Zero Hedge | Периодика | Oil

Нефтяные вышки на озере Маракайбо в Венесуэле

Почему Китай перенасыщен нефтью: миллиардные долги стран ОПЕК выплачиваются сырьем

10 июня 2016   Источник http://www.zerohedge.com/ http://finview.ru/ Смотреть 

Когда цены на нефть были выше отметки $100 за баррель, многие из менее развитых нефтедобывающих стран, входящих в ОПЕК, решили обогатиться, взяв кредиты под драгоценную жидкость, то есть сделать тоже самое, что делают сейчас некоторые управляющие корпорациями, закладывающие раздувшиеся в цене (благодаря обратному выкупу) акции своих компаний под новые кредиты. А почему бы и нет? Даже, если цене предстоит упасть, можно просто увеличить добычу до тех пор, пока долг не будет выплачен. Однако мало кто из нефтеэкспортеров ожидал такого резкого падения цен в такой короткий промежуток времени, которое привело к тому, что стоимость их залога сократилась на 70%. Теперь эти страны оказались в ситуации, когда им в обслуживание долга приходится поставлять в 3 раза больше нефти, чем предполагалось ранее!

По информации агентства Reuters, именно это и произошло в итоге грандиозного падения нефтяных цен в 2014-2015 годах: «менее богатые нефтедобывающие страны, взявшие кредиты, которые должны возвращаться нефтью, когда цены на сырье были высоки, оказались в ситуации, когда им в обслуживание долга приходится поставлять в 3 раза больше нефти, чем предполагалось ранее.»

В результате этого финансовое состояние Анголы, Венесуэлы, Нигерии и Ирака значительно ухудшилось, создав еще большую трещину во взаимоотношениях внутри ОПЕК.

Но кроме крупно проигравших, в лице бедных коррумпированных стран-членов ОПЕК, есть и выигравшая страна, которая без промедлений предоставляла миллиардные кредиты под залог нефти, кто бы их не попросил. Китай. Тот самый Китай, который опять доказал, что возврат долгов физическими поставками, будь то нефть, золото или медь, гораздо более выгоден.

Возьмем для примера Анголу: самая большая африканская страна-производитель нефти заняла у Китая $25 млрд., начиная с 2010 года, включая $5 млрд. в декабре прошлого года. По информации агентства Reuters, Ангола вынуждена в этом году отправлять в Китай практически всю свою добытую нефть в уплату долгов.

Или Венесуэла: Китай стал главным кредитором Венесуэлы с 2007 года, выдав режиму Чавеса, а затем и режиму Мадуро невероятные $50 млрд. кредитов, включая $5 млрд. в сентябре прошлого года, под будущие поставки нефти. Хотя детали этих сделок не стали публичными, аналитики банка Barclays считают, что Каракас должен вернуть Пекину $7 млрд. в этом году, а это подразумевает ежедневные поставки 800 000 баррелей, что больше 230 000 баррелей в день, на которые рассчитывали венесуэльские власти при заключении кредитных договоров.

Эквадор, самый маленький производитель нефти в ОПЕК, занял около $8 млрд., которые должны быть возвращены нефтью, у китайских и тайских компаний в период с 2008 по 2015 год, согласно информации национальной нефтяной компании.

Многие страны занимали деньги у Китая (а также компании-производители такие, как Exxon, Shell и Lukoil, и компании-трейдеры такие, как Vitol и Trafigura) и обязались выплатить долги нефтью.

На сегодняшний день, по подсчетам информационного агентства Reuters, Ангола, Нигерия, Венесуэла и Курдистан должны выплатить сумму от $30 млрд. до $50 млрд. нефтью. Во времена нефти по $120 за баррель, для выплаты $50 миллиардного долга потребовались бы поставки немногим выше, чем 1 млн. баррелей нефти в день. Однако при цене $40 за баррель, для того чтобы вернуть указанную выше сумму, необходимо поставлять более 3 млн. баррелей в день.

Это ужасная новость для всех должников – экспортеров нефти, поскольку им нужно увеличить в три раза свои усилия по извлечению нефти, чтобы выплачивать те же долги. Но еще не все: эти страны столкнулись со снижением доходной части своих бюджетов, поэтому про инвестиции в нефтедобычу им пришлось вообще забыть.

«Все эти страны – Ангола, Нигерия, Венесуэла – брали деньги для своего выживания. Об инвестициях никто не задумывался. Это очень плохо отразится на долгосрочных экономических перспективах этих стран», говорит Амрита Сен, аналитик исследовательской компании Energy Aspects. «Люди смотрят на текущие объемы добычи, но, если все добытое вами сырье вы отправляете в Китай или другим потребителям в оплату своих долгов – вы не можете делать инвестиции для поддержки своей отрасли, и вы не получите выгоду от высоких цен в будущем.»

Пока бедные страны ОПЕК добывают беспрецедентные высокие объемы нефти, чтобы просто оставаться на плаву, богатые страны-участники ОПЕК воздерживаются от кредитования на таких условиях. По информации Reuters, Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт и Катар имеют очень немного совместных предприятий с нефтяными компаниями, не заключают предоплатных сделок с Китаем и не испытывают нужду в кредитах от нефтетрейдерских компаний.

И пока нефтяные деньги следуют прямиком в казну Саудовской Аравии, бедные страны-нефтедобытчики теряют большую часть своих доходов, выплачивая долги Китаю, и не имеют средств для инвестиций в инфраструктуру и разработку новых месторождений. В итоге мы видим резкое сокращение добычи нефти в Нигерии и Венесуэле в то время, как Саудовская Аравия готовится увеличить нефтедобычу за счет новых месторождений.

Эта интересная динамика объясняет две вещи:

Во-первых, это объясняет почему пошли разговоры о смерти ОПЕК в результате отказа Саудовской Аравией уменьшать добычу нефти. Все очень просто: не имея долгов, саудиты смогут направлять деньги на развитие и вскоре вновь занять доминирующую позицию на нефтяном рынке. Нигерия и Венесуэла тем временем отчаянно хотят заключить соглашение о сокращении добычи нефти с тем, чтобы подорожавшие баррели позволили им расплатиться по долгам и профинансировали инвестиции в новые месторождения. «Мы вероятнее увидим рост перебоев поставок нефти из указанных государств, чем коллективные действия картеля, что в итоге и приведет к балансировке нефтяного рынка», говорит Хельма Крофт глава департамента товарных рынков компании RBC Capital.

Во-вторых, и самое важное, это объясняет почему вдруг Китай вдруг оказался так перенасыщен нефтью, что ему пришлось позволить нефтепереработчикам — «самоварам» работать на овердрайве. По версии Reuters, главной причиной, по которой Китай импортирует такое большое количество нефти, является совсем не растущий спрос внутри страны, а тот факт, что страны-экспортеры ОПЕК вынуждены поставлять гораздо большие объемы нефти, чем предполагалось ранее.

Фактически, объем нефти, направляющейся в Китай, так велик, что Bloomberg сегодня опубликовал статью о том, что, как и Сингапур Китай не в состоянии переработать всю поступающую нефть. А именно:

В конце февраля танкер Jag Lok загрузился нефтью из Экваториальной Гвинее, которая находится в западной части Африки, и отправился в путь протяженностью 12 000 морских миль к китайскому порту Циндао. После того, как танкер достиг пункта своего назначения, он был вынужден кружить в прибрежных водах в течение двадцати дней, пока наконец не смог войти в порт Циндао на разгрузку. Это случилось, потому что этот порт в провинции Шандонг еле-еле справляется с разгрузкой рекордного количества судов, которые снабжают частные нефтеперерабатывающие заводы, называемые «самоварами».

Самое смешное то, что Bloomberg, даже после выхода публикации в Reuters, спутал причину и следствие, приписав внутреннему спросу Китая заслугу в увеличении импорта нефти. На самом же деле загадка роста импорта решается просто: экспортеры спешат выплатить долги Пекину как можно быстрее.

Небольшие частные предприятия по переработке нефти, которые появились как яркие звездочки посреди глобального переизбытка нефти, стоят перед серьезными вызовами. Исследовательская компания ICIS-China прогнозирует, что спрос этих компаний на импортируемую морем нефть в этом году составит 1 млн. баррелей в день, что выше, чем 620 000 баррелей в день в прошлом году. Хотя мощность каждого из таких нефтепереработчиков невелика, все вместе они составляют треть всей нефтеперерабатывающей промышленности Китая. Любые проблемы с импортом нефти в Китай могут стать угрозой восстановлению цен на нефть, считают в компаниях Nomura Holdings Inc. и Samsung Futures Inc.

Что же угрожает импорту? Ведь Китай фактически за бесплатно получает миллионы баррелей нефти, которые подняли загруженность нефтепереработчиков на беспрецедентный уровень. Кульминация от Bloomberg:

Всего год назад нефтеперерабатывающие «самовары» могли получать сырье лишь от государственных энергетических компаний-гигантов, но затем правительство позволило им получать нефть напрямую от зарубежных поставщиков. По состоянию на конец февраля 27 компаний-нефтепереработчиков подали заявления, либо уже получили квоты на импорт 89,5 метрических тонн нефти, что составляет примерно 1,8 млн. баррелей в день, говорит Zhang Liucheng, председатель Федерации независимых нефтепереработчиков, состоящих из 16 предприятий.

Почему Китай перенасыщен нефтью: миллиардные долги стран ОПЕК выплачиваются сырьем


Общий нефтяной импорт Китая, занимающего второе место по объемам потребления нефти в мире, в апреле увеличился до 7,96 баррелей в день. При этом загрузка порта Циндао подскочила до беспрецедентных уровней.

И большая часть этих поставок не имеет отношения к текущим покупкам нефти со стороны Китая. Все дело в миллиардных кредитах, которые Китай выдал в прежние года, и которые оплачиваются фактически бесплатной нефтью.

Встает вопрос (безотносительно покупает ли Китай нефть или получает ее в качестве оплаты долгов) как много нефти Китай в состоянии переработать. Bloomberg отвечает на этот вопрос: Китай приближается к пределу своих возможностей по причине наличия узких мест в инфраструктуре, а также, собственно, цен:

Запаздывание в развитии портовой инфраструктуры и ограниченность мест в нефтехранилищах ставят под угрозу будущие импортные поставки нефти в Китай, считают аналитики исследовательской компании BMI Research. Платежеспособность небольших китайских нефтепереработчиков, которые ранее не имели опыта работы с зарубежными поставщиками нефти, также стоит под вопросом. Снижающаяся прибыльность бизнеса может заставить часть переработчиков нефти снизить уровень загрузки своих предприятий, а повышающиеся требования к качеству топлива в Китае грозит некоторым из них закрытием.

«Покупки нефти нефтеперерабатывающими предприятиями-«самоварами» могут замедлиться из-за логистических ограничений», говорит Невин Нах, аналитик консалтинговой компании Energy Aspects Ltd. из Сингапура.

«Снижающаяся прибыльность сильно ударяет по независимым нефтепереработчикам Китая. Это приведет к снижению импорта нефти в Китай», считает Hong Sung Ki, главный аналитик компании Samsung Futures Inc. в Сеуле. «Все это в итоге приведет к пересмотру прогнозов по спросу из Китая и окажет негативное воздействие на нефтяные цены.»

Суммарный итого великолепен: Китай перенасыщен нефтью частично из-за продолжающихся покупок, но, главным образом, за счет того, что страны-экспортеры нефти (которые хотят сохранить хорошие отношения с кредитором в последней инстанции –Китаем) лезут из кожи вон, стараясь оплатить Пекину свои долги рекордными поставками нефти. Нефти так много, что инфраструктура Китая не способная выдержать возросший траффик. Как отмечает Bloomberg: «суда продолжают простаивать у берегов Циндао. Как минимум 16 танкеров с нефтью общей вместимостью 12,2 млн. баррелей находились в прибрежных водах более 10-ти дней в период с 1-го по 23 мая. Половина из них простояла там больше месяца.»

Куда повернет эта беспрецедентная динамика в настоящий момент предсказать сложно, но с учетом сложившейся драматической ситуаций, в которой убытки у половины стран, входящих в ОПЕК, оборачиваются прибылями Китая, мы с нетерпением ждем каков все же удар по нефтяным ценам будет в итоге.
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
При копировании ссылка обязательна http://elitetrader.ru/index.php?newsid=296213