В Казани все спокойно? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


В Казани все спокойно?

5 апреля 2017 banki.ru Осадчий Максим
Банковский микрокризис в Татарстане хотя и не завершен, но подходит к концу. В неопределенном состоянии остаются два местных банка, однако ситуация явно стабилизируется, становится существенно менее напряженной.

Банковский сектор Татарстана по-прежнему привлекает повышенное внимание. В неопределенном состоянии находится банк «Спурт», ставший жертвой набега кредиторов, в том числе и вкладчиков. В марте банк был вынужден вернуть клиентам почти 6 млрд рублей — около трети своих обязательств. Для исполнения своих обязательств перед кредиторами банк был вынужден спешно избавляться от своих активов. По данным отчетности банка, источниками возврата стали остатки на корсчетах, в кассе и банкоматах на сумму 1,3 млрд рублей; продажа портфеля облигаций и еврооблигаций на сумму более 3 млрд рублей (поскольку ценные бумаги практически все были размещены в сделки РЕПО, эффект для ликвидности составил около 1,4 млрд рублей); продажа банкам кредитов юрлиц и физлиц на общую сумму 2,95 млрд рублей; продажа активов (недвижимость) на сумму 219 млн рублей.

В банке до сих пор действуют введенные 13 марта ограничения на получение наличных и денежные переводы. Но ЦБ считает ситуацию в банке не настолько критичной, чтобы вводить в банке временную администрацию. Более того, ЦБ оказал помощь «Спурту», предоставив кредиты под залог нерыночных активов на сумму 365 млн рублей. Надеемся, выплывет.

Также вызывает вопросы состояние Татагропромбанка, убыток которого в январе — феврале составил 0,6 млрд рублей. Татфондбанк был спонсором Татагропромбанка в платежных системах Visa и MasterCard.

Но «Спурт» и Татагропромбанк — далеко не самые крупные банки Татарстана: «Спурт» на 1 марта занимал седьмое место по активам в регионе, Татагропромбанк — 13-е. Ситуация в банковском секторе Татарстана явно стабилизируется, становится существенно менее напряженной. Региональный банковский микрокризис хотя и не завершен, но подходит к концу. Начинается фаза разбора полетов. 30 марта появилась информация о том, что ушел в отставку управляющий Национальным банком по Республике Татарстан Мидхат Шагиахметов. В Татфондбанке и связанных с ним структурах задержали всех, кого могли, начиная с бывшего председателя правления Роберта Мусина. Наконец, 3 апреля в отставку ушел премьер-министр Республики Татарстан Ильдар Халиков, который был председателем совета директоров Татфондбанка.

Уже можно подвести некоторые итоги микрокризиса. 3 марта были отозваны лицензии у виновника кризиса — Татфондбанка, второго по активам банка Татарстана, а также у двух других банков из Казани — Анкор Банка и ИнтехБанка. Таким образом, банковский сектор Татарстана лишился трех банков из 20, действовавших в начале микрокризиса. Кроме того, 16 января лишился лицензии Булгар Банк, сменивший «прописку» с казанской на ярославскую в августе прошлого года. Однако его бизнес был сосредоточен в Казани. Кроме того, была вновь введена временная администрация в Тимер Банке, санировавшемся Татфондбанком.

Кризис не перекинулся из банковского сектора на экономику региона. Валовой региональный продукт Татарстана по итогам 2016 года вырос в реальном выражении на 2,5%, тогда как ВВП РФ сократился на 0,2%. Сильная региональная экономика оказывает поддержку региональному банковскому сектору.

Банковский сектор Татарстана подвергся тяжелым испытаниям. Второй по размеру активов банк республики пал, но первый — банк «Ак Барс» — уверенно выдержал многочисленные информационные атаки и региональный банковский микрокризис. Республиканские власти, по существу, пожертвовали вторым по размерам активов банком Татарстана, чтобы сохранить первый. Ведь правительству Республики Татарстан принадлежат 76,86% акций «Ак Барса» (напрямую или через связанные структуры), тогда как в Татфондбанке Республика Татарстан контрольным пакетом не располагала — доля правительства и связанных с ним структур составляла не более 49,65%. Также следует отметить, что «Ак Барс» является уполномоченным банком правительства Республики Татарстан, тогда как Татфондбанк таковым не являлся.

«То, что не убивает нас, делает нас сильнее»: в результате микрокризиса на региональном рынке стало меньше конкурентов. Разумеется, после кризиса в Татарстане может усилиться экспансия федеральных банков (в первую очередь государственных), но у региональных игроков перед «варягами» есть ряд несомненных преимуществ: большая гибкость, маневренность и скорость принятия решений, знание местной специфики. Да и поддержка региональных властей, конечно, является мощным фактором успеха в конкурентной борьбе.

Отчетность по РСБУ на 1 марта позволяет утверждать, что финансовое состояние «Ак Барса» не вызывает опасений. 29 марта была опубликована отчетность банка по МСФО за 2016 год. Она также достаточно оптимистична. Размер чистой прибыли — 5,1 млрд рублей за 2016 год против убытка 2,7 млрд рублей за 2015-й. Этот размер отражает поддержку банка со стороны одного из акционеров. В отчете банке по МСФО за 2016 год указано: «В декабре 2016 года в качестве взноса в имущество банк получил от акционера акции крупной компании справедливой стоимостью равной 4 210 837 тысяч рублей на дату передачи, которые впоследствии в декабре 2016 года были проданы банком в полном объеме».

Поддержка банка со стороны государства проявилась и в увеличении средств органов госвласти и госорганизаций в банке — со 108,2 млрд до 129,5 млрд рублей за 2016 год.

Стабильна ситуация и в других наиболее крупных банках Татарстана — в «Аверсе» (27,8% принадлежит Радику Шаймиеву, сыну экс-президента Татарстана), в «Девон-Кредите» (99,75% принадлежит банку «Зенит», контрольный пакет которого, в свою очередь, принадлежит «Татнефти»), в Татсоцбанке, Акибанке и Энергобанке.

http://www.banki.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter