Стимул нарушать » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Стимул нарушать

23 декабря 2016 banki.ru
Подтвердив нежелание снижать учетную ставку минимум до весны, ЦБ заморозил все существующие негативные тренды в банковской системе. Это означает не только отсутствие фактического роста в секторе кредитования предприятий и «физиков». Сложившаяся практика стимулирует небольшие банки к рискованной кредитной политике и не совсем законным операциям. А значит, и продолжение отзыва лицензий.

Обосновывая решение оставить учетную ставку на уровне 10% при существующей инфляции 5,6% в годовом выражении, Банк России вновь сделал упор на осторожность, стимулирование сберегательной активности и желание сделать еще более низкими инфляционные ожидания. Буквально: «Для поддержания склонности к сбережениям и закрепления тенденции к устойчивому замедлению инфляции под влиянием ограничений со стороны спроса необходимо сохранение умеренно жестких денежно-кредитных условий». Притом что сам же ЦБ признает: риски недостижения целевого уровня инфляции в 4% по итогам 2017 года снизились. «Динамика инфляции даже чуть лучше, чем мы ожидали год назад», — заявила по этому поводу Эльвира Набиуллина. А про кредитование сказала, что розничное уже начинает восстанавливаться «быстрее, чем корпоративное» и что «в текущих масштабах этот процесс не препятствует снижению инфляции».

Замечу, что регулятор уже начал говорить о кредитовании как о привходящем факторе, как будто он не может на него влиять.

Удивительным образом из обзора банковского сектора действительно следует, что нефинансовые организации в ноябре увеличили объем банковских займов аж на 0,9%, что вдвое больше, чем динамика потребительского кредитования (0,4%). Вместе с тем за год (ноябрь к ноябрю) динамика кредитования предприятий остается отрицательной (минус 2,8%), а физлиц — несущественно положительной (плюс 1,1%). То есть у нас весь год температура сектора остается «около ноля», что радовать может только в смысле достижения целевых показателей инфляции.

Конечно, ключевую роль здесь играет значение учетной ставки. Замечу, что два пиковых месяца по росту корпоративных кредитов — август (1,6%) и ноябрь (0,9%) — с месячным временным лагом совпадают с решением снизить учетную ставку на пол процентного пункта в июне и сентябре 2016 года. Поэтому можно предсказать бурный рост кредитов, когда ключевой ориентир достигнет наконец однозначных показателей.

Но это отложенные ожидания. Банкам, которые сидят на накопленной ликвидности как собака на сене, кредитовать надо уже сейчас. А если кредиты никто не берет в ожидании снижения ставки, зарабатывают на другом. Заемщики идут в родственные банки, чтобы, договорившись, занять подешевле. Для банков все более привлекательными становятся рискованные и сомнительные операции. Все начинают заниматься финансовым хулиганством, что немедленно отражается на росте отозванных лицензий.

Скорее всего, высокая учетная ставка последних лет сыграла свою роль в превращении нормальных банков в проблемные. Это как с обществом, которое толкает подростков на улицу, а маргиналов — на преступления. Статистика это не подтверждает — во всяком случае, нельзя сказать, что после поднятия ключевой ставки до 17% в декабре 2014 года количество отзываемых лицензий увеличилось. Вовсе нет: в 2014 году было отозвано 86, в 2015 году — 93, в текущем году — пока 90. Но показательно то, что, несмотря на знание банков о проводимой жесткой надзорной политике, количество отозванных лицензий не уменьшается. То есть стимулы нарушать никуда не пропадают, несмотря на все видимые усилия регулятора.

Не могу отделаться от мысли, что эти соображения тоже входят в набор критериев, влияющих на решения Банка России об изменении учетной ставки. Хотя пойму и тех, кто скажет, что я неправ.

http://www.banki.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter