Консолидированная отчетность «Аэрофлота»: синдром завышенных ожиданий? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Консолидированная отчетность «Аэрофлота»: синдром завышенных ожиданий?

6 марта 2017 Conomy

В четверг, 2 марта, ПАО «Аэрофлот» опубликовало консолидированную отчетность по МСФО за 2016 год. В целом увиденные данные соответствуют ожиданиям рынка, сформировавшимся после публикации как операционных показателей за весь год, так и годовой бухгалтерской отчетности головной компании по РСБУ, на которую приходится более 85% объема деятельности группы.

Из отчета об операционных результатах заметно, что основу улучшения финансовых результатов заложил существенный прирост пассажирооборота, который, несмотря на падение рынка авиаперевозок в целом, составил 14,8%. Ключевую роль в этой динамике сыграло возобновление роста трафика по международным направлениям начиная с прошлого февраля, вылившееся в прирост почти на 20%. Показатели внутренних рейсов оказались чуть скромнее, там пассажирооборот вырос на 8,9%, что также выше, чем показатель для внутренних перевозок в среднем по отрасли — по данным Росавиации, увеличение пассажирооборота на внутренних рейсах за год составило почти 5%.

Консолидированная отчетность «Аэрофлота»: синдром завышенных ожиданий?


Финансовые показатели группы остались на высоте, относится это как к грязным, так и к чистым величинам, несмотря на традиционно убыточный четвертый квартал. Консолидированная выручка группы выросла на 19,4%, достигнув 495,88 млрд рублей против 415,17 млрд в 2015 году. Основной прирост, разумеется, пришелся на выручку от пассажирских перевозок — при этом доход от регулярных рейсов вырос на 17,5% (60 млрд рублей, что составляет три четверти всего прироста выручки), а доход от чартерных перевозок — более чем втрое, с 6,1 до 17,6 млрд рублей. Прочая выручка, косвенно связанная с пассажирскими перевозками, прибавила порядка 10%. В презентации для инвесторов указывается, что из 19,4% прироста 11,4% обусловлено чистым увеличением пассажирооборота, 7,8% — переоценкой валютных операций, 0,5% — прочими мелкими факторами. Ценообразование же как фактор, в отличие от большинства отраслей, в этом случае скорректировало рост дохода на 0,2% вниз.



EBITDA группы выросла с 58,7 млрд до 78 млрд рублей, увеличившись более чем на 32%. С учетом упомянутого выше прироста выручки, рентабельность деятельности «Аэрофлота» по EBITDA увеличилась с 14,1% до 15,7%, вследствие контроля над затратами, постулируемого руководством компании еще с конца 2015 года. Операционная прибыль же выросла на 43,4%, достигнув 63,25 млрд рублей, несмотря на возросшие расходы на оплату труда и отрицательное сальдо прочих доходов и расходов по основной деятельности. В прошлом году эта величина едва превысила 44,1 млрд.

За счет переоценки валютных обязательств и снижения убытков по истекшим договорам хеджирования, финансовые расходы снизились более чем на 30 млрд, что позволило компании показать по итогам года чистую прибыль в объеме, не столь значительно отстоящем от результата 9 месяцев этого года, воодушевившего инвесторов на многие недели вперед. Ложкой дегтя стал убыток в 5,1 млрд рублей, признанный после ликвидации находившихся в составе группы компаний «Владивосток Авиа» и «Аэрофлот-Карго». Четвертый квартал принес группе убыток в 4,9 млрд рублей, итоговый же финансовый результат составил рекордные для компании 38,826 млрд рублей прибыли.



Существенные изменения обнаружил и баланс группы. Основной тенденцией стало сокращение объема чистого долга — после погашения займов на 48 млрд рублей, снижения и переоценки объема задолженности по операционному и финансовому лизингу, общая сумма долговых обязательств уменьшилась с 233,7 млрд рублей до 143,9 млрд, что с учетом очень близкого к значению на конец 2015 года объема денежных средств и их эквивалентов привело к снижению величины чистого долга почти вдвое — с 197,1 до 106,1 млрд рублей. Встречно изменился прирост нераспределенной прибыли, также в два раза — с 39,8 млрд до 77,2.

Рынок, однако, показал некоторое разочарование полученными данными — непредвиденные убытки и общий пессимизм касательно грядущих дивидендных выплат, отчасти порожденный ситуацией с энергетическими компаниями, привели к тому, что многие инвесторы, не увидев запредельных прибылей в традиционно убыточном четвертом квартале, начали закрывать позиции и фиксировать прибыль, что привело к просадке котировок почти на 5% за два дня. Не помогли даже, как считают многие, неумеренно оптимистичные прогнозы представителей компании, касающиеся операционных результатов 2017 года — рост пассажирооборота на 11?13% при значительном снижении эффекта низкой базы, несмотря на возобновление полетов в Египет и Турцию, выглядит на еле восстанавливающемся рынке уж слишком фантастично.

Практически всё, что показано в отчете, учтено в производственно-финансовой модели после публикации годовой отчетности головной компании по РСБУ. Вследствие этого изменения потенциала, получаемого методом сравнительного анализа, после внесения фактических данных в модель были минимальными, справедливая цена всё еще находится на уровне 181 рубля. С моделью, лежащей в основе оценки методом дисконтированных денежных потоков, ситуация сложилась в целом схожим образом. Изменена сообразно официальным планам ожидаемая динамика размера воздушного флота группы, внесены правки в динамику некоторых внеоперационных статей отчета о финансовых результатах. В целом, однако, потенциал акций компании остается по нашей оценке весьма значительным — апсайд на уровне 53% и потенциальная дивидендная доходность в 10% позволяют рассматривать акции национального авиаперевозчика как перспективные.

https://conomy.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter