Генри Форд: Взлетая навстречу ветру » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Генри Форд: Взлетая навстречу ветру

14 сентября 2016 utmedia | Ford

Вступление. Видение локомобиля

Генри Форд: Взлетая навстречу ветру


… Мальчик остолбенел. Из-за поворота показалось нечто. Пыхтя и извергая клубы пара, оно двигалось на них. Телега, но какая. Самоходная! Локомобиль. Человек, стоящий на ней, загребая лопатой, кидал уголь в топку, одновременно управляя аппаратом посредством клапана и рычага. Странное сооружение остановилось, слегка подрагивая, и пропустило повозку отца с сыном, запряженную лошадьми. Подросток едва успел перекинуться несколькими фразами с машинистом.

Экипажи давно разъехались. Дым рассеялся. Дорожная пыль улеглась. Но Генри не мог прийти в себя от увиденного. В эти минуты решилась его судьба, судьба миллионов в недалеком будущем и, как небольшое следствие, судьба самодвижущихся телег с паровым двигателем. Они исчезнут. Появится нечто иное...

Ферма. Мастерская. Увлечения Генри Форда

В разгар Гражданской войны в США середине лета 1863 года, 30 июля в крепкой фермерской семье Фордов, имеющей ирландские корни, на свет появился первенец. Папа Уильям и мама Мари нарекают его простым и популярным (во все времена) англоязычным именем Генри.

Жизнь на ферме в окрестностях Детройта, штат Мичиган (как, впрочем и на любой другой) протекала в нелегких трудах, и родители рассчитывали на трудолюбивого помощника по хозяйству.

Поначалу так оно и было. Но маленького Генри не покидало чувство, что объем затрачиваемых усилий в сельхозтруде не соответствует его результатам, и интересы мальчика все больше смещались в инженерно-техническую сторону. Его мало интересовал неквалифицированный физический труд. Он старался упростить работу с помощью всяких приспособлений и механизмов. На ферме подросток оборудовал небольшую мастерскую. Генри настолько углубился в технику, что в 15 лет мог починить любые часы, используя самые примитивные инструменты.

Увлечения наследника не особенно нравились родителям, особенно отцу. Когда в 16-17 лет молодой Форд собирает первую паровую тележку и приступает к обучению в настоящих механических мастерских, Форд старший начинает осознавать, что фермерство, пожалуй не для сына.

Генри же с головой уходит в решение вопроса о снижении веса самоходных паровых машин, пока не понял, что это невозможно. Ему на глаза попадается публикация о бензиновом двигателе. Вектор найден. Чутье не обмануло молодого фермера-инженера. Клубок надо разматывать с этой стороны.

Женитьба Генри Форда и первый автомобиль

Генри Форд: Взлетая навстречу ветру


Форд совмещает работу в мастерских Детройта с жизнью на ферме. Ферма ему нужна только для одного. Как место для изысканий и разработок легкого и функционального двигателя и прочих узлов для самоходных тележек. Генри обустраивает под свои опыты обширное помещение. Фактически, это мини-цех.

Отец предпринимает последнюю попытку вернуть «блудного сына» в аграрный бизнес и предлагает ему 40 акров лесных угодий, при условии, что тот бросит возиться с механизмами. Вначале хитрый папин план, как-будто, сработал.

Причина - женитьба. Избранницей Генри стала Клара Брайант, девушка с соседней фермы. С Кларой Форд проживет всю жизнь. Другой жены у него не будет. Она станет его самым большим другом и поддержкой. Много позже, на вопрос репортеров, о том, хотел бы он прожить еще одну жизнь, Форд ответит: «Да, только если можно снова жениться на Кларе».

Ради супруги, Форд занялся рубкой отцовского леса и постройкой семейного домика. Конечно, делал он это с помощью, разработанной им, портативной механической пилы.

Немного погодя, Генри предлагают место механика в офисе компании Эдисона в Детройте. Он с радостью соглашается. Солидное жалование в 45 долларов в месяц — отличная поддержка для семейного бюджета. А гибкий график позволит заниматься машинами.

Так закончилось фермерство Генри Форда. Он твердо решил, что на малой родине делать ему нечего (да и лесной массив быстро исчез под чудо-пилой). Молодые снимают дом на Бэгли-авенюв в Детройте и Форд погружается в работу.

Гибкий график подразумевал возможность работать на Эдисона в ночную смену. А днем — техника. И так много месяцев подряд. Потом Генри переходит в дневную смену, а вечером и ночью — машины. Опять месяц за месяцем. Спросите — тяжело? Форд вам ответит: «Я не могу даже утверждать, что работа была тяжелой. Ничто, по-настоящему нас интересующее, не тяжело».

Генри уверен в успехе. И очень важно, что в него верит и Клара. Даже больше, чем сам Генри. Позже он напишет о ней: «Такой она была всегда».

И результат пришел.

1892 год. Генри Форд вручную, в мастерской, собирает свой самый первый автомобиль. Воплощает детскую мечту. Надо уметь мечтать. Форд умел.

Спустя несколько десятков лет, когда его заводы будут выпускать каждое десятое авто в мире, и слово «Форд» станет нарицательным в автомобилестроении, Генри по-прежнему будет гордиться тем своим достижением.

Судите сами.

Внешний вид — фермерская тележка.

Технические характеристики.

Генри Форд: Взлетая навстречу ветру


Двухцилиндровый двигатель с поршнем. Мощность, на минуточку, 4 лошадиных силы! Задний привод. Две скорости на 10 и 20 миль в час. Напомним, одна британская/американская миля — примерно 1,6 км. Заднего хода не было. Колеса — велосипедные. Эллиптические рессоры. Количество посадочных мест — 2 (включая водителя). Руль Форд отливал лично. Вес транспортного средства— около 500 фунтов (225 кг). Объем бака -12 л, что хватало на 60 полных миль (96 км). Охлаждение вначале отсутствовало — только встречный ветер. Электрозажигание.

Серьезный аппарат, как для 1892 года. Технологический прорыв. Без шуток.

Испытал его Форд весной следующего года на родной ферме в Дирборне. В апреле. Когда в Мичиган прилетают птицы со смешным именем «овсянка».

Тележка Генри на несколько лет вошла в число главных достопримечательностей Детройта, будущей автомобильной столицы США. Она собирала толпы зевак и желающих немедленно на ней прокатиться. У Форда начались сложности с полицией. От него потребовали получить некое разрешение на езду — прадедушку водительского удостоверения. И Форд стал на время единственным официальным шофером Соединенных Штатов. Наездив на ней в 1895-96 годах несколько тысяч увлекательных миль, Генри продал ее за 200 долларов господину по имени Чарльз Эйнсли. Если Чарльз или его потомки догадались бы сохранить фордовскую тележку... Сколько бы они смогли за нее получить сегодня?

Уход от Эдисона и Детройтская автомобильная компания

Увлечение Форда передвигающимися на бензине объектами начало надоедать теперь уже Детройтскому руководству компании Эдисона. Ценный работник все время смотрел в сторону.

И вот, в 1899 году Генри предлагают руководящую должность в электрической фирме. Цена вопроса та же, что и много лет назад, когда Форд-старший заманивал сына лесным участком в 40 акров. Бросить возиться с двигателем внутреннего сгорания и заняться (наконец-то) чем-то действительно стоящим и полезным.

15 августа 1899 г. Генри Форд второй раз говорит «Нет» и уходит со службы. Риск очень велик. У него семья, жена и шестилетний сын.
И никаких сбережений. Все деньги — в технике.

Вскоре, в том же году, Форду предоставилась возможность попробовать свои силы в серьезном автобизнесе. А может быть, он и уходил от Эдисона не в никуда, а в создаваемое предприятие. Группа энтузиастов учреждает Детройтскую автомобильную компанию. Цель - производство авто на основе концепт-кара Генри. Он становится акционером и главным инженером.

Но бизнес, по мнению Форда, пошел неправильно. Партнеры не хотели ничего нового. Никаких новаций, обновлений и усовершенствований. Только побольше заказов под старую модель и, тем самым, побольше доходов. Генри это не устраивало. Абсолютно.

Кредо Форда: «Лучшая машина — новая машина». В 1902-ом он покидает компанию. И дает себе клятву, никогда впредь не работать под чьим-либо началом. Только своей дело. Только.

«Большие гонки»

Генри снимает кирпичный амбар на Парк-плейс, 81 в Детройте и продолжает дотошно изучать две вещи: четырехцилиндровый двигатель и систему автомобильного бизнеса. И собирает машины. Всего, до основания Ford Motor Company, их будет около 25, включая те, что он сделал в автомобильной компании в 1899-1902 гг.

Генри Форд: Взлетая навстречу ветру


Он отчаянно ищет деньги для открытия своей компании. Для привлечения инвесторов. Надо было как-то обратить на себя внимание. Для того, чтобы зарекомендовать себя на тогдашнем авторынке был единственный путь — показать хорошую скорость и выиграть престижную гонку. Публика презирала аутсайдеров и на руках носила чемпионов.

Форд находит противника. Достойного. Чемпион Америки Александр Уинтон из Кливленда. Автор знаменитых на рубеже веков мощных «уинтоновских» авто, заточенных, как под скоростные автогонки, так и под изнурительные длинные автопробеги. В 1903 г. его автомашина Winton 20HP (мощностью 20 л.с.), одна из первых, пересекла Штаты с Запада на Восток.

Казалось бы, безумие — малоизвестный инженер против автозвезды.

Детройт. Ипподром Грин-Пойнт. Форд vs Уинтон. Гонщики прогревают моторы. Автомобили выстраиваются у линии. Дается старт. Двигатели отзываются адским грохотом. «Болиды» рванули с места. Кузова авто открытые. Участники в шлемах, темных очках, рты закрыты платками, одна рука, затянутая кожаной перчаткой, на руле, другая на ручке переключения скоростей.

Лидерство попеременно переходит от Уинтона к Форду и наоборот. Круг за кругом. Раскаленный воздух врывается в легкие. Песчинки, осевшие на стеклах очках, мешают следить за стремительно набегающей трассой. Вибрация и центробежная сила стремятся выкинуть водителя из кресла. Скрежет тормозов и визг покрышек на поворотах.

Финиш. Рев публики. Кто же первый? Оседают клубы пыли. Зрители видят Победителя.

Молодой и счастливый изобретатель с неизвестной фамилией Форд.

Это были не последние гонки Форда перед Ford Motor. В 1903-ем накануне открытия компании, Генри вместе с другом Тимом Коппером для автогонок собирают две высокоскоростные модели - «999» и «Стрела». На каждой — огромный двигатель в 4 цилиндра, мощностью в 80 «лошадей». Количеством децибелов, продуцируемых им, можно было, по выражению Форда, «наполовину убить человека». Как только Генри и Тим опробовали обе машины на полной скорости, то поняли одну простую вещь. В соревнованиях они участвовать не будут. Оба. По сравнению с поездкой на 999 и Стреле, спуск на Ниагарском водопаде мог показаться легкой прогулкой.

Нужна была «сорви-голова». Коппер достал такого из Солт-Лейк-Сити. Велосипедный гонщик по фамилии Олдфилд. Его «ценным качеством» было то, что он не имел представления, как управлять автомашиной. Ни малейшего. Так что, страх перед гоночным авто ему был не знаком. Но Олдфилд очень любил скорость.

За неделю Коппер и Форд обучают велосипедиста вождению и выставляют на гонки. По трассе, длиной в 3 мили, Олдфилд мчал, как дьявол. Он не смотрел по сторонам и не сбрасывал скорость на поворотах. Он просто гнал 999, выжимая из нее, все, что можно. Олдфилд опередил преследователей на полмили.

В дальнейшем, много десятков лет, вплоть до настоящего времени, компания Форда всегда будет участвовать в гонках. Всегда будет бороться за Победу. Никакое место, кроме первого, не будет иметь для нее значения.

Ford Motor Company. Первые шаги

Генри Форд: Взлетая навстречу ветру


Гоночно-рекламные акции сделали свое дело. Ему поверили. Недаром Форд говорил: «Если бы у меня было 4 доллара, 3 из них я отдал бы на рекламу».

Через неделю после победы 999, Генри Форд собирает необходимую сумму и основывает Ford Motor Company. Акционерный капитал $100 тыс. Доля Генри — 25,5%. Первоначально он выполнял работу директора, товарища Председателя, главного инженера и чертежника.

Производство отдельных узлов: кузовов, шин, колес начали в бывшей столярной мастерской на Мак-авеню, все тот же Детройт. Далее, они отправлялись на настоящие заводы. Причина такой кооперации — банальная нехватка денег. Еще Форд разрабатывал техническую документацию, по которой «смежники» должны были осуществлять конечную сборку.

Так родился «Форд А» с восемью лошадиными силами и баком, объемом 20 л. В течение года сошло 1708 моделей А. Значит, спрос был.

Потом пошли модификации- «В», для автотуристов (даже так), по цене $2000, «С» усовершенствованная версия «А» и «F», тоже для туристов, но уже за $1000. Для модели «В» устраивали тест-драйв на льду. Но общий сбыт за второй год существования компании несколько упал. Причина, по мнению Форда, заключалась в высокой цене. Товар за $2000 оставался недоступным для 95% потенциальных покупателей. Надо было предпринимать меры по снижению себестоимости. Возможности бывшего столярного цеха были исчерпаны.

В 1906 Ford Motor возводит пусть небольшой, но полноценный трехэтажный заводской корпус. Однако полный цикл производства авто локализовать у себя пока не получалось.

Завод в Хайленд-парк. Форд-Т. «Фордизм»

Наконец, свершилось то, что так приближал Форд. Современный полноценный автозавод. Именно такой открылся в Хайленд-парк, Детройт в 1910 г.

С Хайленд-парк связаны два ключевых события в американском и мировом автомобилестроении. Одно произошло на два года раньше ввода в строй завода, другое три года спустя.

Генри Форд: Взлетая навстречу ветру


В 1908 г. в Детройте, на автозаводе Пикетт, собран первый экземпляр легендарной (совсем без преувеличения) модели «Форд-Т». Этим изделием вскоре будут загружены все предприятия Форда.

Форд-Т производился по 1927 год миллионами штук. Всего — 15 миллионов экземпляров. Выпуск осуществлялся Ford Motor Company по всему миру. Во Франции, Англии, Германии и далекой Австралии.

Машина комплектовалась четырехцилиндровым двигателем объемом 2,9 л. Коробка передач — двухступенчатая, планетарного типа. Простая, неприхотливая, удобная в управлении и надежная машина. И доступная. Стартовая цена в 1908-10 гг. 825-850 долларов. У конкурентов на аналогичные авто - $1100-1700. Подобный ценовой крен обусловил популярность и резкий рост продаж модели Т.

Цвет — преимущественно черный. Широко известно высказывание Форда: «Любой клиент может получить автомобиль выкрашенный в тот цвет, в который он хочет - до тех пор, пока этот цвет — черный».

Вторым событием стала революция в автосборке. В 1913 г. Генри Форд в Хайленд-парк впервые в изготовлении автомобиля применил конвейер. Время для монтажа Форда-Т сократилось в 6 раз - с 12 часов до 2-х.

Двойной удар в виде доступной цены и автоконвейера лишило конкурентов последних шансов. Весь мир стал перенимать методы Форда.

Другой бизнес-новеллой Генри стали его подходы в работе с персоналом. Форд стал претворять в жизнь идеи «Капитализма благосостояния». В 1914 году на его заводах устанавливается невиданная для Америки заработная плата в 5 долларов в день. Дальше — больше. Рабочая неделя с 48 часов (шесть дней по восемь часов) сокращается до привычной нам 40-часовой (пятидневка). Форд выстроил специальный рабочий поселок, ставший образцовым.

Не нужно думать, что Генри Форд переквалифицировался в Санту Клауса. Отнюдь нет. Тут был свой расчет. На предприятиях Ford Motor Company практически исчезла текучесть высококвалифицированных кадров. Хорошо оплачиваемые рабочие, имеющие больше времени для досуга, стали самыми активными покупателями собственной продукции. Это огромный и надежный рынок сбыта.

Форд не остановился на зарплате и количестве рабочих дней. Он сделал фантастическую для США начала ХХ века вещь. Допустил сотрудников к распределению прибыли, сделав их, по сути, партнерами. Правда, проходило это многие годы весьма своеобразно. В компании был организован, своего рода, «завком» - общественный департамент со штатом 50 человек. В его функции входило наблюдение за персоналом и выявлять лиц с «неподобающим» поведением. Под такое определение подпадали пьянство, увлечение азартными играми, уклонение от выплаты алиментов. Таких «неправильных товарищей» от прибыли отлучали, а наиболее злостных попросту увольняли.

Свою «моральную» хватку Форд ослабил только в 1922 году. Но элементы «общественного контроля» оставались на его заводах, вплоть, до начала Великой депрессии. При ней были уже совсем другие проблемы. Не моральные.

Социально-экономические приемы Форда получили отдельное название «Фордизм».

А вот профсоюзы Генри не любил. Не сложилось у них взаимопонимания. «Социальный автокапиталист» считал, что от профсоюзных лидеров больше вреда, чем пользы. Причем, самим рабочим. Форд не пускал к себе профессиональные союзы вплоть до 1941 г.

Тяжба с A.L.A.M. Конец автомонополии

В первые годы, на пути к успеху, Форду мешали не только конкуренты и «необразованные» клиенты, о которых Генри выражался так: «Если бы я спросил людей, чего они хотят, они бы попросили более быструю лошадь».

Препятствия возникали совершенно неожиданно и непредвиденно.

Одно из них для Форда оформилось в 1903 г. в виде длительной судебной тяжбы с Ассоциацией законных автопроизводителей (англоязычная аббревиатура A.L.A.M.) вокруг авторского права на патент некоего господина Дж.Б. Селдена. Последним еще в 1879 (!) году была подана заявка на изобретение «простого, прочного и дешевого уличного локомотива», по типу того, который произвел сильнейшее впечатление на двенадцатилетнего Генри. В 1895 г. заявка была оформлена официальным патентом.

Используя право собственности на эту «супер-идею с бородой», A.L.A.M. загоняла (или могла загнать) под свое начало любого автопроизводителя, заставляя выплачивать его гигантское роялти. Отличная схема — купи патент и «стриги купоны». Больше делать ничего не нужно. Организацией производства, рекламой, продвижением, сбытом, послепродажным обслуживанием пусть занимаются члены Ассоциации, учредителям которых не повезло. Просто они родились чуть позже провозглашения независимости Соединенными Штатами.

В противном случае — судебные иски, гигантские штрафы, и в итоге, то же «пожизненное» роялти. Причем, пострадать могли не только автокомпании, но и их смежники, и даже клиенты-покупатели.

Наблюдая за растущим успехом Ford Motor Company, руководство A.L.A.M. решило приструнить «ирландского выскочку» из Детройта.

Процесс длился долгие 6 лет и в 1909 году Форд... проиграл дело.

Агенты A.L.A.M. немедленно стали распространять слухи, что покупка автомобиля Ford – уголовное преступление и владельцы этих машин будут арестованы. Дело предпринимало серьезный оборот.

Но парень с фермы в окрестностях Дирборна, штат Мичиган, оказался «крепким орешком». Руководствуясь собственным принципом «Гораздо больше людей сдавшихся, чем побежденных», Форд ринулся в бой.

Первое — любой ценой сохранить клиентскую базу и успокоить покупателей. Ford Motor публикует в ведущих местных газетах четырехстраничный пресс-релиз, призванный вселить уверенность в своих клиентов. Из него следовало, что компания выделяет фонд в $12 млн для защиты потребителя от правовых рисков владения фордами. В публикации были такие строки: «...не соглашайтесь покупать машины более низкого качества по безумно высоким ценам на основании слухов, которые распространяет почтенная компания наших врагов».

Фонд выполнил роль страховки. И поклонники Ford Motor поверили «своей» компании. Продажи не сократились, а возросли вдвое против предыдущего года, до 18000 авто. А помощь у фонда запросили только 50 человек. Симпатии автомобильной Америки были полностью на стороне Генри.

Второе — подача апелляции и продолжение юридической борьбы.

В 1911 году Суд принимает сторону Форда. Почти сразу же после этого решения, A.L.A.M. прекращает свое существование.

Ford Motor Company. Сын Генри Форда. Уход

Генри Форд: Взлетая навстречу ветру


Компания набирала обороты. Форд подумывает о полном контроле над Ford Motor.

В 1916 г. он доводит свой пакет акций до 51%, впоследствии увеличив до 59%. В 1919 году к бизнесу подключается 27-летний сын Эдсель и выкупает оставшиеся 41% за $75 млн. Цена одной акции за 16 лет (с 1903 г.) выросла в 125 раз, со 100 до 12500 долларов. Источник средств понятен. Весь бизнес контролируют теперь отец и сын.

31 мая 1921 года с фордовского конвейера сходит пятимиллионный автомобиль. Есть оценка, что из 10 машин, реализуемых в 20-ые годы, 7 делал Генри Форд. Он таки «пересадил Америку с лошадей на колеса», сломав многовековые предрассудки соотечественников. С тех пор — американцы автомобильная нация. Крылатая фраза Остапа Бендера «Автомобиль не роскошь, а средство передвижения» вполне могла стать слоганом для Ford Motor Company, а Ильф с Петровым неплохо бы заработали.

Генри Форд у руля Ford Motor Company до 1930-х. Далее, он уступает руководство сыну Эдселю, занимавшему место Президента компании с 1919 года. В мае 1943 году сын умирает от рака желудка и отец вновь «заступает на капитанский мостик». Но время берет своё и через два года Генри передает семейное дело внуку-тезке Генри Форду II.

Генри Форд скончался 7 апреля 1947 года на 84-ом году жизни. Ему принадлежат слова: «Человек умирает тогда, когда перестаёт меняться, а похороны — просто формальность».

Самолеты

Генри Форд: Взлетая навстречу ветру


Технические и деловые интересы Генри Форда не ограничивались только автомобилями и сельхозтехникой (например, тракторами).
Он смотрел выше. В небо.

В 1925 г. учреждается авиакомпания Ford Airways. В том же году приобретается авиастроительная фирма У. Стоута. Форд начинает строить самолеты.

Первая модель - Ford 3-AT Air Pullman. Но самым коммерчески успешным было производство Ford Trimotor, известный, как «Жестяной гусь». Он выпускался в 1927-33 гг. в Ford Airplane Company. Всего свет увидели 199 тримоторов. Последний снят с эксплуатации только (!) в 1989 г.

Эти странные-странные взгляды

Удивил мир Генри Форд не только автомобилями, тракторами и самолетами. У него были парадоксальные убеждения и пристрастия в политике и общественных отношениях.

Какая система лучше?

Известно его высказывание: «Монархия — лучший строй из известных человечеству». Возможно, оно обусловлено личным патерналистским опытом организации отношений с персоналом своих заводов. Социальная часть «Фордизма» где-то перекликается с темой «доброго царя» или короля.

Пацифизм и военные поставки.

С началом Первой мировой войны, Форд проявил пацифистские наклонности. Он организовал рейс корабля «Оскар-2» с группой миротворцев к берегам воюющей Европы, и убеждал немедленно прекратить боевые действия.

Европа не поняла Генри сотоварищи и безжалостно высмеяла их миссию.

В 1917 г. США вступают в конфликт на стороне Антанты и Форд резко меняет взгляды. Его заводы подключаются к правительственным военным заказам и «заваливают» американскую армию новейшими образцами вооружений. Противогазы и каски, узлы для авиамоторов, танки и даже (!) подводные лодки.

И, конечно, автомобили марки «Ford», переделанные под военные нужды. Например, будущий классик американской литературы, а тогда 18-летний медбрат Эрнест Хемингуэй, вспоминал, как фордовские грузовики использовались для перевозки раненых в Италии.

Антисемитизм и поддержка нацистов.

В 1920-м году в газете The Dearborn Independen, принадлежащей Форду, прошла серия антисемитских публикаций. Вскоре, отдельной книгой под названием «Международное еврейство» вышел дайджест напечатанных статей. Книга стала настоящим идеологическим подарком для нарождающегося в Германии нацизма и активно им использовалась в антиеврейской пропаганде.

Чего стоит, например, такое эпатажное высказывание автомобильного короля: «Если изъять деньги у 50 богатейших еврейских семей, то прекратятся войны и революции»?

Семь лет спустя, в 1927 году, Генри Форд принес публичные извинения в американской прессе за свое поведение. Вот выдержка из его письма: «Как человек чести я считаю своим долгом принести извинения за все дурные поступки, совершённые мною в отношении евреев, моих сограждан и братьев, и прошу у них прощения за тот вред, который я причинил им безо всякой на то причины».

Тем не менее, антисемитизмом не исчерпалась тема сочувствия Генри Форда Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП). Он активно поддерживает ее финансово, его портрет висит в Мюнхенской резиденции Адольфа Гитлера. Форд — единственный американец, который упоминается будущим фюрером третьего рейха в его книге «Моя борьба». Упоминается с восхищением.

В интервью для «Детройт Ньюс» в 1931 году, Гитлер говорит: «Генри Форда я считаю своим вдохновителем». Во время беседы, журналист отметил портрет Форда над столом лидера НСДАП.

Заводы американского автомагната на территории оккупированной Франции выпускали для Вермахта автомашины и авиадвигатели. При этом, они не были конфискованы и находились в собственности Форда. Так нацисты отблагодарили своего кумира.

Помощь СССР.

Свое представительство в Российской империи Ford Motor открыл еще в 1907 г.

После революции, Форд активно сотрудничает с новыми коммунистическими властями. Это было повсеместное явление для американского бизнеса в период первых советских пятилеток.

Первый трактор, выпущенный в Советском Союзе в 1923 г. - «Фордзон-Путиловец» представлял собой модифицированную версию фордовского трактора Fordson. Строительство Горьковского автозавода (ГАЗ) в 1929-33 гг. и реорганизация завода АМО, а также обучение персонала для обоих предприятий, были проведены при активном участии Ford Motor Company. Основание — прямое соглашение между компанией и советским Правительством.

Много о Форде, его взглядах, предпочтениях и убеждениях можно узнать из его книги «Моя жизнь, мои достижения», My Life & Work (вышла в русском переводе в 1924 г.).

Ford Motor Company. Современный срез

Сейчас Ford Motor – публичная компания с рыночной капитализацией свыше $50 млрд. Прибыль за последний отчетный период — почти $9 млрд при выручке $155,6 млрд. Персонал — 199 тысяч сотрудников по всему миру.

У компании — четвертое место в мире по общему объему проданных автомобилей за всю свою историю. В Штатах — третье место после General Motors и Toyota Motor Corporation. В Европе Ford, по уровню сбыта, уступает только группе Volkswagen.

Генри Форд: Взлетая навстречу ветру


график акций Ford Motor Co (F) c 1972 г., источник YAHOO! Finance

Акции Ford Motor Company котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже с простым однобуквенным тикером «F» и входят в базу расчета ведущего американского индекса S&P500. А вот в базе старейшего фондового показателя США — промышленного индекса Доу-Джонса они не фигурируют. Как, впрочем и акции иных автопроизводителей Соединенных Штатов. Ближайшая по профилю компания — знаменитый изготовитель с/х и стройтехники Caterpillar (CAT).

Абсолютный максимум акция Ford Motor Company достигла в декабре 1998 года - $32,59 за штуку. В «нулевых» годах Ford Motor вошел в полосу рецессии. В декабре 2008 г., во время финансово-экономического кризиса 2007-08 гг., акции компании показали наименьшую стоимость с начала 1980-х - $2 за штуку.

Выправлять положение призвали специалиста по «спасению корпораций от краха» Алана Роджера Малалли. В 2006 году его назначили Гендиректором Ford. У Малалли уже был опыт такой работы. Чуть раньше, он вытащил из пропасти Boeing. В Ford Motor Company Алан повторил успех. Эти события описаны в книге Б. Хоффмана «Американская икона: Алан Малалли— бороться, чтобы спасти Ford Motor Company» (2012).

На протяжении ХХ века компания принимала активное участие в автогонках. После 1903 года, здесь мало, что изменилось. Преимущество автомобильного бренда надо было доказывать скоростью, выносливостью, маневренностью. Доказывать победами. Мир любит сильных.

Всего несколько моментов, связанных с сотрудничеством Ford и «Формулы-1».

Генри Форд: Взлетая навстречу ветру


В 1967-2004 гг. Ford Motor поставляла двигатели марки Cosworth для болидов, участвующих в Формуле. Их эксплуатировали пилоты команд Lotus Cars и McLaren. Машины, оснащенные фордовскими моторами, 176 раз выигрывали Гран-при гонки.

Четыре года (2000-04) Ford Motor владела гоночной командой - участницей Формулы-1 Stewart Grand Prix, переименованной в Ягуар. Но ввиду вышеописанных трудностей, постигших компанию в тот период, она продала Ягуар концерну Red Bull.

Ford остается, во многом, семейным предприятием. Штаб-квартира в родных местах отца-основателя, в городе Дирборн, в пригороде Детройта, штат Мичиган. На конец 2010 г. семья Форд контролировала 40% уставного капитала компании.

Заключение. Америка. Дорога. Ford

Во многих голливудских фильмах об Америке (не обязательно старых или ретро) присутствует такая картинка.

Лето. Ярчайшее солнце. На голубом небе ни облачка. Жара. Бескрайние просторы североамериканских прерий, прорезаны лентой дороги. Слева и справа, по ходу движения ровная, как стол местность. Где-то на горизонте могут маячить далекие горы.

На дороге и вокруг - ни души. С одним исключением. По трассе движется автомобиль. Громыхает старый, убитый грузовик (почему-то всегда грузовичок). Пыль столбом. За рулем человек. Пассажирское место пусто. Водитель один.

За кадром играет добротный блюз или кантри.

Чувство свободы абсолютное. Сродни чувству полета.

На решетке радиатора авто - табличка с четырьмя буквами прописью Ford

Генри Форд: Взлетая навстречу ветру

/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter