 2016 г. и выжидательную политику Минфина в расходной сфере.
Источник http://www.hse.ru/
При копировании ссылка http://elitetrader.ru/index.php?newsid=290016 обязательна
Условия использования материалов