Время инвестиционных роботов


Более полумиллиарда долларов направлены венчурными инвестора- ми на финтех-решения, способные изменить статус-кво в индустрии управления активами. Зачем? Что нового приносят в индустрию такие звездные «новички», как Wealthfront и Betterment? Что станет решающим фактором в гонке за актива- ми инвесторов? Почему моделью робо-эдвайзеров всерьез заинтересовался Банк России? И самый главный вопрос: сможет ли модель робо-советников «взлететь» в России?

ЗАЧЕМ ВЕДУЩИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ КОМПАНИИ СТРОЯТ РОБО-СОВЕТНИКОВ И ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Робо-эдвайзеры — автоматизирован- ные системы взаимодействия с клиента- ми финансовых организаций (банков и УК), которые позволяют на основе пер- сональных сведений и рыночных данных быстро создать нужный инвестиционный портфель и при необходимости принять клиента на обслуживание. Такие ком- пьютерные системы инвестиционного консультирования могут использоваться широким кругом финансовых посредни- ков — банками, брокерами, управляющи- ми компаниями. Возможны и аутсорсин- говые модели — когда финансовые услуги предлагаются клиентам нефинансовых организаций. Они предназначены для использования как частными клиентами, так и финансовыми консультантами, по- могающими клиенту составить портфель. Общий объем активов под управлением робо-советников приближается к 20 млрд долл. Естественно, по меркам глобальной индустрии управления активами (объем почти 70 трлн долл.) это немного, но ско- рость, с которой этот сегмент увеличива- ется (среднегодовой темп роста 68%, по оценке AT Kearney), заставляет многих насторожиться. Следует сразу оговориться, что к тор- говым роботам, т. е. программным про- дуктам, позволяющим клиентам совер- шать активные торговые операции, ори- ентируясь на движения рыночной цены, робо-советники, о которых говорится в этой статье, не имеют отношения. Соб- ственно, робо-советниками их начали на- зывать скорее в насмешку, в противовес «настоящим» иностранным финансовым советникам. Проблема в том, что тради- ционный советник подвержен ошибкам и эмоциям, а главное — его время че- ресчур дорого стоит, при этом нужный результат советов не гарантирован. Робо-советники традиционно выпол- няют следующие функции: анализируют данные клиента — цель, возраст, ресур- сы; находят оптимальное решение с точ- ки зрения аллокации инвестиционного портфеля по классам активов; предлага- ют способ реализации выбранного порт- феля в рамках стратегии доверительного управления. В дальнейшем производится мониторинг и модификация выбранного портфеля по заранее определенному алгоритму. Как правило, объектом инве- стирования робо-советников являются биржевые инвестиционные фонды ETF, причем нет ни одного успешного робо- эдвайзера, который бы использовал ка- кой-либо другой инструмент. Основные выгоды для клиентов (здесь мы опираемся на перечень, пред- ложенный Банком России)1 — низкие из- держки, упрощенный доступ через дис- танционные каналы (Интернет, мобиль- ные решения), доступ к гарантированно профессиональной экспертизе при раз- работке инвестпортфеля. Для банков это самый простой способ добавить инвестиционные услуги уровня private banking в свою линейку предложе- ний, причем не только для состоятельных клиентов, но и для сегмента массового рынка и сегмента mass affluent. «Цифро- вой», автоматизированный консультаци- онный сервис, скорее всего, станет стан- дартом для этих сегментов. Простые, проверенные алгоритмы, основанные на современной портфельной теории, помо- гают формировать качественные дивер- сифицированные портфели, защищающие клиента как от превратностей рыночной стихии, так и от самого себя (от импульс- ных продаж и покупок). Банкирам остает- ся встраивать робо-советник в свою ин- фраструктуру, и примеры интеграции уже появляются — как за рубежом (партнер- ство приобретенного Blackrock робо- эдвайзера Future Advisor и BBVA), так и в России (проекты ВТБ24-Автопилот, АК Барс Советник, в которых крупные банки выступают партнером сервиса «Финан- совый автопилот»), на подходе другие банки. Для управляющей компании спо- собы использования робо-эдвайзера весьма разнообразны: от формирова- ния портфелей по умолчанию (полная автоматизация) до промежуточной ги- бридной модели, в которой цель управ- ляющей компании — добавить стои- мость за счет привлечения консультан- та. Цель гибридной стратегии — не только объяснить клиенту, из каких ин- струментов состоит его портфель, но и показать, как доверительный управляю- щий может улучшить базовый портфель робо-эдвайзера, используя его как «ядро» стратегии, при этом добавляя к нему собственные инвестиционные идеи и учитывая уточнения относитель- но финансового плана клиента. Пода- вляющее большинство финансовых со- ветников хотели бы регулярно получать рекомендации по формированию порт- феля клиента. Для нефинансовой компании ис- пользование робо-эдвайзера — самый простой способ выйти на рынок финансо- вых услуг, капитализируя наработанную клиентскую базу и загружая существую- щие сервисы поддержки. Такое партнер- ство не требует высокой степени инте- грации IT-систем сторон, в котором про- вайдер робо-эдвайзера, по сути, берет на себя аутсорсинг финансовых услуг. Интересным такое взаимодействие может оказаться для платежных систем, мобильных операторов, ритейлеров и т. д.

Впервые широкие слои инвесторов полу- чают легкий, прозрачный и надежный механизм доступа к лучшей практике инве- стирования, основанный на глобальной диверсификациии


МОЖНО ЛИ РАССЧИТЫВАТЬ НА ТРАНСФОРМАЦИЮ ТРАДИЦИОННОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ АКТИВАМИ?

Венчурные инвесторы считают такие автоматические инвестиционные плат- формы перспективным вложением денег, в общей сложности инвестиции состави- ли уже более 0,5 млрд долл. (оценка не включает затраты «старожилов» отрасли на разработку собственных онлайн-плат- форм). Один из лидеров «новой волны» — американская компания Wealthfront при- влекла около 130 млн долл., другой — компания Betterment недавно увеличила объем капитала до 205 млн долл. В чем причина такого доверия к «новичкам», вторгающимся на территорию, на кото- рой правят бал игроки с активами, пре- вышающим триллион долларов? Поддержка основана на комбинации идей «подрыва» традиционной системы управления активами за счет дешевиз- ны и эффективности автоматических ус- луг и «выхода» в нишу предложения ка- чественных инвестиций группе потенци- альных клиентов с низким накопленным уровнем благосостояния. К примеру, од- ной из ключевых групп клиентов для ро- бо-эдвайзеров является молодежь. Нельзя сказать, что традиционные управляющие «проспали» революцию. Так, лидеры бизнеса управления актива- ми Vanguard создали сервис автоматиче- ского инвестирования Vanguard Personal Services, один из крупнейших брокеров предложил услугу Schwab Intelligent Portfolios, моментально опередив «классиче- ских» робо-эдвайзеров по объему при- влечения средств за счет качественной накопленной базы клиентов, которую и УК, и брокер могут эффективно сегмен- тировать и таргетировать. На подходе адепт активного управления — компания Fidelity, которая готовится к запуску авто- матизированного сервиса Fidelity Go. Естественно, упрочение позиций ро- бо-эдвайзеров и восприятие онлайн- модели взаимодействия столпами отрас- ли не может не волновать традицион- ных управляющих. Так, Robeco отмечает в своем обзоре: «Технологические компании встают между индустрией управления активами и клиентами, что создает угрозу потери отношений с клиентами»2. Фирмы, которые таргетируют масс-маркет и сег- мент mass affluent, будут вынуждены ак- тивно использовать цифровые стратегии и инструменты, чтобы сохранить конку- рентное преимущество в этой новой ры- ночной среде. Впрочем, тенденции пока медленно проникают на самый верх «пи- рамиды» обслуживания клиентов. Так, Citi в своем обзоре утверждает, что пока состоятельные клиенты не склонны со- кращать взаимодействие с «человече- скими» советниками в пользу «автомати- ческих». Но статистика Charles Schwab говорит о том, что число миллионеров, использующих робо-сервисы, насчиты- вает более 15% и продолжает расти. По различным прогнозам (разнящимся по временной шкале и методологии), общий объем активов под управлени- ем робо-эдвайзеров может достичь от 2 трлн долл. (уже к 2020 г., по оценке AT Kearney) до 13,5 трлн (по оценке McKinsey & Co.).

КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ УСПЕХА МОДЕЛИ АВТОМАТИЧЕСКИХ СОВЕТНИКОВ

За счет чего же будет расти этот перспективный сегмент финансовой ин- дустрии? Привлечение клиентов в тра- диционные B2C-каналы — дорогостоя- щее мероприятие, без доступа к деше- вым существующим каналам продаж «взлететь» у робо-советников не полу- чится. Преимущества использования онлайн-каналов уже продемонстрированы и хорошо воспринимаются представите- лями широких слоев индустрии управле- ния активами. Скорее всего, успешной станет ги- бридная модель советников, в которой онлайн-канал и «цифровой» интерфейс формирования портфеля качественно дополняются «человеческой» поддерж- кой со стороны советников, сотрудников колл-центра, службы поддержки с исполь- зованием чатов, видеоконференций, бо- тов и других технологических решений. Однако реализация таких преобразова- ний требует поддержки и со стороны су- ществующих финансовых либо нефинан- совых организаций, а также доступа к их клиентским базам. Качественный статистический анализ существующих и формирующихся баз дан- ных о клиентах обеспечит преимущества тем игрокам, которые будут вкладывать средства в это направление. Расширение набора возможных рекомендаций, гене- рация дополнительных предложений, та- ких как финансовое планирование и пер- сонализация финансового обслуживания, создадут дополнительные возможности для развития.

Модель робо-советника прекрасно подхо- дит к российским условиям — на наших глазах происходит демократизация инве- стирования


ПЕРСПЕКТИВЫ РОБО-ЭДВАЙЗЕРОВ В РОССИИ

В отсутствие индустрии независимых финансовых советников Россия имеет су- щественный потенциал развития робо-эд- вайзеров. Собственно, не происходит подрыва существующих моделей продаж, а формируется новый канал дистрибуции финансовых продуктов. Благо, что для этого появились хотя бы минимально не- обходимые условия: наличие рынка бир- жевых фондов ETF и запуск технологии удаленной идентификации. При этом похоже, что мегарегулятор не оставит эту область без надлежащего надзора. Так, в Докладе упоминается не- обходимость «валидации робо-советников », установления «меры ответственности за их некорректную работу», а также «требований к обязательным для исполнения стандартам, разрабатываемым СРО в целях регламентации функционирования Систем, в том числе требования к определению источников данных». Любое повыше- ние прозрачности работы робо-советников (равно как и прочих профучастников неза- висимо от степени автоматизации выбора портфеля) можно приветствовать. Убежден, что модель робо-советника прекрасно подходит к российским услови- ям — на наших глазах происходит демокра- тизация инвестирования. По сути, впервые широкие слои инвесторов получают лег- кий, прозрачный и надежный механизм до- ступа к лучшей практике инвестирования, основанный на глобальной диверсифика- циии. Индустрия независимых советников в России отсутствует, поэтому доступ к техно- логичным сервисам, имеющим под собой серьезную экспертизу, весьма кстати. Ос- новным каналом, скорее всего, станет бан- ковская дистрибуция в силу доминирова- ния этого типа финансовых организаций в российском ландшафте, поэтому, возмож- но, именно за банковскими сервисами, та- кими как «ВТБ24-Автопилот», — будущее
http://www.rcb.ru/ (C)

При копировании ссылка обязательна | Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
Поддержите нас - ссылаясь на материалы и приводя новых читателей
Нашли ошибку: выделите и Ctrl+Enter