Реформа на три буквы » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Реформа на три буквы

4 ноября 2016 banki.ru
268 банковских лицензий, отозванных за три с небольшим года под романтичным именем «банкопад», оказывается, еще не настоящая реформа банковской системы. Настоящая только начинается. Банк России вознамерился сам не только хоронить мертвых, но и лечить больных. И в этом есть своя логика.

Пока у российской банковской системы, будем откровенны, не один, а два хозяина. Агентство по страхованию вкладов, контролируемое правительством, имеет меньше полномочий, чем ЦБ. Но все-таки АСВ сохраняло и собственные важные полномочия, и юридическую независимость от мегарегулятора. АСВ (сейчас уже мало кто об этом помнит, но создавалось оно вовсе не для выплаты государственного страхового возмещения вкладчикам прогоревших банков, а как раз для спасения утопающих, отчего и называлось поначалу Агентством по реструктуризации кредитных организаций, АРКО) до сего дня выполняет важнейшие функции «санитара леса»: собирает взносы с участников рынка на страховые выплаты, санирует проблемные банки или подбирает им лекарей из числа здоровых. Но, видимо, государство наконец склонилось к тому, что в тяжелую годину затяжного экономического кризиса и «денег-нет-вы-держитесь-тамов» лучше, чтобы судьбу кредитных организаций решал один хозяин.

На этой неделе на финансовом рынке взорвалась настоящая информационная бомба. Появились сообщения, что председатель Центрального банка РФ может возглавить совет директоров Агентства по страхованию вкладов. Причем такой вариант предлагается в законопроекте, разработанном Минфином. Именно Минфин в свое время выиграл сложную аппаратную войну за наделение Банка России функцией регулятора всех финансовых рынков, а не только банковского. Именно министр финансов сейчас по должности возглавляет совет директоров АСВ, поскольку само агентство является «вотчиной» правительства. «В ответ на ваш запрос сообщаем, что этот вариант рассматривается, но обсуждение пока не завершено», — заявили Банки.ру в пресс-службе ЦБ. То есть никто уже и не опровергает, что вариант фактической передачи АСВ под контроль Банка России находится в стадии обсуждения.

Если этот вариант будет принят, глава ЦБ получит право выдвигать кандидатуру на пост генерального директора АСВ, ведь по закону он назначается на должность советом директоров госкорпорации по представлению председателя совета. И вряд ли совет директоров, в котором большинство уже будет у ЦБ, не согласится с любым предложением своего начальника. Не говоря уже о том, что Минфин и Банк России, по крайней мере при их нынешних руководителях и месте в системе органов власти, скорее союзники, чем противники.

АСВ практически гарантированно будет отстранено от участия в санациях. Министерство финансов РФ на портале проектов правовых актов разместило законопроект о создании фонда консолидации банковского сектора и управляющей компании, через которые Центробанк сможет самостоятельно инвестировать в капитал санируемого банка в размерах, необходимых для обеспечения его нормальной капитализации и ликвидности, а потом будет продавать акции санируемых банков.

Почему написан такой закон, Минфин поясняет с предельной, по меркам российских государственных органов, откровенностью: «Действующий кредитный механизм финансового оздоровления банков приводит к постоянно нарастающей задолженности Агентства по страхованию вкладов перед Банком России, составляющей в настоящее время более 1 трлн рублей (в сумме с кредитами Банка России на выплаты по застрахованным вкладам — 1,5 трлн рублей)». Министерство полагает, что если деньги, выделяемые на санацию, вносить в акционерный капитал банков, то лечение будет проходить дешевле и быстрее.

Если отрешиться от юридических тонкостей, Банк России уже де-факто содержит АСВ. Поэтому вся реформа выглядит вполне логично: вам, наверное, тоже хотелось бы распоряжаться тем, за что вы платите.

К тому же у Банка России есть и более глобальная проблема, чем финансирование АСВ, которому не хватает денег ни на выплаты клиентам банков с отозванными лицензиями, ни на участие в спасении сирых и убогих. За устойчивость банковской системы отвечает ЦБ, а не АСВ. От ЦБ зависит, кого казнить, а кого миловать-санировать. Экономическая ситуация в стране такова, что даже исчезновение с рынка трети банков за неполных четыре года не сделали банковскую систему принципиально надежнее. Эльвира Набиуллина решилась на смену казавшегося неприкасаемым надзорного блока. Потому что пока у регулятора по-настоящему не получается справиться ни с рисовальщиками банковской отчетности, ни с казусом забалансовых вкладов, ни с банальным выводом собственниками банков денег на сторону. Не случайно в новом законе о финансовом оздоровлении может быть прописана норма, согласно которой с депозитов и счетов санируемого банка будут списываться деньги не только собственников, но даже членов совета директоров и топ-менеджеров. Причем предполагается, что если члены правления, совета директоров или акционеры вывели средства из банка в течение шести месяцев до момента санации, такие операции будут оспариваться в суде. Государство ищет способы хоть как-то бороться с воровством денег из банков и фальсификацией отчетности «до», а не «после».

Переход Агентства по страхованию вкладов под контроль ЦБ может иметь последствия не только для банков, но и для их клиентов. Руководители крупнейших российских банков уже не раз публично высказывали пожелания изменить систему страхования вкладов, поскольку при нынешней крупнейшие и надежные банки вынуждены платить за ненадежные. Но повышенная с января 2015 года на волне охватившей государство вслед за населением финансовой панике вдвое, с 700 тыс. до 1,4 млн рублей, сумма страхового возмещения оказалась для казны и самих банков весьма обременительной.

До сих пор Банк России выступал против любых попыток трогать систему страхования вкладов. Но если он получит единоличный контроль над всеми процедурами внутри банковской системы, а финансовое положение страны радикально не улучшится, вероятность неприятных для населения перемен в системе страхования вкладов явно возрастет. Для понимания: на этой неделе Минфин обнародовал долгосрочный бюджетный прогноз, согласно которому госрасходы к 2035 году окажутся на уровне начала 2000-х, то есть будут снижаться два десятилетия подряд. Разумеется, проверить этот прогноз можно будет только через 20 лет, но настроения монетарных властей он отражает ясно и недвусмысленно.

Так что все самое интересное в российской банковской системе, похоже, только начинается. Запасаемся попкорном и — у кого есть такая возможность — деньгами…

http://www.banki.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter