Законодательные новеллы правового регулирования обращения криптовалют » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Законодательные новеллы правового регулирования обращения криптовалют

13 ноября 2016 РЦБ.РФ

В апреле — мае 2016 г. Министерством финансов РФ были подготов- лены поправки в Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее — Закон о ЦБ РФ), которые запрещают в России выпуск и оборот криптовалют, а также изменения в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, ужесточающие санкции для бизнеса за выпуск и оборот криптовалют.

РЕАЛЬНОЕ НАКАЗАНИЕ ЗА ЭЛЕКТРОННУЮ ВАЛЮТУ

В соответствии с предлагаемыми но- вовведениями за выпуск, покупку и сбыт денежных суррогатов нарушителям гро- зит штраф до 500 тыс. руб., от 500 тыс. до 1 млн руб. или лишение свободы на срок до 6 лет. Для руководителей банков, стра- ховых компаний и других финансовых организаций, а также профессиональных участников рынка ценных бумаг штраф мо- жет составить от 1 до 2,5 млн руб., а мак- симальное наказание — 7 лет лишения свободы с отменой права занимать опре- деленные должности/заниматься опреде- ленной деятельностью на срок до 3 лет. Из уточненной Минфином РФ ст. 27 Закона «О Центральном банке» следует, что официальной денежной единицей (ва- лютой) Российской Федерации является рубль; один рубль состоит из 100 копеек. Введение на территории Российской Фе- дерации других денежных единиц и изго- товление (выпуск) объектов имуществен- ных прав, в том числе в электронном ви- де, используемых в качестве средства платежа и (или) обмена на денежные средства и непосредственно не предусмо- тренных федеральным законом (далее — денежные суррогаты), а равно и осущест- вление операций с использованием де- нежных суррогатов запрещаются. Согласно действующей редакции За- кона о ЦБ РФ выпуск на территории Рос- сийской Федерации денежных суррогатов запрещается. В связи с анонимным харак- тером деятельности по выпуску «виртуаль- ных валют» неограниченным кругом субъ- ектов и их использованию для совершения операций граждане и юридические лица могут быть вовлечены в противоправную деятельность (в том числе непреднамерен- но), включая легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма. Банк России предупреждает, что предо- ставление российскими юридическими ли- цами услуг по обмену «виртуальных валют» на рубли и иностранную валюту, а также на товары (работы, услуги) будет рассматри- ваться как потенциальная вовлеченность в осуществление сомнительных операций в соответствии с законодательством о про- тиводействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма1.

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОТОСПОСОБНОСТЬ БИТКОИНОВ

Отметим, что в соответствии с дей- ствующим российским законодательством биткоин не относится к числу объектов гражданских прав. В частности, объекта- ми гражданских прав, согласно ст. 128 Гражданского кодекса Российской Феде- рации (ГК РФ), являются вещи, включая наличные деньги и документарные цен- ные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездо- кументарные ценные бумаги, имуществен- ные права, результаты работ и оказание услуг, охраняемые результаты интеллекту- альной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интел- лектуальная собственность), нематери- альные блага. Все деньги отнесены законодателем к имуществу, при этом наличные деньги относятся к вещам, а безналичные де- нежные средства — к иному имуществу. В соответствии со ст. 140 ГК РФ рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицатель- ной стоимости на всей территории Рос- сийской Федерации. Порядок и условия использования иностранной валюты на территории Российской Федерации опре- деляются законом или в установленном им порядке. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 1 Федерально- го закона от 10 декабря 2003 г. № 173- ФЗ «О валютном регулировании и ва- лютном контроле» иностранной валютой считаются: • денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находя- щиеся в обращении и являющиеся закон- ным средством наличного платежа на территории соответствующего иностран- ного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; • средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международ- ных денежных или расчетных единицах. Таким образом, криптовалюты не пои- менованы в законодательных актах Рос- сийской Федерации в качестве объекта гражданских прав, что при довольно жест- ком регулировании валютно-денежных от- ношений делает невозможным их офици- альное применение. Не признаются денежными суррогата- ми объекты имущественных прав, возни- кающие в результате исполнения сторона- ми обязательств по договорам граждан- ско-правового характера и используемые в целях стимулирования приобретения то- варов, работ, услуг2

Криптовалюты не поименованы в законо- дательных актах Российской Федерации в качестве объекта гражданских прав, что при довольно жестком регулировании валютно-денежных отношений делает невозможным их официальное применение


ТЕХНОЛОГИЯ «BLOCKCHAIN» КАК КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ

Указанные поправки, на первый взгляд, окончательно закрепляют утвер- дившийся «негативный» тренд правово- го регулирования обращения криптова- лют на территории России3. Предполагалось, что законопроект поступит на рассмотрение в Госдуму не позднее июня - июля 2016 г. Вместе с тем в конце мая в Минфине РФ заяви- ли, что текущая редакция законопроек- та не в полной мере учитывает всю сложность выпуска и обращения крип- товалют. В связи с этим было принято решение подготовить новую редакцию документа и до конца года направить ее в Госдуму. В частности, замминистра финансов РФ Алексей Моисеев пояснил, что обсуж- дение законопроекта о наказании за вы- пуск и использование денежных суррога- тов в стране продолжается, однако май- нинг4 криптовалюты скорее всего не попадет под его действие5. При этом стоит отметить, что поправ- ки Минфина РФ, запрещающие выпуск биткоинов, не «закрывают» саму крипто- технологию, на которой работает систе- ма, что воспринимается весьма неодно- значно. В частности, в основе большинства криптовалют (в том числе bitcoin) лежит так называемый пиринговый принцип, в соответствии с которым обращение криптовалют предполагает равноправие участников по принципу децентрализации. По такому же принципу устроены тор- рент-трекеры, чаще всего предполагаю- щие, что пользователь не только пассив- но закачивает файлы из Интернета, но и активно раздает их. Причем он закачива- ет их не с какого-либо специального сер- вера, а фактически с компьютеров других таких же пользователей децентрализо- ванной сети. Пиринговые сети, по обще- му правилу, автоматически делают участ- ника сети не только потребителем, но и активным участником всего процесса. Таким образом, благодаря пиринго- вому принципу криптовалюты (в отличие от аналогов) ограждены от администри- рования со стороны каких бы то ни было государственных органов. Технология, получившая название «блокчейн» (blockchain), представляет собой распределенную базу данных, ко- торая содержит информацию обо всех транзакциях, проведенных участниками системы. Данные хранятся в виде «це- почки блоков», в каждом из которых за- писано определенное число транзакций. Ключевое свойство системы - распреде- ленность. Не существует единого места, где содержатся все записи реестродер- жателя или банка. Реестр хранится од- новременно у всех участников системы и автоматически обновляется до послед- ней версии при каждом внесенном изме- нении. Пользователи при этом выступа- ют в качестве «коллективного нотариу- са», который подтверждает истинность информации в базе данных. При таких обстоятельствах с учетом большого количества пользователей, вовлеченных в процесс криптообмена, во- прос о применении мер ответственности (особенно уголовной), безусловно, требу- ет более детальной проработки. Тотальный запрет на технологию мо- жет послужить негативным фактором для участников делового оборота, которые могут лишиться определенного конкурент- ного преимущества по сравнению со сво- ими иностранными партнерами. Так, технология «блокчейн» в пер- спективе может стать весьма удобной платформой для проведения транснаци- ональных сделок. В качестве примера можно привести сделку между ирланд- ским производителем молочной продук- ции Ornua и сейшельской торговой ком- панией, совершенную по технологии «блокчейн» в сентябре 2016 г.6 Расчет по аккредитиву на 100 тыс. долл. США в обеспечение экспорта пар- тии сыра и масла ирландского коопера- тива в адрес сейшельской торговой ком- пании осуществили британский банк Barclays и израильский стартап Wave. Сделка состоялась менее чем за четыре часа. Традиционно такой процесс зани- мает от недели до 10 дней из-за трудно- стей обработки сопутствующей докумен- тации, включая обмен оригиналами до- кументов с помощью курьерских служб, но криптографическая защита и меха- низмы верификации блокчейна позво- лили провести все операции через Ин- тернет без необходимости сторонней проверки7. Заинтересованность в самой техно- логии «блокчейн» не раз высказывали и представители Центробанка РФ. В част- ности, в сентябре 2015 г. заместитель Председателя Центрального банка РФ Ольга Скоробогатова сообщила на фору- ме в Казани, что регулятор создал рабо- чую группу по изучению технологии «блок- чейн» с учетом международного опыта и окончательная позиция ЦБ РФ по этому вопросу будет сформирована по результа- там анализа блокчейн. Можно с уверенностью говорить о том, что тема обращения криптовалют весьма актуальна для российского пра- ва. Участие в рынке их обращения от- крывает огромные возможности и пер- спективы. С учетом стремительного раз- вития рынка не стоит обходить эту тему вниманием. Более того, необходимость более де- тального законодательного регулирова- ния рынка обращения биткоинов была признана со стороны государственных органов. В частности, первый замести- тель Председателя Банка России Геор- гий Лунтовский отметил, что за рынком биткоинов наблюдают, вопрос изучает- ся, возможно, в будущем появится зако- нодательное регулирование8.

Участие в рынке обращения криптовалют открывает огромные возможности и пер- спективы. С учетом стремительного разви- тия рынка не стоит обходить эту тему вни- манием


2 http://izvestia.ru/news/607066.
3 При всей правовой неопределенности института криптовалют можно тем не менее отметить две тенденции правового регулирования, которые условно можно назвать
позитивной и негативной. Примером «позитивного» регулирования является прежде всего законодательство США и Европейского союза, где существует устойчивый
тренд на легализацию криптовалют. К «негативным» юрисдикциям можно отнести Россию и Китай, чьи законодатели идут преимущественно по запретительному пути.
4 Деятельность по поддержанию распределенной платформы и созданию новых блоков с возможностью получить вознаграждение в форме эмитированной валюты и
комиссионных сборов в различных криптовалютах, в частности в биткойн // https://ru.wikipedia.org/wiki/Майнинг.
5 http://www.banki.ru/news/lenta/?id=8867934.
6 http://www.reuters.com/article/us-banks-barclays-blockchain-idUSKCN11D23B.
7 http://www.rbc.ru/finances/08/09/2016/57d189e79a7947ab7bf496d2.
8 http://tass.ru/ekonomika/1293670.

http://www.rcb.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter