Россия и другие развивающиеся страны в портфеле » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Россия и другие развивающиеся страны в портфеле

7 апреля 2017 Живой журнал
Акции

Акции и облигации развивающихся стран являются составной частью портфелей многих инвесторов во всем мире. Особенно характерно это для российских инвесторов, т.к. Россия относится к развивающимся странам. Поэтому российские ценные бумаги по умолчанию относятся именно к этому классу активов.

В ближайших статьях я предлагаю рассмотреть, какой эффект можно получить, если в рамках части портфеля, выделенной под развивающиеся страны, вкладывать денежные средства не только в российские акции и облигации, но и в акции и облигации других развивающихся стран (Китай, Бразилия, Индия и т.д.).

Отмечу, что инвестировать в такие ценные бумаги без особых проблем можно с помощью ETF, которые обращаются на зарубежных биржах. На российском рынке они доступны через ПИФы и ETF от FinEx.

Вначале поговорим об акциях.

Россия и другие развивающиеся страны в портфеле


Для сравнения я взял следующие индексы:

• индекс РТС, на 100% состоящий из российских акций;

• индекс MSCI BRIC, включающий акции компаний Индии, Китая, Бразилии и России, при этом доля российских акций в индексе составляет около 9%;

• индекс MSCI Emerging Markets, включающий в свой состав большое количество развивающихся стран (хотя, согласно методологии агентства Morningstar, часть стран, входящих в индекс, относится к развитым странам - к примеру, Южная Корея; Россия занимает в индексе около 4%);

• индекс MSCI China, на 100% состоящий из акций китайских компаний; этот индекс был взят для изучения, т.к. на Московской бирже обращаются паи биржевого фонда FinEx MSCI China UCITS ETF (FXCN), созданного как раз на основе данного индекса.

Отмечу, что при расчетах использовались показатели индексов без учета выплаты дивидендов по ценным бумагам, входящим в индекс.

Посмотрим на то, какие результаты показали представленные выше индексы акций развивающихся стран за различные промежутки времени.

Во всех таблицах в качестве доходности представлена среднегодовая доходность за соответствующий период. В качестве риска используется стандартное отклонение, показывающее степень изменчивости доходности. Чем выше стандартное отклонение, тем в большем диапазоне изменяется доходность того или иного актива. Соответственно, чем шире этот диапазон, тем более рискованным считается актив, т.к. его стоимость может значительно снижаться.



За период с 1996 г. по 2016 г. российские акции оказались значительно более доходными, чем индексы акций других развивающихся стран. Вместе с тем индекс РТС был и более рискованным по сравнению с другим индексами. Это хорошо видно на следующем графике, отражающем результат от условного инвестирования $100 в каждый из индексов:



Действительно, индекс РТС показал более высокий результат, чем другие рассматриваемые индексы. Однако настолько резких падений, какие произошли с российскими акциями, к примеру, в 1998 г. (-85%) или в 2008 г. (-72%), у индексов других развивающихся стран не было (хотя в некоторые годы и эти индексы снижались на 50% - 60% процентов).

Далее для сравнения возьмем данные за последние 10 лет (с 2007 г. по 2016 г.). За этот период времени картина немного другая.



Стоит отметить, что прошедшие 10 лет были достаточно неудачными для акций компаний развивающихся стран – ни у одного индекса не было значительного роста, при этом большинство рассматриваемых индексов показали отрицательный результат. Кроме того, показатели индекса РТС (что по доходности, что по уровню риска) оказались наихудшими среди других представленных индексов.



Теперь сравним результаты рассматриваемых индексов с инфляцией в РФ. Для этого в качестве отражения российских акций предлагаю использовать показатели индекса ММВБ, а доходность индексов акций других развивающихся стран перевести из долларов США в рубли.

Кроме того, посмотрим на то, к чему приведет одновременное использование в портфеле и российских акций, и акций других развивающихся стран.

Рассмотрим все это за период с 1998 г. по 2016 г. (т.к. 1998 г. – первый полный год, начиная с которого существуют данные о доходности рублевого индекса ММВБ).



За этот промежуток времени результат почти всех индексов (кроме MSCI China) оказался выше инфляции. При этом индекс ММВБ показал более высокую доходность, чем другие индексы развивающихся стран, но одновременно и с более высоким уровнем рискам. Отмечу, что за рассматриваемый период преимущество в доходности у российских акций оказалось не настолько большим, как за период с 1996 г.

Однако стоит отметить еще одну важную деталь – сочетание индекса ММВБ с любым другим индексом акций развивающихся стран (в пропорции 50% на 50%) дало выигрыш и по уровню доходности, и по уровню риска по сравнению с самим индексом ММВБ (расчеты проводились с учетом ежегодной ребелансировки между индексами и возврата к их первоначальному соотношению).

Что касается сравнения всех этих сочетаний с отдельными индексами других развивающихся стран, то здесь также наблюдается выигрыш по уровню доходности, при этом рост уровня риска в большинстве случае оказался не очень большим (а в случае с MSCI China риск даже снизился).



Данная ситуация является иллюстрацией так называемого «портфельного эффекта», когда сочетание двух активов в рамках портфеля дает более высокий результат, чем каждый из этих активов по отдельности.

Такой эффект достигается среди прочего за счет того, что за период с 1996 г. по 2016 г. корреляция между индексом ММВБ и индексами акций других развивающихся стран оказалась не очень высокой.



Напомню, что корреляция отражает то, насколько изменение стоимости одного актива приводит к изменению стоимости другого актива. Чем меньше коэффициент корреляции (а он изменяется от -1 до +1), тем лучше – значит активы по-разному реагируют на происходящие на рынках события (в идеале, когда стоимость одного актива падает, стоимость другого – растет). Это позволяет уменьшить риск значительного снижения стоимости портфеля, а также может привести к увеличению его доходности.

Несмотря на то, что корреляция между индексом ММВБ и индексами акций других развивающихся стран была положительной, но даже таких значений коэффициента корреляции (от 0,26 до 0,66) оказалось вполне достаточно, чтобы за рассмотренный промежуток времени получить выигрыш по доходности и риску. При этом стоит отметить, что у самих индексов акций развивающихся стран между собой корреляция достаточно высокая. Таким образом, не имеет смысла одновременно включать в портфель инструменты, отслеживающие, к примеру, и индекс MSCI Emerging Markets, и индекс MSCI BRIC.

Далее поговорим про то, как сочетаются между собой российские облигации и облигации других развивающихся стран.

Облигации

Теперь поговорим об облигациях.

Для сравнения я взял данные ПИФа российских облигаций «Илья Муромец», поскольку он имеет наиболее длительную историю показателей среди ПИФов облигаций (с 1998 г.), и индекса JP Morgan Emerging Markets Bond Index. Данный зарубежный индекс включает в себя облигации большого количества развивающихся стран, Россия на текущий момент занимает в индексе около 5%-6%.



Оценим результаты инвестирования в российские облигации и в облигации других развивающихся стран за различные промежутки времени.



За период с 1998 г. по 2016 г. рассматриваемые облигации показали результат выше уровня инфляции, при этом доходность российских облигаций и облигаций других развивающихся стран оказалась практически на одном уровне. Однако уровень риска ПИФа «Илья Муромец» в 8 с лишним раз превышал уровень риска индекса JP Morgan Emerging Markets Bond Index.

Кроме того, их сочетание в портфеле (в пропорции 50% на 50% с ежегодным восстановлением этого соотношения) позволило бы получить гораздо более высокую доходность, чем доходность каждого из этих активов по-отдельности.

Безусловно, нужно понимать, что для расчетов был взят достаточно удачный промежуток времени. В конце 90-х годов произошло резкое падение стоимости российских облигаций, затем их еще более бурный рост, при этом стоимость облигаций других развивающихся стран в рублевом выражении увеличивалась, в т.ч. за счет резкого роста курса доллара по отношению к рублю. Да и вообще за последние 19 лет было несколько периодов, когда падение российских облигаций происходило одновременно с ростом облигаций других развивающихся стран и наоборот, что хорошо видно на графике:



Проведение ребалансировок в такие моменты, среди прочего, и проводит к тому, что одновременное наличие в портфеле двух подобных активов дает значительный эффект:



Теперь посмотрим на те результаты, которые можно было получить при инвестировании в российские облигации и облигации других развивающихся стран за последние 10 лет:



Для российских облигаций это период был не самым удачным – их доходность оказалась ниже уровня инфляции. В свою очередь, облигации других развивающихся стран за это же время показали доходность почти в два раза выше. Отмечу, что уровень риска у ПИФа «Илья Муромец» и индекса JP Morgan Emerging Markets Bond Index оказался примерно одинаковым.

При этом одновременное сочетание в портфеле российских облигаций и облигаций других развивающихся стран (в пропорции 50% на 50%) в данном случае дало выигрыш по уровню риска по сравнению с каждым из этих активов в отдельности, хотя доходность такого сочетания оказалась несколько ниже, чем доходность JP Morgan Emerging Markets Bond Index.



Далее посмотрим на корреляцию акций и облигаций развивающихся стран. Ниже представлены данные за последние 19 лет (с 1998 г. по 2016 г.):



Как видно из таблицы, индекс облигаций развивающихся стран имел низкую корреляцию как российскими акциями (индекс ММВБ), так и с российскими облигациями (ПИФ «Илья Муромец»).

Таким образом, облигации развивающихся стран в большинстве случаев несколько иначе реагировали на ситуации на рыках по сравнению с российскими ценными бумагами. Кроме того, российские облигации и облигации других развивающихся имели в целом не самую высокую корреляцию с акциями других развивающихся стран.

Что касается данных за последние 10 лет (с 2007 г. по 2016 г.), то общая тенденция сохраняется, хотя корреляция между некоторыми из рассматриваемых активов немного возросла:



К примеру, по сравнению с данными за период с 1998 г. по 2016 г. увеличилась корреляция между индексом ММВБ и индексами акций других развивающихся стран. Однако корреляция между российскими облигациями и облигациями других развивающихся стран, а также между всеми представленными облигациями и акциями других развивающихся стран осталась примерно на том же уровне.

На мой взгляд, всего этого вполне достаточно для того, чтобы рассмотреть возможность включения в свой портфель и российских акций и облигаций, и акций и облигаций других развивающихся стран.

Исходя из проведенных расчетов, также можно сделать следующие выводы:

• в разные периоды времени российские активы могут как превосходить, так и уступать по доходности зарубежным активам;

• за последние 19 лет (с 1998 г.) российские активы имеют среднюю корреляцию с акциями других развивающихся стран и слабую корреляцию с облигациями других развивающихся стран;

• включение зарубежных активов в портфель может позволить снизить риск портфеля, а в некоторых случаях одновременно с этим и увеличить его доходность;

• наличие зарубежных активов в портфеле повышает его диверсификацию по классам активов, странам и валютам.

При этом нужно помнить, что, к примеру, акции и облигации развивающихся стран (в т.ч. и России) являются достаточно рискованными активами. Соответственно, при построении портфеля с консервативным или умеренным уровнем риска, их доля в портфеле может быть не очень большой, либо некоторые из этих активов вообще могут отсутствовать.

Другими словами, решение о структуре и наполнении инвестиционного портфеля, а также о выборе способа инвестирования (на российском или на зарубежном рынке) будет зависеть от ситуации конкретного инвестора.

/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter