Передел собственности по-турецки » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Передел собственности по-турецки

17 ноября 2016 Вести Экономика

Состоятельные сторонники президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана готовятся к масштабному поглощению активов, изъятых у обвиненных в связях с Гюленом богатых турков.

"Не обращайте внимание на обвинение в подстрекательстве к убийству. Это просто способ тайных сил, пытавшихся свергнуть президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, наказать тех, кто отказывался платить", - заявил основатель и владелец крупного турецкого холдинга Metro Holding Галип Озтюрк.

Два года назад он бежал из страны, чтобы избежать пожизненного заключения, которому, как он говорит, его могли подвергнуть последователи Фетхуллаха Гюлена, исламского проповедника, который скрывался в Пенсильвании с 1999 г.

Озтюрк прошел через очередной судебный процесс и вылетел на родину в прошлом месяце, после того как Эрдоган провел глобальную зачистку в рядах госслужащих, избавившись от более чем 110 тыс. человек, в том числе судей и прокуроров.

Однако Озтюрку нужно нечто большее, чем просто очистить свое имя. Сейчас он среди формирующейся прослойки бизнесменов, которые настроены резко против Гюллена и его последователей, глубоко преданы Эрдогану и собираются предпринять шаги, направленные на то, чтобы присвоить себе активы в $10 млрд, изъятые у подозреваемых членов движения священнослужителя, так как их уже успели объявить террористической организацией.

"Мы сейчас наблюдаем страшную волну разворовывания активов, напоминающую ту, которая создала российских олигархов. Только на этот раз речь идет о частных активах, а не о государственных, которые будут переданы предпринимателям, близким правительству. Никакой логики с точки зрения экономики здесь нет", - отметил Сейфеттин Гурсель, экономист и соавтор книги "Рост и структурные вопросы в экономике Турции".

Неудавшийся госпереворот в июле, который унес более 250 жизней, коснулся каждого члена общества. По данным министерства юстиции, 36 тыс. подозреваемых в связях с организацией Гюллена находятся в тюрьме до сих пор, в том числе десятки руководителей предприятий. А это уже не на шутку пугает всевозможные торговые площадки и предприятия. При затянувшемся чрезвычайном положении Турции многие богатые люди страны, не зная, чьи активы будут в очередной раз подвергнуты изъятию, либо затаились, либо уехали из страны, либо вынужденно проявляют лояльное отношение к власти.

Миллиардер Айдын Доган был вынужден прибегнуть к куда более мягкой риторике в отношение власти на контролируемых им меда, включая Hurriyet Daily и канал CNN-Turk, чтобы избежать закрытия или захвата по примеру более 130 других предприятий, которые произошли за последние несколько месяцев. Он также начал спонсировать антиисламофобские конференции в Европе и США.

Интернет-гигант Turkcell Iletisim Hizmetleri AS, основанный магнатом в сфере связи Мехметом Эмином Карамехметом, некогда был культурным символом европеизированной молодежи с его дико популярной рекламной кампанией Free Girl, которая явно приветствовала проявление индивидуализма. Сейчас он продвигает исламское образование, финансируя студентов через организацию Ensar Foundation.

И Ферит Сахенк, миллиардер, председатель Dogus Holding, в последний раз появлялся на публике почти месяц назад, на открытии факультета исламского образования в университете Реджепа Тайипа Эрдогана, за создание которого в родном городе президента Ризе на северо-востоке он заплатил около $20 млн.

Представитель группы Догана заявил, что его СМИ "продолжат свою деятельность в соответствии с принципами вещания Dogan".

Эти благотворительные инвестиции восполняют пробел, оставленный людьми, такими как основатель холдинга Koza Ipek Акын Ипек, который построил университет в Анкаре, прежде чем бежать из страны в прошлом году на фоне преследования предполагаемых союзников Гюллена.

В сентябре правительство захватило 18 компаний İpek, в том числе три компании в горнодобывающей промышленности и сфере энергетики, совокупная рыночная капитализация которых составляет почти $6 млрд. Ипек заявил, что построил конгломерат с активами на $20 млрд, следуя букве закона, и что, если их продадут, он будет судиться с Турцией в международном суде.

"И если они покажут мне хоть один незаконно заработанный доллар в любой из моих компаний, я отдам им все бесплатно. В противном случае я буду вынужден обратиться в арбитражный суд, а это уже будет головной болью для всех", - отметил Ипек.

Анатолийские львы
Для Озтюрка все эти события после госпереворота стали частью долгосрочного передела собственности и власти между "белыми турками" - городскими республиканскими элитами и "анатолийскими львами", такими же как и он сам, менее космополитичными и более националистичными.

"Белые турки не прошли то, что прошел я. Они умеют только переводить денежные средства на тайные счета за границей. Они настоящие враги нашей страны", - отметил Озтюрк в своем кабинете в финансовом районе Стамбула, описывая, как переехал в город в 13 лет, чтобы начать зарабатывать и поддерживать свою семью в своей родной деревне. Сейчас его транспортная компания осуществляет перевозку 20 млн пассажиров в год.

Заместитель премьер-министра Нуреттин Саникли заявил на прошлой неделе, что контрольные пакеты акций почти 600 компаний были переданы в Фонд страхования вкладов якобы за пособничество терроризму.

Судьба этих акций будет зависеть от продолжающихся уголовных расследований, сообщил он парламенту. Если связь с террористическими группировками будет установлена, они будут продаваться, если нет, будут возвращены их первоначальным владельцам.

Самый горячий фондовый рынок
Отсутствие ясности не удержало Озтюрка от начала переговоров с потенциальными партнерами, в том числе из Персидского залива, по вопросу участия в торгах самой большой группы компаний – холдинга Koza İpek.

Со ставками турецких банков в 19%, которые Озтюрк уже назвал грабительскими, Metro, рыночная стоимость которого около $100 млн, понадобится кто-то с очень глубокими карманами.

Так что инвесторы выстраиваются в очередь за отцом девятерых детей, чье формальное образование составляет пять классов. Так как он вернулся в Стамбул в начале октября и объявил о своей заинтересованности в приобретении активов İpek, стоимость акций Metro выросла почти вдвое.

"Ну, давай!"
Озтюрк отклонил заявление Гюлена о том, что он не принимал участие в госперевороте, и заявил, что будет справедливо приобрести активы своих преследователей, вспомнив, как кардинально изменил свою жизнь пять лет назад, когда те, кого он считал настоящими патриотами, просто пытались дорваться до власти, и отказался финансировать их:

"Я помогал им 22 года. Я дал им много денег, потому что думал, что они способствовали развитию и продвижению Турции на мировой арене. Тогда они потребовали 6,5 млн лир или, как они заявили, не будут препятствовать полиции преследовать меня. Я сказал: "Ну, давайте!", и они сделали это".

Но его амбиции на İpek не заканчиваются. Он сказал, что намерен приобрести медиаактивы, чтобы содействовать "воле народа", до тех пор пока это приветствует Эрдоган.

"Я не буду ничего покупать без ведома Тайипа. Бей знает об этом", - отметил он, используя обращение, показывающее уважение к президенту.

Что касается пересмотра дела, Озтюрк заявил, что Эрдоган выживает большинство последователей Гюллена, уверенного в правовой системе.

"Он величайший лидер за последнюю тысячу лет Османской империи", - заявил он.

http://www.vestifinance.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter