Так ли нужна Японии слабая иена? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Так ли нужна Японии слабая иена?

30 ноября 2016 The Wall Street Journal | USD|JPY
Взаимосвязь между валютой, торговлей и состоянием экономики отнюдь не так проста, как прежде. Рубль, например, сильно подешевел за последние два года, однако российские поребители этому совсем не рады: импортные товары подорожали, товары местных произвоителей тоже не отстают, покупательская пособность и уровень жизни падают. В Японии примерно такая же ситуация. Укрепление доллара против большинства основных валют должно было бы порадовать крупных производителей в Азии, поскольку их продукция становится дешевле на экспортных рынках и, соответственно, пользуется конкурентным преимуществом в глазах потенциальных покупателей.

Однако японский миллиардер Тадаси Янай, владелец крупнейшей сети магазинов «Uniclo» по продаже повседневной одежды, далек от эйфории. "Именно сильная иена помогает поднять уровень жизни простых японцев", - заявил он недавно в своем интервью. "Когда иена дешевеет, все плохо". Точка зрения г-на Яная, чья компания производит значительную часть одежды за пределами Японии, напоминает нам о том, насколько сложны и неоднозначны взаимосвязи между динамикой валютного курса, торговлей и состоянием экономики. С тех пор, как на президентских выборах в США победит Дональд Трамп этой теме уделяется особе внимание, в том числе и потому, что он не раз обвинял торговых партнеров Америки, таких как Китай и Япония в намеренной девальвации своих валют для поддержки производственного сектора.

После выборов японская иена подешевела относительно доллара на 8.2%, что сыграло на руку таким компаниям как Toyota Motor Corp с большим объемом продаж за пределами страны. Однако экономисты и бизнесмены предупреждают, что темпы падения валютного курса способны перечеркнуть планы даже самых оптимистично настроенных экспортеров, спровоцировать падение импорта и больно ударить по карману потребителей за счет роста цен огромное количество ввозимых товаров, начиная с газа и заканчивая бананами и футболками Uniqlo.

Многие экономисты полагают, что преимущества слабой иены начнут угасать, когда валюта достигнет отметки 115.00 (напомним, что текущий курс доллар/иены 112.80), однако в июньском исследовании, проведенном торговой палатой Японии, около 60% компаний отметили негативные последствия девальвации уже при курсе 110.00. Даже для Китая и Южной Кореи - стран с высокой долей экспорта в экономике - девальвация местной валюты против доллара имеет обратную - и совсем не приятную - сторону.

"Объемы экспорта падают в последние годы из-за снижения спроса на основных рынках сбыта, и даже дешевая вона не помогает решить эту проблему", - отмечает Фредерик Нойман, глава аналитического отдела HSBC в Гонконге. "Если валютный курс быстро снижается, отток капитала может ускориться, что повлечет за собой рост процентных ставок". Многие азиатские экспортеры отмечают, что, учитывая волатильность на рынке, не спешат корректировать свои бизнес-планы: за стремительным ростом доллара может последовать столь же стремительная коррекция, поскольку рынок начнет менять свое восприятие будущей политики администрации Трампа.

"Никто не хочет играть роль валютного трейдера, который пытается угадать, куда дальше пойдет курс", - заявил пресс-секретарь компании Nissan, которая сохранила свой прогноз по доллар/иене на 2016 год в районе 105.00. "Большинство подобных решений принимается с учетом долгосрочных факторов". Японские политики уже давно надеются, что рост прибыли, обусловленный снижением валютного курса, позволит компаниям со спокойным сердцем поднять людям зарплату, что поможет стимулировать потребительские расходы и вытащить экономику из затянувшегося периода дефляции. Но ничего такого не происходит. Компании не спешат делиться преимуществами.

"Когда валютные курсы нестабильны, компаниям сложнее планировать что-то на долгий срок", - согласен с общим мнением на этот счет Дайдзу Аоки, японский экономист UBS. В банке отмечают, что японских производителей вполне устроил бы курс 105.00-110.00, но более глубокая девальвация уже мешает компаниям корректировать бюджеты. Между тем, если слабая иена не способствует росту заработных плат, то потребителям от этот только хуже. "Инфляция идет пользу потребителю только в том случае, если растут их реальные доходы, которые, как правило, отстают от роста цен на продукты питания и импортируемые товары длительного пользования", - поясняет Такаси Мива, старший экономист Nomura Securities в Токио.

Изменения в структуре мировой торговли в последние годы также снижает потенциальные преимущества слабой валюты для экспортеров. Производственные мощности многих японских компаний находятся за пределами страны, например, в других странах Азии или в США. Иными словами, если в 1990-е годы девальвация иены против доллара на 10 иен помогала поднять темпы роста ВВП на 0.3-0.4%, то сейчас эффект гораздо более скромный - около 01-0.2%. По словам Чена Тиечжун, в Иу, шумном городе на юго-востоке Китая, который считается оптовым центром для широкого ассортимента потребительских товаров, бизнес пока не ощутил на себе преимущества резкой девальвации юаня. "Большинство предприятий текстильной промышленности по-прежнему уязвимы из-за растущих цен на сырье и затрат на рабочую силу, которые снижают рентабельность", - пояснил он.

http://www.wsj.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter