Протекционизм в мировом масштабе » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Протекционизм в мировом масштабе

13 января 2017 QB Finance Зелимхан Мунаев
С лета 2014 года Россия усилила протекционистскую политику в адрес импорта продукции из европейских стран. Рассмотрим подробнее, способствуют ли подобные меры подъёму отечественной экономики и как влияет на нашу страну протекционизм западных государств.

Что такое протекционизм?

В рамках данной статьи под протекционизмом я буду понимать государственную политику, которая подразумевает введение ограничений на ввоз иностранных товаров. Такие ограничения можно реализовывать с помощью различных таможенных пошлин и эмбарго, требований к контролю и дополнительной сертификацией товаров иностранного производства.

Протекционистская политика способствует решению нескольких задач. Во-первых, она позволяет обезопасить рынок государства от товаров низкого качества, в том числе способных принести вред здоровью. Например, в начале 2014 года российский Россельхознадзор ввёл запрет на ввоз свинины из стран ЕС, из-за африканской чумы. Во-вторых, протекционистские меры позволяют вытеснить с рынка иностранную продукцию, тем самым удалив конкурентов отечественных производителей.

Нередко протекционистские меры принимаются для поддержки молодых отраслей народного хозяйства. Вспомним, что ещё при Николае I отечественная политика протекционизма всего за три десятилетия позволила с нуля поднять сахарное производство и машиностроение. В-третьих, ограничения на ввоз иностранных товаров могут приниматься как ответные меры против протекционистской активности со стороны партнёров.

Важно отметить, что протекционизм должен носить временный характер – затяжные ограничения могут привести к торговым войнам, а также к снижению качества отечественного производства из-за отсутствия конкуренции.

Особенности протекционизма в России

Нас интересует, прежде всего, современный российский рынок, поэтому суть протекционизма я разберу на его примере. Согласно данным организации Global Trade Alert, сейчас в нашей стране действует 689 ограничительных мер на импорт. По количеству запретов на ввоз товаров Россия находится на втором месте после Соединённых Штатов Америки, где реализуются 1270 санкций. Замыкает тройку лидеров по количеству санкций Индия, где данный показатель достиг 655 мер. На европейские страны в среднем приходится по 250 ограничительных актов. В Китае, оцениваемом многими как закрытое государство, на самом деле существует лишь 264 запрета на импорт.

В России на протяжение 2000-х годов наблюдался рост налоговых пошлин. Например, осенью 2009 года была введена пошлина на импорт нержавеющих труб в размере 28,1%. Это было сделано для стимуляции спроса на продукцию отечественных производителей. С середины октября 2010 года Комиссия таможенного Союза подняла пошлины на ввоз готовых сельскохозяйственных машин. Предполагалось, что такой шаг приведёт к повышению конкурентоспособности отечественной техники.

С 2014 года в России стал применяться более жесткий инструмент – запрет на ввоз товаров, произведенных в определенных странах. Так, 6 августа 2014 года Владимир Путин принял указ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». В перечень товаров, которые оказалось запрещено ввозить в страну, попали мясные и молочные продукты, рыба, овощи, фрукты и орехи. Эмбарго распространилось на страны Евросоюза, США, Австралию, Канаду и Норвегию.

Подобные меры стали мощным стимулятором внутреннего производства, выполнив таким образом протекционистские функции. В итоге, по данным группы «Черкизово», крупнейшего в стране производителя мясной продукции и комбикормов, на май этого года Россия полностью обеспечивала себя птицей и на 90% свининой. Доля молочных продуктов иностранного производства сократилась с 22,5% в 2013 году до 20% к весне текущего года.

Отметим, что сегодня растёт инвестиционная привлекательность отечественных компаний. Да, пока наравне с защитой от конкуренции со стороны иностранной продукции российским предприятиям нужна господдержка. Впрочем, к некоторым отраслям народного хозяйства она уже пришла. Так, одним из способов субсидирования местных производителей в стране сейчас являются госзакупки.

В сентябре этого года Правительством России было принято решение о том, что с 1 января 2017 года приоритет при государственных закупках будет отдаваться товарам и услугам отечественного производства. В связи с этим, можно ожидать роста выручки российских IT-компаний, квалификация сотрудников которых сопоставима (а зачастую и превосходит) с зарубежными кадрами.


Кроме того, развитие будет поддерживаться принятым в июле 2016 года трёхлетним планом полного перевода государственных органов и государственных внебюджетных фондов на отечественное программное обеспечение. Согласно данным генерального директора корпорации «Новые облачные технологии» (организация специализируется на разработке отечественного софта), ежегодно государственные органы Российской Федерации закупают офисного программного обеспечения на 8-9 миллиардов рублей.

Конечно, государство просто не может оказать поддержку сразу всем динамично развивающимся и социально значимым предприятиям, ведь его бюджет ограничен. Поспособствовать росту отечественных производителей в силах сами граждане, инвестируя личный капитал в конкретные продукты фондового рынка. Для этого инвесторы могут, во-первых, предоставлять займы государству, приобретая облигации федерального займа.

На работе с ними основана, например, инвестиционная стратегия группы компаний QBF «Гарантия государства». Во-вторых, можно покупать облигации конкретных быстро растущих предприятий, которые включены, например, в стратегию «Мой сейф». Наконец, развитию конкретных российских компаний позволит помочь капитал, привлечённый через акции – на работе с ними основана стратегия QBF «Золотое сечение».

Протекционная политика в России приносит свои результаты. В частности, об этом свидетельствует улучшение позиции нашей страны в рейтинге глобальной конкурентоспособности, опубликованном в сентябре этого года. Сейчас Российская Федерация занимает в нём 43 позицию. Она оставила позади Италию, Португалию, Венгрию, Грецию и многие другие государства Евросоюза. Это лучший результат, демонстрируемый Россией за последние 10 лет.

Протекционизм на Западе

Параллельно с Россией протекционные меры вводят и другие государства. Как уже было упомянуто, лидером по количеству ограничительных мер на ввоз иностранной продукции является США. Новый президент Штатов Дональд Трамп в ходе своей предвыборной кампании не раз упоминал о том, что он предполагает поднять все импортные пошлины и даже сомневается в целесообразности участия США в ВТО.

Сохранение членства в этой организации для Америки будет возможно лишь в случае пересмотра целого ряда договорённостей в сторону усиления протекционизма. Подобные меры предпринимаются для развития собственных предприятий в США. Можно предполагать, что усиление политики протекционизма со стороны Штатов способно спровоцировать ответные меры со стороны других государств.

Уже в следующем году реакция такого рода может последовать от Китая. Дело в том, что в мире большинство введённых ограничений коснулись именно компаний Поднебесной – с 2008 года против них введено более трёх тысяч ограничительных мер. Тенденцию можно объяснить тем, что из Китая поступает множество подделок и дешёвых товаров низкого качества. Толчком к последнему громкому делу, повлекшему за собой ограничения на ввоз китайской продукции, стало обращение 50 европейских сталелитейных компаний к правительствам своих государств с просьбой ввести ужесточения против ввоза дешёвой продукции из Китая. 17 октября 2016 года Европейский Союз установил пошлины на ввоз двух видов стали из Поднебесной.

Ограничения спровоцированы динамичным ростом доли китайских литейных продуктов на рынке Европы. В ЕС также введены пошлины на импорт китайской арматуры высокой прочности. Такие ограничения стали ответной реакцией на семидесятипроцентный рост количества этого продукта на европейском рынке за 11 месяцев прошлого года.


Вероятно, конфронтация между развитыми странами и Китаем в ближайшем будущем только усилится. Дополнительным поводом для неё может стать официальное присвоение экономике азиатского государства статуса рыночной – это произойдёт автоматически, так как прошло 15 лет с момента присоединения Китая к ВТО. Правительство Поднебесной заявило, что со следующего года согласится лишь на общение с другими государствами на равных, а в случае новых ограничений планирует вводить ответные санкции против стран ЕС и США.

Снижение темпов развития внешней торговли и инвестиционный рынок

Введение протекционистских мер государствами с развитой экономикой серьёзно сокращает темпы роста международной торговли. Достаточно сказать, что по последним сведениям Всемирной торговой организации, международная торговля в 2016 году вырастет лишь на 1,7%, хотя ещё в начале года предполагалось, что рост достигнет 2,8%. Правительство каждой страны стремится насытить внутренний рынок отечественными товарами и предпринимает конкретные шаги в этом направлении.

Вместе с сокращением импорта уменьшается и доход тех предприятий, выручка которых формировалась от реализации товаров на иностранных рынках. Прежде всего, речь идёт об американских компаниях, почти треть прибыли которых приходила с зарубежных рынков. Уменьшение прибыли повлечёт за собой заметное снижение дивидендов по акциям компаний. Согласно прогнозу глобального провайдера рыночных индексов MSCI, если наметившиеся тенденции в области протекционизма сохранятся в течение двух ближайших лет, рынок акций США сократится на 17%, а европейский – на 20%. Несомненно, этот фактор придётся принимать в расчёт отечественным инвесторам.

Инвесторам также следует учитывать политику протекционизма при формировании инвестиционной стратегии. Сейчас обозначались отрасли, от вложений в которые лучше отказаться в связи с замедлением развития международной торговли: это горнодобывающая отрасль в Китае, а также все сферы американских грузоперевозок (морских, железнодорожных и любых других) в перспективе ближайших двух лет.

Итак, по моему мнению, политика протекционизма со стороны ряда стран, прежде всего, США и России, будет продолжена. Такие меры позволят укрепить конкурентоспособность местных производителей, а затем, вероятно, возобновить международное сотрудничество на новом уровне.

Взвешивая «за» и «против», можно сделать вывод о том, что меры по созданию «тепличных условий» для местного производителя способны стимулировать экономический подъем, главное, чтобы они не приняли затяжной характер.

http://www.qbfin.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter