Робот за рулем «КАМАЗа» » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Робот за рулем «КАМАЗа»

26 июня 2016 Conomy | КАМАЗ Пенская Ксения
Человечество не прекращает шагать в будущее семимильными шагами, продолжая автоматизировать новые сферы деятельности. Google тестирует беспилотники на улицах США. Автономные грузовики Mercedes-Benz Actros проехали колонной по Европе, компания Local Motors презентовала первый электрический беспилотный автобус Olli. Британская компания Rolls-Royce показала первый в своей истории концепт-кар, в котором нет места водителю. По слухам, Apple планирует собрать собственный автомобиль, а недавно компания инвестировала в Didi Chuxing, китайский аналог Uber. Не отстают и отечественные производители — к 2020 году «КАМАЗ» запланировал выпуск беспилотных автобусов и магистральных тягачей. Но каким должен стать беспилотник «КАМАЗа», чтобы соответствовать российской действительности?

24 июня 2015 года искусственный интеллект для беспилотника «КАМАЗа» получил положительные экспертные заключения от ведущих мировых ученых — членов международного научного совета НИТУ «МИСиС». ИИ для «КАМАЗа» разрабатывала группа компаний Cognitive Technologies. В представленном заключении отмечалось, что одним из важных аспектов проекта является решение проблем, связанных «с отклонениями от стандартных дорожных ситуаций, например, в случае сложных погодных условий (туман или сильный дождь), когда базовая система компьютерного зрения (использование дорожной разметки) может отказать».

Примерно в то же время «КАМАЗ» провел первые испытания беспилотного автомобиля. На беспилотнике автопроизводитель реализовал несколько режимов движения: дистанционное управление, движение по заранее заданному маршруту с помощью навигационного комплекса, автоматическое движение по известному маршруту на полигоне, а также автоматическое движение за ведущим транспортным средством.

К 2020 году компания запланировала выпуск опытно-промышленных партий магистральных тягачей с системой ADAS класса «Автономное управление» и автобусов для движения по фиксированным маршрутам. В 2017 году «КАМАЗ» планирует выпустить первые роботизированные автомобили для МЧС, а в 2018 году — роботизированные шасси для добывающей отрасли.

Эра беспилотников на транспорте. Что дальше?

В ходе Петербургского международного экономического форума, прошедшего в середине июня этого года, на сессии «Эра беспилотников на транспорте. Что дальше?» с докладом «Автономные автомобили и автомобили с ADAS системами» выступил генеральный директор «КАМАЗа» Сергей Когогин.

Глава «КАМАЗа» акцентировал внимание на самых актуальных, на его взгляд, проблемах беспилотников: нормативное регулирование и информационное обеспечение. «Наступила пора тотальной автоматизации логистической цепочки и повышение ее информатизации. Наступило время использования новых технологий IT в транспорте», — заявил в ходе доклада Когогин.

Также он отметил, что европейское сообщество при участии России уже приступило к разработке нормативно-правовых актов, необходимых для того, чтобы четко определить ответственность за беспилотное транспортное средство и за жизнь людей.

Кроме того, автономные средства передвижения, по мнению Когогина, могут столкнуться с еще одной немаловажной проблемой. Речь идет о возможности предвзятого отношения общественности к роботизированным авто. Согласно подсчетам «КАМАЗа», при использовании автоматизации время ожидания транспорта снизится на 30%, экономия топлива составит 20%, а количество дорожно-транспортных происшествий сократиться на 40%. Но, как подметил глава компании, первая же авария с беспилотным транспортным средством вызовет огромный резонанс в обществе.

В городе Маунтин Вью, штат Калифорния, уже произошло первое ДТП по вине беспилотника Google. Как отмечается в заявлении, 14 февраля этого года автомобиль модели Lexus RX450h столкнулся с муниципальным автобусом при попытке объехать несколько мешков с песком на проезжей части. В результате ДТП оказался поврежден левый борт автобуса, переднее колесо и передний датчик водителя. Пострадавших в результате аварии нет, сообщило Reuters. За несколько лет тестирования, в том числе на оживленных улицах и дорогах, самоуправляемые автомобили Google уже попадали в незначительные ДТП, но всякий раз это было не по их вине. Реакции разгневанной по этому поводу общественности пока не наблюдалось.

На этом вопросы к автономным средствам передвижения не заканчиваются.

Угроза потери рабочих мест и кибербезопасность на дорогах

Сначала рассмотрим проблему потери рабочих мест людьми, чья работа связана с вождением. Естественно, беспилотники не смогут в один прекрасный день взять и заменить традиционные управляемые водителями и машинистами средства передвижения. На это уйдет куда больше времени. И весьма маловероятно, что Россию постигнет судьба США из романа-антиутопии Курта Воннегута «Механическое пианино», в котором повсеместная автоматизация вызвала огромный разрыв в слоях американского общества, оставив не у дел тех людей, чьи навыки были заменены машинным трудом.

На ПМЭФ-2016 на эту тему высказался в ходе сессии «Человек и машина. Новая индустриальная революция» Валентин Гапанович, вице-президент по инновационному развитию ОАО «РЖД»: «Вот пример — работники по ремонту пути. Мы за 3 года сократили с 91 тыс. до 81 тыс. Но появились новые профессии — 50 тыс. человек мы переподготавливаем, повышаем уровень квалификации». Валентин Гапанович отметил, что очень важно выстроить систему управления человеческим капиталом, а рост производительности труда и снижение численности должны быть сбалансированы перераспределением. На сегодняшний день в РЖД работает 700 тыс. человек.

Конечно, это только один пример решения подобной проблемы. Но не стоит забывать, что человечество уже пережило индустриальную революцию и что ни одно государство не заинтересованно в повышении уровня безработицы.

Подводя итоги сессии, Гапанович также сообщил о своем отношении к внедрению новых разработок: «Умеренно оптимистичен, потому что достаточно профессионально занимаюсь управлением рисками. В меня вселяет не беспокойство, но определенные опасения в этих суперсовременных технологиях, в цифровых и так далее, такой простенький элемент как кибербезопасность. Я своему другу Когогину Сергею, генеральному КАМАЗа, все время задаю вопрос: „Сережа, а ты не боишься, если твоим КАМАЗом кто-то вольно или невольно поуправляет не из Набережных челнов, а из другого места?“ Пока ответа нет».

Британская страховая компания Адриан Флюкс уже разработала новое страховое предложение для водителей беспилотных автомобилей. От обычного страхового предложения его отличают новые опции, касающиеся повреждений или потери автомобиля после некорректного обновления ПО. Кроме того, страховым случаем считается повреждение или утрата автомобиля, произошедшие при попытке взлома или взломе программного обеспечения. Появление подобных сервисов для российских владельцев беспилотников — дело времени.

А если дождь пойдет?

Касательно технической стороны вопроса, Когогин в выступлении отметил, что технические проблемы по созданию автономных транспортных средств на сегодняшний день уже не являются проблемами. Google может с ним не согласиться.

Беспилотные автомобили, разрабатываемые Google, по состоянию на март 2013 года не могли передвигаться под проливным дождем и в условиях заснеженной местности.

Также автомобили Google по состоянию на 28 августа 2014 были не в состоянии распознать временные сигналы светофора и не могли отличать пешеходов от полицейских или скомканную бумагу от камня. Кроме того, у беспилотников Google возникла серьезная проблема с парковкой. Google планирует исправить эти недостатки к 2020 году.

Российское бездорожье давно уже стало притчей во языцех. Поэтому беспилотник, который ориентируется по дорожной разметке и путает скомканную бумагу с камнем (как это делает автомобиль Google), в России далеко не уедет. Разве что до ближайшей ямы. Cognitive Technologies учли этот немаловажный момент при создании искусственного интеллекта для «КАМАЗа».

«Мы не можем считать, что через 20 лет такую территорию, как Россия, можно будет покрыть сетью „умных дорог“. Поэтому техника, используемая в России, должна быть адаптирована к условиям внедорожников. Это особенность, с которой придется работать в России, а также это экспортный потенциал, потому что таких стран, как Россия, с неразвитой сетью дорог, в мире больше, чем стран с „умными дорогами“», — заявил Когогин в ходе ПМЭФ.

А у «КАМАЗа» денег хватит?

Остался незатронутым еще один немаловажный вопрос. Насколько может себе позволить «КАМАЗ» инвестировать в современные разработки, учитывая текущие убытки? По итогам 2015 года компания понесла 3,3 млрд рублей чистого убытка по РСБУ и 2,38 млрд рублей убытка по МСФО. Несмотря на то, что у «КАМАЗа» за первые четыре месяца этого года произошел рост продаж, их уровень все равно не дотягивает до результатов I квартала 2014 года. А тут еще и инвестиции. В 2016 году компания планирует инвестировать 7 млрд рублей. Причем финансировать инвестпрограмму «КАМАЗ» намерен в том числе за счет облигационного займа на 10 млрд рублей под госгарантии. Разместить заем компания собирается в этом году.

«Если бы это не было осознанной необходимостью, компания бы, конечно, сократила инвестиции, но сейчас для нас остановить инвестпроекты — это подписать приговор компании в будущем. Акционеры это осознают», — процитировал «Коммерсантъ» слова Когогина.

«КАМАЗ» является одиннадцатым в мире производителем тяжелых автомобилей и продолжает наращивать экспорт. Сложно сказать, насколько будут популярны беспилотники «КАМАЗа» на зарубежных рынках, но в любом случае подобные разработки — хорошая заявка на попадание в первую десятку производителей тяжелых автомобилей в мире, а может и беспилотников.

https://conomy.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter