Rolls-Royce: Чистокровный британский аристократ » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Rolls-Royce: Чистокровный британский аристократ

14 января 2017 utmedia | Rolls-Royce

В мастерской горело всего несколько ламп. В глубине помещения, за огромным столом, склонившись, сидел человек. В руках у него был снимок женщины, она стояла, облокотившись на тумбу и ласково улыбалась.

«Ну что, Элеонора, - тихо проговорил Чарльз, - будешь теперь всегда летать!» и выхватив свой любимый, хорошо заточенный карандаш он приступил к работе над эскизом. Выполняя заказ лорда Монтегю, скульптор Чарльз Сайкс старался следовать главным принципам: передать фигурке дух автомобиля – никакой вульгарности, фривольности и ража, только скромность и грация, красота и дух восторга! Перед ним лежал снимок личного секретаря и возлюбленной заказчика, именно он послужил прототипом для создания знаменитой «Летящей леди».

С тех пор рукокрылое божество, устремленное вперед, с откинутыми назад руками, в развевающемся от ветра одеянии – неотъемлемый атрибут автомобилей Rolls-Royce. «Дух Восторга» как нельзя лучше характеризует эту прекрасную машину.

Rolls-Royce – автомобиль мечта, настоящая легенда английского автомобилестроения. Машины этой марки символизируют престиж, комфорт и надежность. За более чем сто лет существования фирма сталкивалась как с невероятным успехом, так и с серьезными финансовыми проблемами, однако качество машин всегда оставалось на достойном уровне.

Создатели Rolls-Royce

Фредерик Генри Ройс родился в городе Алватор 27 марта 1863 года. Он был выходцем из простой семьи, ели бы кто-то сказал, что в будущем он добьется небывалого успеха и станет богатым и уважаемым человеком – Генри, скорее всего, просто бы посмеялся, посчитав это выдумкой. Отец мальчика работал на мельнице, но вскоре разорился и 10-летний сын начал помогать семье. Он работал на почте, в доставке телеграмм и газет, позже на железной дороге. Несмотря на постоянную занятость, тяга к знаниям у мальчика не пропала. Он осознавал, что только учеба поможет ему хоть как-то изменить ситуацию. Когда у Генри появлялось свободное время, он изучал математику, иностранные языки и осваивал азы электротехники. Мальчик обладал математическим складом ума, особенно хорошо давалось ему инженерное дело, он не только схватывал все на лету, но и получал удовольствие от процесса.

Первое серьезное место работы, которое соответствовало интересам Ройса, он получил в компании самого Хайрема Максима, человека, который изобрел одноименный пулемет, принесший ему мировую известность. Новая должность очень нравилась Генри, именно работая в компании Хайрема, у него появилась идея открыть собственное дело. Он начал собирать деньги, экономя практически на всем, чтобы сколотить стартовый капитал. В 1894 году в Манчестере, вместе с приятелем Ройс основал фирму F.H. Royce& Co. Дела у компании пошли хорошо, Генри с другом проектировали и собирали подъемные краны. В 1899 году их компания разместила акции на бирже и построила фабрику в Олд Траффорде.

Будучи достаточно состоятельным человеком Ройс купил себе французский автомобиль De Dion. Машина разочаровала Генри, его, человека с прекрасными инженерными способностями, возмущало такое безалаберное отношение к делу. Во-первых, автомобиль постоянно ломался, во-вторых, был неудобным и, в-третьих, медленно развивал скорость. Стоит отметить, что машина здесь «не виновата», в те времена практически все автомобили были такого качество, к слову, De Dion, был не худшим вариантом из марок представленных на автомобильном рынке того времени. Ройс решил спроектировать собственный автомобиль, который смог бы удовлетворить его по всем показателям.

По части автомобилестроения Фредерик Генри Ройс оказался настоящим гением. Уже через год публике был представлен новый автомобиль. Пресса хвалила изобретение Ройса, при сравнении с французским авто, победа машины Генри была очевидна. Автомобиль стоил 395 фунтов, это были приличные деньги, но надежная машина с хорошим ходом вполне оправдывала свою стоимость. И, конечно же, если сравнивать, сколько в последствии станут стоить автомобили Rolls-Royce, то цена первой машины покажется и вовсе смехотворной.

Чарльз Стюарт Роллс жил совершенно другой жизнью, он был четвертым ребенком в семье полковника Джона Роллса, барона Лангатока. Мальчик родился в Лондоне, но позже вся семья переехала в родовое поместье близ Монмута. В Итоне Чарльз получил среднее образование, а инженерное – в Кембридже. Первую машину Чарльзу подарил отец в 1896 году – это был Peugeot Phaeton, он в тот момент был еще студентом. Роллс быстро научился управлять автомобилем, кроме того, он постоянно участвовал в гонках, часто занимал призовые места, а один раз, даже, сумел установить мировой рекорд по скорости.

Роллс был безгранично увлечен автомобилями, после окончания учебы он решил открыть фирму по продаже французских автомобилей. В 1902 году была зарегистрирована компания CS Rolls & Co. Вместе с Чарльзом работал Клод Джонсон – прекрасный специалист в области продажи автомобилей. Дела у фирмы шли хорошо, компания разрасталось и вскоре Роллс стал одним из крупнейших продавцов автомобилей в Британии.

Дела у Роллса шли хорошо, но вскоре он загорелся идеей не просто перепродавать автомобили. Ему захотелось стать производителем машин собственной марки. Однако начинать производство единолично и с нуля он не собирался, для подобного бизнеса Чарльз хотел найти небольшую, но перспективную фирму, чтобы объединившись, вместе запустить широкомасштабное автомобилестроение в Англии. К счастью у Роллса и Ройса был общий друг, который и порекомендовал двум джентельменам-автолюбителям познакомиться.

1 мая 1904 года в элитном ресторане отеля «Мидленд» встретились 40-летний Фредерик Генри Ройс и 27-ми летний Чарльз Стюарт Роллс. Изначально Чарльз был настроен скептически, однако уже в середине разговора с Генри он начал обсуждать возможность сотрудничества. В этот день был выдвинут и главный принцип их дальнейшей совместной деятельности – автомобили Rolls-Royce должны быть самого высокого качества.

К 1904 году Генри выпустил уже несколько автомобилей. В 1903 году журнал «За рулем» описывает автомобили Ройса с двухцилиндровыми двигателями и мощностью 10 л.с. Эти машины не были чем-то выдающимся, однако их отличала невероятная точность и продуманность каждой детали. Во время учебы на Большой Нортонской железной дороге, Генри научился все делать в соответствии с высокими стандартами качества, этому принципу он будет следовать до конца своей жизни.

Если описывать автомобили Ройса, представленные в апреле 1904 года – то это будут солидные модели с тихой, без вибраций, работой двигателя, характеризующиеся отличной маневренностью и достаточно долгим сроком службы. К слову, большинство машин того времени, чтобы набрать 1000 оборотов в минуту, нуждались в настройках карбюратора, зажигания и всасывающих воздушных систем, автомобили Генри набирали такое количество оборотов с ходу.

За два года, с момента своего открытия, компания Rolls-Royce LTD выпускает 12PS, 15PS, 20PS и 30PS – новые машины класса «люкс», которые быстро завоевывают совю долю рынка. У этих моделей были двухцилиндровые, трехцилиндровые и четырехцилиндровые моторы. В то время особый успех машины приобретали после побед в гоночных турнирах. Первой призовое место завоевала четырехцилиндровая модель Rolls-Royce 20PS с мощностью двигателя 20 л.с., на гонках «Турист Трофи». Затем очередной рекорд на ралли «Монте-Карло - Лондон» и победы в Америке и новый рекорд среди автомобилей мощностью до 60 л.с. Все победы были одержаны автомобилями выполненными на основе «Ройс-Прототип», их то 1907 года выпустили 100 экземпляров.

Rolls-Royce "Silver Ghost"

Rolls-Royce: Чистокровный британский аристократ


Легенда Rolls-Royce появилась в конце 1906 года. В Лондоне на выставке «Олимпия Мотор Шоу» компания представила новые шасси 40/50HP, под номером 60551. Этот автомобиль был совершенно не похож на предыдущие модели. Продажи нового авто стартовали в 1907 году, и так как до Второй мировой войны компания Rolls-Royce не выпускала кузова, (кузов в мастерской заказывал отдельно сам клиент) то получилась масса различных видов одного автомобиля с одинаковым шасси. Стоимость шасси 40/50HP без кузова составляла 985 фунтов. Цена хорошего кузова была приблизительно такой же. В те времена самыми популярными были следующие мастерские: Hooper, Barker, Vanden Plas, Thrupp & Maberly, Windover (London), H.J.Mulliner, James Young, Gurney Nutting, Freestone and Webb, Rippon, Park Ward. Общая стоимость шасси и кузова, конечно, была не всем по карману, однако клиентов хватало.

Через какое-то время у машины появилось необычное имя – «Silver Ghost». По легенде, такое название автомобиль получил из-за посеребряных деталей, одной из первых машин, и очень тихого хода. Говорят, что в салоне, когда работал двигатель, было слышно как тикают часы. Это возможно, ведь в те времена джентльмены предпочитали дорогие хронометры, которые «ходили» довольно громко. Генри Ройс спроектировал для этой модели шестицилиндровый двигатель, объемом 7 литров. Изобретатель увеличил диаметр подшипников вдвое, это уравновесило коленчатый вал – поэтому мотор работал невероятно мягко и тихо. Также на этой модели была применена, редкая в те времена, система смазки под давлением. Рама автомобиля была выполнена из высококачественной стали, полуэллиптическими рессорами были зафиксированы мосты. В 1907 году совместно с фирмой Barker был выпущен 13 экземпляр данной модели. Barker создала для машины знаменитый открытый пятимесный кузов, часть деталей которого была покрыта отполированным серебром.

Ройс без Роллса

Компания Rolls-Royce Ltd переехала из Манчестера в Дерби в 1907 году. Руководство решило открыть в этом городе станцию технического обслуживания, также была открыта автошкола компании для обучения водителей.

В 1908 году компания престала выпускать модели на основе Royce-Prototip, и сконцентрировалась исключительно на модели Rolls-Royce 40/50 Silver Ghost. Кроме того руководство заинтересовалось производством летательных аппаратов.

Во время поездки в США, Роллс познакомился с братьями Райт. Авиация покорила Чарльза, и он целиком отдался новой страсти. Быстро освоив тонкости управления воздушным судном, он даже сумел перелететь Ла-Манш. Производство моторов для самолетов помогло компании пережить время Первой мировой войны, когда спрос на дорогие автомобили резко упал. Однако новое увлечение стало для Роллса роковым, 12 июня 1910 года, в возрасте 32 лет он погиб, во врем показательных выступлений под Борнмутом. Генри Ройс стал единоличным хозяином фирмы.

После потери друга и партнера Генри довел авиационные двигатели до совершенства, сделав их качественными и надежными.

Когда Ройса спрашивали о профессии, обычно он отвечал: «Я механик». Находясь постоянно в процессе усовершенствования чего-либо, Генри, знал все стадии производства на своем заводе от «а до я». Он лично контролировал все процессы и очень часто, если что-то не ладилось – показывал, как надо работать. За выдающиеся заслуги перед Великобританией, Генри Ройс был удостоен титула барона.

Но, несмотря на стремление соответствовать наивысшему стандарту качества, компания Rolls-Royce весьма скептически относилась к различного рода новинкам и изобретениям. Например, электрический запуск двигателя компания начала устанавливать на свои автомобили лишь в 1919 году, хотя другие фирмы применяли это нововведение уже в 1914.

Автомобили компании Rolls-Royce всегда стоили больших денег, и ценовая политика, выработанная первыми руководителями фирмы, осталась актуальной и в настоящее время. Ройс говорил: «качество остается, когда о цене уже давно забыли».

По традиции Rolls-Royce не указывали мощность двигателей своих моделей, а просто описывали ее как «достаточную». Так работали до появления модели Silver Seraph и использования в машинах Rolls-Royce двигателей BMW.

В 1922 году компания выпустила небольшой автомобиль с шестицилиндровым мотором и объемом 3,1 литра. Машину хорошо покупали и вскоре по числу продаж она обогнала более престижные варианты. Серию люксовых моделей, следом за Rolls-Royce 40/50 Silver Ghost продолжили Rolls-Royce Phantom I где использовался двигатель с верхними клапанами и Rolls-Royce Phantom II, с еще большей мощностью мотора, чем у предыдущей модели, теперь это моноблок, соединенный с четырехскоростной коробкой передач, кроме того, в новой модели шасси были освобождены от устаревших задних рессор.

В 1930 годы, несмотря на Великую депрессию, от которой рынок Британии не сильно, но все же пострадал, компания не только сохранила свои позиции на автомобильном рынке, но и выкупила своего конкурента - компанию Bentley. Как известно, эта фирма уже давно производила дорогие спортивные машины и лимузины, которые чем-то даже были похожи на автомобили Rolls-Royce.

В 1949 году, выбирая названия для новых автомобилей, производитель обращается к старым легендарным моделям и появляются машины: Silver Cloud, Silver Wraith, Silver Dawn. Silver Cloud сменил в 1965 году Rolls-Royce Silver Shadow. Точно с таким же шасси, как и Silver Cloud, были выпущены Phantom V и Phantom VI. Rolls-Royce Silver Spirit c двигателем V8, выпустили в 1982.

Rolls-Royce на службе у «Ее Величества»

Rolls-Royce: Чистокровный британский аристократ


В 50-х годах компания удостаивается чести стать поставщиком автомобилей для королевского дома Британии и других правящих и аристократических семейств по всему миру. В 1950 году, принцесса Елизавета и герцог Эдинбургский приобрели для личного пользования автомобиль Rolls-Royce Phantom IV. Кузов для важных особ выполнила фирма Mulliner-Park-Ward. C этого времени королевский гараж начал пополняться автомобилями марки Rolls-Royce.

На службе у «Ее Величества» пять автомобилей марки Rolls-Royce: Phantom IV 1955 года с кузовом Mulliner-Park-Ward. В этой машине имеется прозрачный люк с электроприводом, он находится на крыше, как раз над задними сиденьями. Пассажирские двери перевешены на задние петли, что обеспечивает дополнительный комфорт при выходе из автомобиля, а на радиаторе расположена статуэтка Святого Георгия, верхом на коне, поражающего дракона, вместо привычной фигурки «Духа Восторга»; два Rolls-Royce Phantom V (1960-1961 годы), также с кузовом от Mulliner-Park-Ward. Одна из этих машин имеет кузов на 10 см выше, чем у стандартной модели, с полностью прозрачной задней частью. В багажнике, в комплекте имеется крыша из стали, которой, при необходимости, можно закрыть стеклянную крышу; два Rolls-Royce Phantom VI , 1978 года выпуска, тоже с кузовами Mulliner-Park-Ward. Оба автомобиля оснащены лонжеронной рамой, кузовами «лимузин», с поднимающейся стеклянной перегородкой, между передним и задним сиденьями.

Тяжелые времена для компании Rolls-Royce

Еще 30 лет, после смерти Роллса, дела фирмы шли хорошо, однако, в начале 60-х годов, у компании Rolls-Royce, занятой в то время созданием авиационного двигателя и новой модели автомобиля Corniche, начались финансовые трудности. 4 февраля 1971 года компания объявила себя банкротом. Правительство Великобритании не могло допустить потери «национального достояния», и в фирму вложили около 250 миллионов долларов. Было принято решение разделить компанию. Так появились Rolls-Royce Motor Holding и Rolls-Royce Ltd. Компания Rolls-Royce Motor занималась непосредственно выпуском автомобилей и комплектующих к машинам и авиационной технике, дизельных двигателей, локомотивов и легких самолетов. Rolls-Royce Ltd специализировалась на изготовлении реактивных двигателей. Вторая фирма с 1971 по 1978 годы полностью контролировалась государством, а после была приватизирована и получила новое название Rolls-Royce Plc.

Непосредственное участие в жизни Rolls-Royce Motor Cars Limited принимал военно-промышленный концерн «Виккерс». Организация выполняла заказы Министерства обороны Великобритании и в 1980 году приобрела компанию за 38 миллионов фунтов стерлингов, которая снова испытывала финансовые затруднения из-за работы над новой моделью Rolls-Royce Silver Spirit. Ранее Rolls-Royce Ltd уже имела опыт сотрудничества с этим учреждением, выпускавшим военную технику: в 1919 году самолет «Виккерс» впервые пролетел над Атлантикой с двигателем «Игл». Помимо этого компания Rolls-Royce собирала двигатели «Мерлин», которые использовались в самолетах «Спитфайр».

«Виккерс» вложил в компанию Rolls-Royce около 40 миллионов фунтов стерлингов, основная задача - модернизация устаревшего оборудования была выполнена. Благодаря этому Rolls-Royce Silver Seraph, новая машина компании, разрабатываемая с 1994 по 1998 год, была спроектирована с помощью новейших компьютерных технологий. На заводе был установлен настоящий конвейер, который двигался со скоростью 0,01 мили/час. Конечно, перемены коснулись не всех областей, не изменяя традициям, машины Rolls-Royce изготавливали вручную и исключительно по индивидуальным заказам.

Технические нововведения позволили сократить срок изготовления автомобиля более чем в два раза: вместо 65 дней теперь требовалось всего лишь 28. В начале 1990 года, компания снова стала прибыльной. В 1997 году, продав относительно небольшое количество автомобилей: 1380 – марки Bentley и 538 - Rolls-Royce, компания получила 45 миллионов долларов прибыли при общем обороте в 500 миллионов долларов.

Несмотря на успех, ситуация все же не была стабильной. Даже при незначительной неудаче, конкуренты могли вмиг захватить лидирующие позиции, отобрав у Rolls-Royce звание «лучшего» в сфере элитных автомобилей. В 1998 году, Rolls-Royce выкупил немецкий автогигант. Его руководитель Грэхэм Моррис в своем интервью для берлинской газеты «Вельт» заявил: «теперь старейший британский автопроизводитель получит силу, которая необходима для будущего». Новый владелец был необходим Rolls-Royce, так как «Виккерс» признали, что у них нет средств для дальнейшего развития автомобильной компании. В своем выступлении представитель правления военно-промышленного концерна сэр Колин Чандлер, объяснил, что для дальнейшего развития и соответствия высоки стандартам компании Rolls-Royce необходимо более 200 миллионов фунтов стерлингов, которых, к сожалению, нет: «Мы сделали для Rolls-Royse все что могли. Мы спасли его, мы вернули ему «здоровье» и хорошую форму, но пришло время расстаться...»

Борьба за Rolls-Royce

Rolls-Royce: Чистокровный британский аристократ


Продажа Rolls-Royce стартовала осенью 1997 года. Продавец, концерн «Виккерс» получал одно заманчивое предложение за другим. В борьбу вступили немецкие автопромышленные гранды, такие как: BMW, Volkswagen, Daimler-Benz, британские промышленные группы и RRAG – группа состоятельных британских владельцев автомобилей Rolls-Royce и Bentley во главе с адвокатом Майклом Шрипмптоном. Однако, неожиданно Daimler-Benz отозвал заявку, сославшись на желание работать над собственной будущей моделью элитного автомобиля Maybach. Стоит отметить, что RRAG собрала достаточно крупную сумму. Однако, патриотически-настроенные британцы плохо представляли, что дальше делать с подобного рода компанией. В Британии вообще мнение общественности по поводу продажи Rolls-Royce за пределы страны, разделилось. «Лагерь» тех, кто был против продажи оказывал поддержку RRAG, которая охотно пользовалась «общественным мнением» спасая компанию от неблагонадежных зарубежных «хищников». Стоит отметить, что RRAG по некоторым данным сумела к моменту сделки собрать 340 миллионов фунтов стерлингов. Но «Виккерс» скептически отнесся к намерениям покупателей-патриотов. В своем выступлении военно-промышленный концерн заявил: «RRAG сильна только на словах. Факты говорят о том, что она не удовлетворяет тем требованиям, которые были предъявлены к потенциальным покупателям...»

Концерн Volkswagen, добавил к своему предложению совершенно немыслимые требования, а BMW начала торги со смехотворно низкой суммы. Переговоры шли полгода и 30 марта было объявлено, что владельцем Rolls-Royce станет немецкий автоконцерн BMW. Сумма сделки составила 340 миллионов фунтов стерлингов, это около 555 миллионов долларов. 27 апреля «Виккерс» подтвердил свое решение, а 7 мая к всеобщему изумлению, объявил, что меняет решение в пользу концерна Volkswagen, который готов отдать за Rolls-Royce 430 миллионов фунтов стерлингов. Естественно такие перевороты не прошли без непосредственного участия Фердинанда Карла Пиеха - шефа концерна Volkswagen.

Неудивительно, что руководство BMW было ошарашено подобным поворотом, конечно, еще последнее слово было за «Виккерс», но, никто не сомневался, сделка фактически заключена. Концерн BMW все же решил продолжить борьбу, ведь они поставляли 30% комплектующих для новых моделей Rolls-Royce. Rolls-Royce Silver Seraph, работал на двигателе BMW V-12. После такой нечестной игры, о дальнейшем сотрудничестве не могло быть и речи. Акционеры заволновались, но Фердинанд Пиех снова «обскакал» своих соперников: Audi, дочернее подразделение Volkswagen сделало предложение «Виккерс», от которого концерн не смог отказаться, немецкие «товарищи» захотели выкупить у военно-промышленной организации компанию Cosworth Engineering, выпускающую автомобильные моторы. 5 июня 99% акционеров проголосовало «за». Компания Rolls-Royce была продана концерну Volkswagen. Несмотря на то, что теперь немецкую компанию ждали огромные затраты, необходимые для модернизации устаревшего оборудования и разработки нового мотора на заводе Cosworth Engineering, Концерн BMW, как и обещал, прекратил всякое сотрудничество с Rolls-Royce, Volkswagen был весьма рад победе. Руководство сделало следующее заявление: "...Rolls-Royce - это престиж. К тому же, если Volkswagen занялся бы разработкой собственной модели экстра - класса, ему пришлось бы потратить еще много денег на то, чтобы сделать ее известной. Мне кажется, за Rolls-Royce мы заплатили приемлемую цену...".

Volkswagen также был рад приобретению, по большей части из-за того, что его «элитный» автомобиль Audi по всем показателям уступал элитному автомобилю основного конкурента BMW. Это и не удивительно, ведь изначально Volkswagen был создан для производства недорогих малолитражек, название так и переводится с немецкого: «народный автомобиль».

Однако концерн BMW продолжил сотрудничество с английским производителем автомобилей. У BMW и Rolls-Royce Plc открыто совместное предприятие, специализирующееся на выпуске авиационных двигателей. Фирма называется "BMW Rolls-Royce", 50.5% капитала принадлежит BMW AG, Мюнхен и 49,5% - Rolls-Royce Plc, Лондон. В городе Оберурзель, недалеко от Франкфурта-на-Майне, находится штаб-квартира организации.

На предприятии работает больше 1900 рабочих компании "BMW Rolls-Royce". Они заняты на производстве современных турбореактивных двигателей. Их инженерный центр, который расположен недалеко от Берлина считается одним из самых современных. Организация "BMW Rolls-Royce" также специализируется на разработке и производстве малоразмерных газовых турбин и узлов авиационных двигателей.

Rolls-Royce Plc имеет право использовать торговую марку Rolls-Royce, а также может заблокировать решение, о продаже Rolls-Royce Motor Cars любому зарубежному покупателю. BMW предложило Rolls Royce Plc место в одном из директорских кресел, взамен на поддержку в деле против концерна Volkswagen.

Борьба за легенду Британского автомобилестроения закончилась тем, что Volkswagen прекратил производство автомобилей под маркой Rolls-Royce и сконцентрировался на производстве автомобилей Bentley, а компания BMW, в свою очередь, начала производство эксклюзивных автомобилей под знаменитым брендом.

Заключение

Вокруг истории компании и по сей день ходит много легенд. Есть и некоторые бесспорные факты: каждый собранный автомобиль сначала подвергают испытаниям. Он должен пройти 2000 км, затем его снова разберут, проверят каждую деталь и начнут окрашивать.

Краска наносится в 12 слоев, каждый из которых полируется, прежде, чем нанесут следующий. Все фигурки на капоте полируют, используя специальный порошок, изготовленный из размолотых косточек черешни.

И главное, Rolls-Royce собирают исключительно в Великобритании, ведь как говорят автолюбители: «эта машина – чистокровный британский аристократ».

/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter