Пенсионный лабиринт современной России » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Пенсионный лабиринт современной России

26 марта 2017 БКС Экспресс Гайворонский Сергей
Последнее время активно обсуждается тема различных налоговых маневров. На повестке дня стоят два наиболее вероятных сценария: выравнивание ставки процента по НДС со ставкой страховых взносов и введение дополнительных индивидуальных пенсионных отчислений, отказ от которых влечет увеличение НДФЛ.

Оба проекта, так или иначе, затрагивают нашу пенсионную систему. Вспомним, как развивалась наша пенсионная модель после распада союза и так ли выгодно гражданам доверять ей свои накопления после такого количества модернизаций и постоянных реформ.

История пенсионной системы

Пенсионная система России формировалась как продукт неоднократных реформ. До 2000 года в нашей стране действовал распределительный принцип «солидарности поколений» – выплаты пенсионерам осуществлялись за счет пенсионных отчислений работающей части населения. Решающую роль в формировании пенсии играл трудовой стаж, а размер заработной платы не имел большого значения. Это порождало дополнительные стимулы получать зарплату в «конверте». Действительно, зачем отчислять в ПФР проценты от достаточно большого оклада, если будущие пенсионные выплаты не будут отличаться от выплат тому человеку, который проработал такое же количество лет, но получал минимальную зарплату. Пенсионный фонд начал испытывать серьезный дефицит, выплаты задерживались, индексация не успевала за ростом инфляции. На рубеже веков было принято решение провести реформу.

С 2002 года пенсионная система была заменена на смешанную, сочетающую в себе распределительный и накопительный характер.

16% отчислялись на страховую часть пенсии, которая полностью должна обеспечивать нужды нынешних пенсионеров, а 6% переводились на индивидуальный счет гражданина в пенсионном фонде, формируя накопительную часть. Последнюю можно было доверить НПФ, управляющим компаниям или оставить под управлением государственного ВЭБа.

Вскоре после реформы государство столкнулось с нехваткой средств для исполнения социальных обязательств. Предпринимались попытки увеличить сумму обязательных отчислений, однако это вновь привело к хорошо известной практике выплаты зарплаты в «конверте». В2005 году ставки были возвращены к уровню 22%. В результате пенсионный фонд перестал быть самодостаточным уже с 2006 года, его дефицит финансируется из бюджета.

В 2011 году для исправления ситуации государство снова повысило взносы в страховые фонды — до 34%. Но уже на следующий год снизило их до 30%, в том числе выплаты в Пенсионный фонд — до 22%. Программа по со-финансированию пенсии, когда государство удваивает величину ваших отчислений вплоть до 12 тыс. рублей в год, и вовсе провалилась. Причина проста – людям не хватает денег на текущее потребление, не говоря уже о том, чтобы что-то сберегать.

Пенсионный лабиринт современной России


Накопительная система

Попробуем рассчитать приблизительную сумму ежемесячных пенсионных выплат причитающихся среднестатистическому участнику программы накоплений. Наш герой – мужчина 30-ти лет, имеющий средний заработок 30 тыс. рублей. Предположим, пенсионный фонд имеет среднегодовую доходность 4%, все полученные проценты капитализируются, тогда к моменту выхода на пенсию общая сумма накоплений составит 1,25 млн рублей. Фонд производит выплаты исходя из установленного количества лет, сейчас этот показатель равен 19. Таким образом, месячные выплаты составят 5,5 тыс. рублей – неплохая прибавка к пенсии, если учитывать, что ее средний размер сейчас 12 тыс. рублей.
Однако уже в 2015 государство решилось на очередной поворот в нашей пенсионной истории. Накопительная пенсия была заморожена на год.

Затем «заморозку» оставили и на следующий год, а в 2017 ее продлили сразу на 3 года вперед, чтобы каждую осень не поднимать этот дискуссионный вопрос. Что это значит на практике? Наши 6%, которые должны перечисляться на индивидуальный накопительный счет теперь идут на распределительную составляющую, то есть на покрытие дефицита бюджета и того же пенсионного фонда (ранее накопленные в НПФ суммы сохранились).

То есть люди копили-копили, а теперь эту возможность у населения забрали. Если смотреть с правовой стороны, то все абсолютно законно и спорить здесь не с чем, однако «осадок» остался у всех граждан страны.



Ежегодно государство получает дополнительные 340 млрд рублей за счет такой политики. Чиновники утверждают что сложившаяся ситуация временная и потери будут возмещены. По словам нашего премьер министра Медведева «реализация законопроекта не уменьшает объема пенсионных прав и не означает того, что мы прекращаем работу по накопительным пенсиям». Изъятые накопления обещают конвертировать в пенсионные баллы. Однако сложно рассчитать какие выплаты эти баллы сулят в будущем, с учетом инфляции, реформ и изменений политического курса. Всё-таки условные права на получение каких-то выплат в будущем сильно отличаются от реальных денег, которые лежат на вашем счету сегодня.
Результатом всех этих регулярных реформаторских начинаний доверие к пенсионной системе оказалось подорванным.

Большинство людей не ощущают пенсионные накопления реальными деньгами. Об этом свидетельствует и большое количество так называемых «молчунов». Причины просты:

Во-первых, население с низкими доходами не способно накопить достаточно значительную сумму. Богатые предпочитают копить самостоятельно, а средний класс в нашей стране по-прежнему слишком малочислен.

Во-вторых, практика по заморозке накоплений является разрушительным прецедентом. Существует высокая вероятность, что власть будет применять этот инструмент всякий раз, когда ситуация с бюджетом осложняется. Это простой способ привлечь большую сумму денег абсолютно бесплатно. Мифические баллы могут потерять всякое значение через 30 лет, условный период который мы рассматривали в своем примере. Новое руководство страны заявит, что деньги давно потрачены и это будет правда.

Добровольно-принудительные накопления

Последние месяцы на повестке дня стоят две основные инициативы. Первая предлагает провести балансировку между выплатами по НДС и страховыми отчислениями. Вторая выступает в роли своеобразного «кнута и пряника». Государство собирается мотивировать граждан создавать дополнительные накопления, путем налоговой скидки по НДФЛ. А в случае «не бережливости» человека, повышать ему ставку по тому же налогу.

Инициатива правительства по одновременному уменьшению взносов в страховые фонды до 22% и увеличение НДС до аналогичного размера напрямую на величину наших доходов, казалось бы, не влияет. Страховые отчисления платит работодатель, в отличие от НДФЛ они не вычитаются из нашего дохода, снижение нагрузки за счет уменьшения взносов будет компенсировано увеличением НДС. Выплаты будут снижены за счет уменьшения пенсионных отчислений, а увеличение дефицита ПФР будет, как и раньше, покрываться трансфертами из бюджета.

Кому же все-таки выгодна такая реформа? Конечно российскому бюджету. Серьезная нагрузка от страховых выплат на гигантский штат госслужащих будет снижена, а эффект от увеличения НДС отношения к ним не имеет.
По расчетам экспертов РАНХиГС предлагаемый маневр может вновь разогнать инфляцию, нивелировав все усилия ЦБ последних лет. Тот есть, фактически это приведет к новому витку роста цен, что в очередной раз снизит реальные доходы населения.

Дефицит ПФР по расчетам Минфина вырастет на 1,4 трлн за год. Это вызывает закономерное предположение о том, что заморозка пенсий продлится еще достаточно долго.

А вот другой план, который зреет в недрах Минэкономразвития, повлияет на наши доходы пренепременно. Правительство хочет увязать налоговую нагрузку на доходы физических лиц с желанием производить дополнительные накопления. На дополнительные пенсионные накопления предполагается отчислять 6% от своего дохода (будет вводиться поэтапно, сначала 1% в года затем 2% и т.д.). При этом для участников программы предусмотрены льготы по НДФЛ вплоть до 10%, а для тех, кто отказывается от «добровольного» участия, НДФЛ может быть увеличен до 15%.

Таким образом, теряется всякий выбор, в первом случае человек будет «отдавать» дополнительные 3% от своего дохода формируя тем самым 6% накоплений, а во втором случае просто потеряет 2% за счет увеличения налога на доходы.
Мотив чиновников понятен – необходимо поднимать уровень долгосрочных пенсионных инвестиций вкупе со снижением дефицита ПФР. Необходимы длинные деньги, источником которых должны стать дополнительные накопления в пенсионных фондах. Желание естественное, но эта практика не должна быть обязательной.

Принятие закона ударит сильнее всего по беднейшим слоям населения, которым систематически не хватает средств на текущее потребление. А вероятность, что начнут копить богатые (отчислять 6% от зарплаты), крайне мала.
Глава Ассоциации негосударственных пенсионных фондов Сергей Беляков верно заметил, что налоговая ставка должна мотивировать, а не штрафовать.

Те слои населения, которые уже делают свои индивидуальные сбережения, скорее всего, также отрицательно отнесутся к данной инициативе.

Во-первых, все сейчас видят результаты первой попытки создать накопительную систему – деньги заморожены, и горизонт этой у этой заморозки стремится к бесконечности. За последние 25 лет пенсионная система претерпела несколько кардинальных реформ и ряд изменений. Как можно гарантировать исполнение обязательств на горизонте 30 лет?

Во-вторых, людей пугает большое число ограничений. Например, фонд можно менять только раз в пять лет. Людей не устраивает не низкая доходность фондов, она как раз вполне рыночная, а ощущение неопределенности. Привычку сберегать, надо развивать не кнутом, а стимулированием. Неопределенность снимается долгосрочной последовательной политикой. А если населению сначала предложить делать накопления, а через несколько их заморозить, то это приведет только к желанию иметь меньше дел с государством.

Пенсионная система – это фундамент в жизни каждого человека. Необходимо понимать, что когда вы достигните возраста выхода на пенсию, ничего изменить уже не получится. Уровень жизни, который будет после этой отсечки, зависит только от нас самих. В любом инвестировании важна диверсификация и инвестиции в пенсионные накопления ничем не отличаются.
Если государство не может гарантировать нам стабильную и понятную пенсионную систему, значит это рисковый актив и особо рассчитывать на него не стоит.

Есть множество инструментов личного инвестирования, которые на долгосрочном горизонте дают хорошую и стабильную доходность. Для каждого возраста подходит своя стратегия.

http://bcs-express.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter