Носкова Евгения banki.ru | Компании | Snap

Игра с единорогами

15 марта 2017  Источник http://www.banki.ru/
Стоит ли участвовать в IPO американских компаний
Публичное размещение социальной сети Snapchat — ее акции сначала резко подорожали, а затем обвалились — заставило экспертов предположить, что на американском рынке зреет новый «пузырь». Повторится ли «кризис доткомов» и могут ли российские инвесторы заработать на IPO американских компаний?

«Последний вздох рынка»?

Выход на биржу приложения для обмена сообщениями Snapchat стал самым ожидаемым IPO последнего времени. Оно прошло на Нью-Йоркской фондовой бирже 2 марта по цене 17 долларов за бумагу, по итогам размещения компания привлекла 3,4 млрд долларов. В рамках IPO Snap Inc. была оценена в 24 млрд долларов. Однако уже в течение первого дня торгов стоимость акций компании достигала 26 долларов, а на второй день бумаги подорожали на 60%. Капитализация Snap Inc. достигла 35 млрд долларов — больше, чем стоимость крупнейшей авиакомпании мира American Airlines (21,7 млрд долларов). К середине марта цена акций Snapchat опустилась до 21,4 доллара.

Эксперты предположили, что это «последний вздох рынка» перед тем, как лопнет надутый «пузырь» — как это уже было в конце 1990-х — начале 2000-х годов во время «кризиса доткомов». Тогда акции интернет-компаний, в основном американских, резко взлетели, а потом обвалились, потянув за собой и индекс NASDAQ. Сейчас, как пишет Market Watch, ситуация хуже: вырос госдолг США (60,2% ВВП в 1995—1999 годах, 101,4% в 2012—2016 годах), хуже динамика индекса S&P 500 (плюс 9,5% против 0,49%).

Нет ничего удивительного во взлете и последующем падении стоимости акций Snap Inc., полагает руководитель аналитического центра Санкт-Петербургской биржи Павел Пахомов. «Вспомните, как проходило IPO компании Facebook в 2012 году. Первичная оценка размещения была в диапазоне 23—25 долларов за акцию. Потом, поддавшись уговорам банков-андеррайтеров, которые получали прибыль в процентах с оборота, оценка была поднята до 38 долларов. По этой цене и прошло размещение, и цена тут же на ажиотажном спросе взлетела до 44 долларов», — напомнил эксперт. Потом цена сначала вернулась на 38 долларов, а затем пошла ниже. Когда вышла первая отчетность Facebook, акции упали на уровень первоначальных 23 долларов и ниже.

Сейчас картина та же, уверен Пахомов. Более того, по его словам, дальнейшая судьба акций Snap не выглядит такой уж безоблачной — уровень конкуренции гораздо выше, а свою состоятельность как публичной финансово прибыльной компании им еще предстоит доказать. «Сравнивать ситуацию с периодом доткомов, во-первых, неправомерно и, во-вторых, бессмысленно из-за совершенно другой экономической ситуации конкретно в США и в мировой экономике в целом», — добавляет эксперт.

Акции многих компаний, вышедших на рынок в прошлом году, потеряли 20-40% стоимости.
Леонид Делицын, аналитик ГК « Финам»


Признаков «пузыря» на американском рынке сейчас не наблюдается, считает и начальник департамента торговых операций ИК «Фридом Финанс» Игорь Клюшнев. Это заметно по динамике рынка IPO: в 1999 году было 477 дебютов на рынке со средним ростом в первый день на 71,5%. В 2016 году эти цифры составили 74 и 14,6% соответственно, а в этом году — пока 13 и 7,5%. «И даже по Snap рост в первый день на 44% еще далек от среднего значения в 1999 году», — говорит эксперт.

Аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын считает, что «пузырь», безусловно, надулся. Это доказывает и массовая переоцененность «единорогов» (компаний с капитализацией свыше 1 млрд долларов), и падение стоимости их акций. «Акции многих компаний, вышедших на рынок в прошлом году, потеряли 20—40% стоимости, а такие «звезды» недавних лет, как Twitter, Groupon или Zynga, приводятся в пример как неудачники рынка», — отметил он. В аналитическом отделе ITinvest полагают: скорее, стоит говорить о том, что американские эмитенты оценены более-менее справедливо и у акций довольно ограниченный потенциал роста — по крайней мере, не такой, какой был еще 3—4 года назад.

По мнению Павла Пахомова, понятно, что американский рынок в целом перегрет, но ситуация отнюдь не критическая. Чтобы «сбросить пар», по его словам, рынку сейчас будет достаточно откорректироваться не почти на 70% (по индексу NASDAQ), как это было в 2000—2002 годах, а всего лишь на 20—25%. «Что касается всех «страшилок» о росте госдолга и так далее, то эти речи мы слышим с конца 1970-х годов. Однако никаких серьезных последствий мы пока не наблюдаем. Не удивлюсь, если о ближайшем грядущем крахе доллара мы будем постоянно слышать следующие 30—50 лет», — добавил Пахомов.

«Гнаться за ростом после IPO не стоит»

Так стоит ли российскому инвестору покупать акции Snapchat или участвовать в других IPO американских компаний? Эксперты призывают к осторожности. Как подчеркнул Игорь Клюшнев, Snapchat, это венчурная инвестиция, а значит, высокорискованная. Это молодая компания, которая только два года назад начала монетизацию бизнеса, но по-прежнему является убыточной. Сильной стороной компании он назвал широкую клиентскую базу и высокий процент использования ее молодыми людьми. «Для компании в ближайшее время будет важным даже не рост финансовых показателей, а стабильное увеличение числа пользователей. Мы ждем роста цены акций компании до 30 долларов, однако в них будет присутствовать высокая волатильность», — отметил эксперт и рекомендовал включить этих акции в портфель с долей 5—7%. А в ITinvest советуют либо обращаться за экспертизой по компаниям сектора высоких технологий к специалистам (управляющим и консультантам), либо покупать ETF (биржевой фонд) на сектор. Эксперты напомнили, что акции, вышедшие на IPO, не сразу попадают в индексы, по ним очень мало информации и аналитического покрытия.
Поэтому гнаться за ростом в первые дни после IPO не стоит.

«Инвестору не стоит участвовать в каких-либо IPO, поскольку это чисто спекулятивные истории, на которых наживаются (правильно, конечно, — зарабатывают!!!) прежде всего биржевые посредники самых разных категорий», — категоричен Павел Пахомов. По его словам, здесь не надо даже смотреть на Snap Inc.: можно посмотреть на акции «Детского мира». Как отметил эксперт, абсолютно все российские брокеры «прожужжали» своим клиентам уши о том, какие эти акции перспективные и замечательные. «Теперь посмотрите на котировки «Детского мира» и положите акции, если вы их, конечно, купили, в дальний угол. Забудьте до тех пор, когда они из перспективных станут реально доходными», — советует Пахомов. (IPO «Детского мира» прошло в начале февраля по 85 рублей за акцию, сейчас стоимость бумаги — 81,4 рубля.) Если все же инвестор решает принять участие в игре, то к покупке акций на стадии IPO надо относиться как к венчурным инвестициям, и их доля должна быть критически мала по отношению ко всему инвестиционному портфелю.

Инвестор, основатель Mindspace.ru Оксана Гафаити провела для Банки.ру сравнительный анализ доходности от IPO в зависимости от времени входа и доходности ETF на основные рыночные индексы. Получилось, что участие в IPO превзошло по доходности рынок. При этом наибольший возврат от инвестиций (60,7% годовых) дала покупка бумаг до начала торгов. Вход в первый и двадцатый день торгов принес бы 33,9% и 29,23% годовых соответственно. В свою очередь, доходность от вложений в индекс S&P 500 за тот же период составила 23,6%, Nasdaq 100 — 25,6%. «Участие в IPO имеет экономический смысл, но входить в бумаги нужно по цене предложения, то есть до начала торгов. Когда акция попадает на рынок, ее средняя доходность стремится к рыночной, а волатильность при этом остается значительно выше. В результате участие IPO на открытом рынке может не компенсировать риск», — отметила Гафаити.

Российские инвесторы могут купить акции до IPO — такую услугу предоставляют брокеры. Однако придется заплатить повышенный процент (3% за участие), также предусмотрен период lock up (в течение трех месяцев купленные акции нельзя продать).

В ожидании «парада единорогов»

В ближайшее время ожидаются несколько интересных IPO, на которые эксперты советуют обратить внимание. Это возможное размещение музыкального сервиса Spotify, сервиса для облачного хранения файлов Dropbox и сайта для аренды жилья Airbnb. «Эти компании оцениваются в несколько десятков миллиардов долларов, и если они все разместятся, то можно будет считать, что «парад единорогов» состоялся. Инвестору я бы рекомендовал обращать внимание на темпы роста клиентской базы, а также цели, на которые привлекаются средства от IPO», — отметил Игорь Клюшнев. Отсутствие большого долга также является хорошим показателем. «В любом случае участие в IPO — это инвестиция с повышенным уровнем риска. Стоит распределять средства между разными размещениями. Лучше, если доля участия в одном IPO не будет превышать 10% от портфеля», — предостерегает эксперт.

Из уже публичных известных компаний наиболее интересны Pfizer, Allergan и Gilead Sciences, полагает Павел Пахомов. Также он обратил внимание на General Electric, Ford, Delta AirLines, Boeing. «В финансовом секторе явно недооценены акции компании PayPal (вот вам, кстати, пример еще одного неудачного IPO!). Сюда можно также добавить IBM, которая наконец-то после нескольких лет застоя стала возрождаться, и перспективы у нее сейчас очень даже неплохие. Конечно же, нельзя пройти мимо акций грандов технологического сектора — Apple и Alphabet (GOOGL)», — отметил эксперт.

Руководитель аналитического отдела QBF Мадина Абаева считает, что крупнейшие технологические корпорации (Alphabet, Facebook, Amazon) будут демонстрировать более сильную динамику, нежели рынок. Инвестиционно привлекательными она назвала также The Walt Disney Company и Nike. «У Walt Disney Company относительно высокие показатели оценки по сравнению с конкурентами, что позволяет считать компанию переоцененной. Огромный портфель ценных активов компании и самый дорогой медиабренд в мире позволяет поддерживать спрос на акции компании и позволяет ей расти среднерыночными темпами, но я бы не рекомендовал сейчас эти акции к покупке», — говорит Игорь Клюшнев.

Аналитики ITinvest подчеркивают, что, приобретая акции той или иной компании, инвестор должен понимать, какую идею он покупает. Например, в случае Facebook это ставка на рост мобильной рекламы. 8% рекламных бюджетов компаний США приходятся на мобильную рекламу, а в среднем 25% своего времени пользователь проводит в Интернете. Поэтому рынок мобильной рекламы еще имеет потенциал роста, в том числе за счет печатных СМИ. Но рост этот просчитываем, и потенциал ограничен, поясняют эксперты.
При полном или частичном использовании материалов - ссылка обязательна http://elitetrader.ru/index.php?newsid=332905. Присылайте свои материалы для публикации на сайте. Об использовании информации.